Абсолютный идеализм Гегеля. Диалектика как логика саморазвития абсолютной идеи
Вершиной развития немецкой классической философии является абсолютный объективный идеализм и диалектика как учение о развитии в философии Гегеля Георга Вильгельма Фридриха (1770-1831). Свою обширную и сложную философскую систему Гегель изложил в фундаментальных и содержательных работах: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» («Философия природы», «Философия духа» и др.), «Философия права», «Философия религии», «Философия истории» и др. Абсолютная Идея - основная категория философии Гегеля. Она выступает абсолютным тождеством субъекта и объекта, охватывет в чистом виде в форме системы объективных понятий весь универсум, в его полноте, безусловности, конкретной и личностной всеобщности. Понятие Абсолюта в широкое философское употребление введено Шеллингом. Он трактовал его как божественное первоначало, тождество, т.е. неразделенность субъекта и объекта, из которого рождается все многообразие мира. Проходя через ступени, градации («потенции») развития природы как целесообразного целого, как формы бессознательной жизни духовного (интеллекта) в лице человека и человечества, Абсолют облекается в форму сознания, обретает черты самосознания и самопознания. Для Гегеля высшее определение Абсолюта заключается в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своем развитии все стадии истории природы и общества. Раскрывая свое содержание, которое положено в самой Абсолютной идее, в «ином» (т.е. в природе, в обществе, в человеке, в истории), по этим ступеням он восходит к духу, возвращаясь к единству с самой собой. Абсолютная идея Гегеля - это субстанция - субъект, взятые в их единстве. Она обладает активным, деятельным началом. Дает внутренний импульс к возникновению и развитию мира. Гегель в своей философской системе раскрывает величественный процесс развертывания Абсолютной идеи (мирового разума, мирового духа) диалектически, путем возникновения и разрешения противоречий. Гегель противопоставляет религию и философию лишь по форме, но не по сути. Философию он объявляет более адекватным, логическим выражением истины. Религия же отражает и выражает истину в символических представлениях и образно-эмоциональных переживаниях. По словам Гегеля, «половинчатая философия отдаляет от Бога, истинная же философия приводит к Богу» [6]. Гегель не приемлет интуитивизм Шеллинга. Не называя имени своего друга, он отвергает науку, покоящуюся на интуиции. По Гегелю, она лишена общепонятности и кажется находящейся в исключительном владении отдельных лиц. Интуиция пытается схватить истину разом, и в «голом» виде, развитие здесь исключено, а в лучшем случае происходит повторение одной и той же формулы, пусть даже и усматривающей всюду тождество противоположностей. Гегель видел предметы и явления по своему, он как бы видит их мыслью и мыслит их как бы воочию, приближаясь в этом к Пармениду и Платону. В процессе самореализации и самопознания Абсолютная идея Гегеля проходит три основные стадии развития: 1. Пребывание и развитие идеи в ее собственной стихии - в сфере чистого разума, мышления, где все определения мысли развертываются из нее самой. Это сфера Логики с большой буквы, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики. Именно в ней и протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятий. Объективные понятия, логика и законы их самодвижения выражают саму суть вещей, процессов, явлений, сущего как такового. Понятия - это и есть сущность вещей, взятая в их чистой внутренней необходимости, освобожденная от всех эмпирических случайностей. Законы разума, данные в чистом мышлении, - суть законы самого бытия, смысл и суть самого сущего. В качестве иллюстрации самодвижения идеи и ее соотношения с реальностью приведем несколько примеров. Возьмите историю (человечества, отдельных народов, государств, культур и т.д.). В своей эмпирической, конкретной данности она предстает как сцепление самых разнообразнейших исторических событий, явлений, фактов, действий многообразия личностей, героев, полководцев, царей и т.п. Этот исторический калейдоскоп хронологической и событийной бесконечной паутины доставляет немало трудностей и мучений, а порой требует и зубрежки, что хорошо известно каждому, кто изучал историю, пусть даже в школьном курсе. А если же взять историю по идее, по ее внутренней логике развития, по истине, т. е. дать своеобразную философскую «выжимку» и интерпретацию всего богатства исторического знания, то она предстанет в виде законов, необходимости, той ариадниной нитью, которая указывает продвижение к свободе человека. Гегель уповает не только на могущество, но и на «хитрость разума» в истории, который так или иначе пробивает себе путь. Аналогичные примеры можно найти в экономической сфере. Миллионы хозяйствующих субъектов преследуют свои узко корыстные и эгоистические интересы. За хаотическим сцеплением экономических явлений в производстве, обращении и потреблении, движении товаров, колебаниями спроса и предложения, в игре цен и т.д. - проступает действие разума, законосообразности, та «невидимая рука», по выражению А. Смита, которая регулирует рынок. 2. Второй стадией самодвижения и раскрытия Абсолютной идеи является ее инобытие в различных явлениях и формах неорганической и органической природы. На этой стадии происходит своеобразный отрыв идеи от самой себя, она растворяется, овеществляется, опредмечивается в своем инобытии. Гегель рассматривает природу как инобытие идеи, как бы окаменевший дух. В ней нет движения, развития, прогресса, поэтому не нужно ни обожествлять природу, ни ставить ее произведения выше человеческих свершений. Гегель выделяет механику, физику и органику, дифференцируя каждую из этих сфер на три части. Так, в механике он рассматривает проблему пространства, времени и движения. Гегель не приемлет взгляда Ньютона, согласно которому пространство и время сами по себе пусты и лишь извне заполнены материей. Он отвергает также и атомистику. Гегель смотрит на природу как на систему, схему, а не живой организм. Великий диалектик лишает природу движения и развития. Мир животных организмов характеризуется у него чувствительностью, раздражительностью и самовоспроизведением. Животные руководствуются чувством и это тот предел, выход за который переносит Абсолютную идею в сферу духа. 3. Третья и завершающая стадия самореализации Абсолютной идеи раскрывается в сфере духа. Дух также проходит три ступени. Первая ступень - это становление субъективного духа, восхождение природы и ее поэтапное одухотворение вплоть до человека, индивида с его сознанием, самосознанием и разумом. Вторая ступень - это объективный дух, реализующийся в человеческой истории, общественном развитии, становлении государственности, института семьи, структур гражданского общества. Третья ступень - это абсолютный дух, реализующийся в таких духовных формированиях, как миф, религия, искусство, нравственность, право и политика, наука и философия. Философия является наиболее адекватной формой постижения Абсолютной идеи, которая приходит к своему осознанию в философии Гегеля. И с этого момента, как считает Гегель, Абсолютная идея существует не только «в-себе», но и «для-себя». Вся философия Гегеля пронизана идеей развития, диалектикой абсолютной идеи, духа, разума. Она выстроена на объективно-идеалистической основе: в самодвижении и саморазвитии понятий. «Понятие ведет само себя дальше». Реальные вещи, процессы и явления следуют за саморазвитием идеи. Диалектика вещей выступает производной, отраженной, отчужденной, овеществленной и овнешненной формой подлинной диалектики, присущей жизни только понятия, логоса, Бога. Логическое и историческое у Гегеля совпадают, но примат принадлежит логике: история есть воплощение логического саморазвития идеи. Диалектику как учение о развитии, всеобщих связях и изменении он выразил в последовательной и целостной системе понятий, категорий и законов движения мысли. Всякое развитие, согласно Гегелю, протекает по тройственному циклу или по такой триадной схеме: 1. Вначале происходит утверждение или полагание, выдвижение определенного положения - тезиса; 2. Затем идет отрицание этого утверждения и выдвижение противоположного полагания - антитезиса; 3. Результатом их взаимодействия является отрицание отрицания, «снятие» противоположностей в новом утверждении - полагании – синтезе. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, противоположности снимаются, преодолеваются и в то же время сохраняются и воспроизводятся в некотором высшем и гармоническом единстве. Каждое понятие, а стало быть и каждое явление, стоящее за ним, и в природе, и в общественной жизни, и духовной жизни человека проходят такой тройственный цикл развития. Весь процесс этого цикла (утверждение, отрицание, отрицание отрицания или синтез) воспроизводится вновь, на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Почка исчезает, когда распускается цветок, который в свою очередь пропадает, уступая свое место плоду. Они как бы опровергают друг друга, но, вместе с тем, они образуют органическое единство, в котором каждая из этих форм необходима, и лишь взятые вместе они составляют целое. Не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением. Аналогичным образом дело обстоит и в познании. Истина -это достигнутый результат и путь к нему, это процесс познания, где каждый шаг есть непосредственное продолжение предыдущего. Понять явление невозможно, не уяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии. Развитие идет не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим. Оно совершается переходом количественных изменений в качественные. Источником развития является противоречие, разрешение которого и движет миром. Оно есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения.
|