Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия всеединства и Богочеловечества В.С. Соловьева





Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - гениальный мыслитель России, создавший всеобъемлющую философскую систему. По оценке С.Н.Булгакова, философская система всеединства и Богочеловечества Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Принципом всеединства, целостности и полноты воодушевлялись многие философы и творчески стремились раскрыть его смысл и содержание в своих системах. В свернутом виде принцип всеединства гласит: «Все - во всем». Наиболее значительными философскими учениями, в которых воплощался данный принцип, следует считать неоплатонизм, христианский платонизм, пантеистические доктрины, философские системы Шеллинга и Гегеля.

Характеризуя истоки философии всеединства следует отметить его удивительную способность к творческому и органическому синтезу положительных моментов каждого серьезного философского учения, устремленность на выработку системы, придание ей силы кумулятивности и жизненности в достижении высших целей человека и человечества.

В своей онтологической конструкции Соловьев представлял весь мировой процесс, по своему существу, как восхождение к единству, к всеединству. Он выделяет и характеризует два вида абсолютного. Первым и предельно высшим видом сущего, абсолютного является Бог. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство во всей его глубине и полноте. Бог как дух, как истина, как добро, как красота и любовь пронизывает и скрепляет все многообразие сущего в положительное всеединство.

Вторым и производным от первого, безусловного Абсолюта, тождественного Богу, является становящееся, открывающееся, развивающееся абсолютное. Под ним понимается существующий мир, мир видимый, подчиненный времени, изменениям.

Первый вид Абсолюта, т. е. Божественный мир, по Соловьеву, не подлежит никакому сомнению, а принимается как непосредственная данность и очевидная духовная достоверность. В нем существует должное соотношение всех составляющих его элементов, порядок, гармония и совершенство. Что же касается второго вида абсолютного, то в нем все находится в движении, в борьбе, временной и пространственной разорванности, конкуренции, наличествует зло, эгоизм и страдания. Именно второй вид абсолютного и условного представляет главную загадку и трудность для постигающего его разума.

Положительное или универсальное всеединство рассматривается как идеальный способ и строй бытия, охватывающий не только совокупность вечных идей и прообразов Божественного мира, но и мир природных, социальных и человеческих проявлений в их единении с Богом. Всеединство есть свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как Божественных первообразов и искомого состояния мира. «Я называю, - писал Соловьев, - истинным или положительным всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех... Истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия». Для Соловьева характерен поиск диалектического всеединства, пронизывающего мир природы, человека и Бога как его духовной движущей силы.

Несмотря на качественную несоизмеримость психических и материальных явлений между реальным бытием духовного и материального существует теснейшая связь и постоянное взаимодействие. Речь идет здесь о своеобразной духовной телесности, или о воплощении Абсолютно сущего в материи и ее преображении, просветлении, обожении. В силу этого процесс всемирного совершенствования будучи Богочеловеческим необходимо есть и Богоматериальный процесс. С точки зрения такого восхождения Соловьев выделяет конкретные ступени, естественные и исторические стадии, давая им традиционные и знаменательные названия «царств». От минерального царства осуществляется переход к растительному, от него - к животному, затем наступает природно-человеческое царство и, наконец, царство духовно-человеческое, которое превращается в Богочеловеческое, становится Царством Божьим». Идеальное сочетается здесь с материальным и реальным. По убеждению Соловьева, для этого необходимо проводить дух во все области человеческой и природной жизни, чтобы сомкнулась через нас богочеловеческая цепь мироздания, чтобы небо сочеталось с землею. Категориальная структура этой органической логики духа, которая через действие Абсолюта реализует благо через истину в красоте, дана А.Ф.Лосевым и выглядит следующим образом [3].

 

  Сущее (абсолютное) Бытие (логос) Сущность (идея)
Абсолютное Логос Идея Дух Ум Душа Воля Представление Чувство Благо Истина Красота

В гносеологическом аспекте система всеединства строится на идее цельного знания и человеческого познания, которое выступает органическим сплавом науки, философии и религии. Соловьев выступает против односторонности позитивизма, против пренебрежения духовности и преувеличения научности. Так, эмпиризм ограничивается только видимым, тем, что воспринимается органами чувств. И он не позволяет проникнуть вглубь явлений, недооценивает возможности разума, рационального постижения мира. Рационализм также страдает односторонностью, так как игнорирует чувственную и материальную стороны жизни. То же самое относится и к пониманию общественной жизни. Если учитывать значение лишь экономики, техники и политики, то представление о человеческой жизни будет неполным и неполноценным. Несостоятельным считал Соловьев и взгляд Ницше на становление «Сверхчеловека». В своем «Оправдании добра» он остро замечает: «Поклонник силы и красоты заживо превратился в умственный труп» [4]. Недостаточным является и только религиозный взгляд на мир, тем более выраженный в фанатичной и догматичной форме. По убеждению Соловьева, истина лежит в религиозной области и утверждается актом веры. Именно в религии философия и наука получают свое задание. Свою задачу он видел в том, чтобы раскрыть христианские истины в «форме» философии и «ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему разумную и безусловную форму» с помощью современной науки и философии. Единение мира с Богом осуществляет сам человек в процессе своего исторического творчества, вернее, сотворчества и соработничества с Богом-Творцом. И в этом его великая миссия как духовного центра мироздания и «центра всеобщего сознания природы». Отсюда и цель мировой истории - в восстановлении единства Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Идея всеединства в историческом процессе раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая все национальности, разрешающая все социальные противоречия и устанавливающая духовно-нравственный миропорядок жизни. Наиболее крупные философы России XX в. - кн. С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Б.П. Вышеславцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и другие выдающиеся мыслители творили в русле идей Всеединства и Богочеловечества.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 874. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия