Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Актуальность и смысл философского постижения бытия





Изучение философии как науки в ее современном и системном виде, в форме методологического и теоретического знания предполагает предметное определение ее проблемного поля в онтологических основаниях и гносеологических позициях, в ценностных ориентациях, выверенных способах и формах духовно-практического освоения мира человеком и постижения мира самого человека. Изучение историко-философского раздела курса философии убеждает нас в том, что при всей многополярности и разнообразии философских учений в подавляющем большинстве философских систем можно выделить жесткое ядро, составляющее содержательное и смысловое единство предмета философии, ее основное направление и круг ключевых проблем.

Последовательность, системность и целостность построения теоретического курса философии определяется узловым вопросом философского осмысления - взаимоотношениями человека и мира. Специфика предмета философии как феномена духовной жизни заключается в изучении (осознании и понимании) взаимоотношений человека и мира через призму всеобщих, предельных и универсальных оснований, принципов и законов, постановку и решение смысложизненных проблем. Философское осмысление взаимоотношения «человек - мир» диктует и самую логику построения содержания теоретико-методологической части философского курса и порядок его изучения. В серьезных философских системах основных исторических типов и разных направлений понятие и сам феномен бытия имеет фундаментальное значение. Без философского осмысления и постижения бытия невозможно выстроить картину мироздания, Вселенной, Космоса, Универсума в целом. Понимание бытия является отправной точкой в формировании мировоззрения и жизненной позиции человека, в поиске сокровенных ответов на судьбоносные для него вопросы. И каждый из людей способен их ставить, особенно в моменты высочайшего напряжения своих духовно-нравственных сил. Другое дело, что можно по-разному понимать бытие, вкладывать в него различный смысл, представлять его иерархию и наполнение.

«Вопрос, имеющий полное право быть самым первым, - писал великий немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц, - таков: почему существует нечто, а не ничто?» Ответ мыслителю виделся в предустановленной Богом гармонии. В разработанной им монадологии он доказывает, что сотворенный мир является лучшим из возможных миров. «Я дивлюсь существованию мира. Как поразительно, что что-то существует. Просто невероятно, что мир существует». Еще более поразительно то, что данное суждение принадлежит одному из основоположников логического неопозитивизма Людвигу Витгенштейну (1889-1951). По его мнению, мир состоит из совокупности фактов, логически взаимосвязанных между собой. «Но еще более удивительно то, что он (мир) познаваем», - к такому выводу приходит создатель неоклассической теории относительности Альберт Эйнштейн.

Итак, можно зафиксировать факт реального существования многообразия материальных проявлений вещных, физических, природных, предметных социальных проявлений и духовных состояний мыслительных, эмоционально-чувственных, сознательных и бессознательных, идеальных состояний. Мир в собственно философском смысле есть связная совокупность множественности бытия. И уже в первом приближении следует заметить, что для большинства людей нет сомнений в существовании мира видимого, чувственно (в том числе опытно-экспериментально) воспринимаемого. Но даже если взять мир только в натуралистическом, физическом плане, в нем есть многие фрагменты (скажем, световые волны, радиочастоты, атомы, субэлементные структуры вещества, полей, вакуума, плазмы и т.д.), которые мы не в состоянии увидеть, воспринять чувствами. Скажем точнее: если знать только чувственные восприятия, это значит ничего не знать.

С другой стороны, необходимо признать существование мира невидимого, мира духовной реальности, мира умопостигаемого, и не только на уровне субъективного проявления, но и как мира объективного духа. Задолго до претенциозной новой онтологии К. Поппера (1902-1994) были высказаны содержательные идеи о многомирности и множественности бытия (Платон, В.С.Соловьев), его структуре и иерархичности. В Символе Веры, принятом Никейским Вселенским Собором в 325 г., бытие как всеохватывающая реальность глубоко и сокровенно характеризуется через истину веры «...во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».

В своем познании и практической жизнедеятельности человек изначально вовлечен в мир как таковой, во взаимосвязи и взаимоотношения с необозримым многообразием реально существующих материальных и духовных явлений. И никакая сказочная «шапка невидимка» не даст укрыться от мира как реальности, в его целостности и всеединстве, неисчерпаемости и различии вещей, предметов, процессов и явлений, обладающих собственной логикой существования и развития. Выражаясь философским языком, все «бытийствует», хотя и по-своему. И с этим человеку приходится считаться, осваивать, осмысливать не только на досуге, но, как говорится, на каждом шагу.

Поэтому философское понимание бытия близко к обыденному восприятию таких непременных явлений как «быть», «есть», «существовать», «присутствовать», «находиться в наличности» и т.п.Однако по своему смыслу и значению философская категория бытия глубже и полнее. Она выражает устремленность человека на поиск и обретение непреходящего, вечного и неизменного, единого и истинно сущего, находящегося за миром чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Бытие в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, воспринимаемая в предельно общем понятии о существовании, о сущем вообще. Стремление найти, выделить и обосновать единое, сущее в многообразии и изменчивости процессов, событий и явлений, выйти на понимание Абсолюта, первопричин, предельных и конечных оснований бытия как всеохватывающей реальности с позиций целостности, всеобщности и конкретности, смысла и ценностно-целевых полаганий, диалектического постижения - так можно выразить сущность человеческой драмы в ее философском измерении.

Вполне резонно встает вопрос: мир существует в единстве и целостности как уникальное образование или в неисчислимом множестве? Судите сами. Есть мир физический и есть мир метафизический; мир божественный и мир человеческий; мир идеальный и мир реальный; мир экономический, социальный, политический, культурный, мир красоты, истины, добра, любви и даже мир абсурда. И такое членение можно продолжать до бесконечности - в зависимости от оснований и принципов классификации бытия. Но спрашивается: есть ли необходимость в удвоении, утроении... существующего мира?

С Аристотеля складывается познавательная установка на то, что умножение сущностей и принципов не эвристично. Достаточно для нас и одного мира, в котором мы живем со всеми его радостями и бедами, тревогами и надеждами. Есть все основания полагать, что мир один в своей целостности и единстве, но бесконечен и неисчерпаем в разнообразии сфер, аспектов и граней своего проявления. На реальность единства и целостности мира указывают современные достижения голографической науки. В соответствии с ней Вселенная представляет собой своеобразную голограмму, каждый элемент и даже мельчайшая частица которой является микрокосмом, содержащим информацию о всей материальной структуре физического мира.

По образному выражению А. Пуанкаре, «Вселенная издана в одном экземпляре и охватывает все». Зададимся вопросом о том, возможно ли охватить мир в его целостности и полноте на основе какого-то общего, объединительного и безусловного признака для всех явлений окружающего мира, их общности и со родственности всего всему? А для этого придется мысленно отвлечься, абстрагироваться от всего отдельного, единичного, конкретного и специфического в бесконечном богатстве их проявления. При таком абстрагировании мы имеем, по словам Гегеля, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту, бытие в его стерильной чистоте. Но чистое бытие, лишенное всякой определенности, тождественное по сути ничто, таит в себе и начало всего, в нем коренится возможность, потенция, зародыш возникновения и становления нечто. Причем, начало всегда содержит в себе и определенную возможность конца, завершенности.

В числе величайших прозрений и заслуг философской мысли является открытие уже в глубокой древности такого фундаментального положения как идея всепроникающего единства и взаимосвязи в бесконечном многообразии вещей, явлений и процессов. Она выражена основополагающим философским принципом: «Все во всем». Говоря простыми словами, нельзя пошевелить мизинцем, чтобы не затронуть нитей мироздания. Все взаимодействует прямо или опосредованно со всем. Мир буквально выткан из паутинок неисчислимых связей и отношений. Антропологический аспект всеединства, целостности и взаимосвязи Ф.М. Достоевский выразил так: «Человечество - это океан, тронь в одном месте - в другом отзовется». Чужого горя не бывает. Пули, что в мире пролетали, всегда мне в сердце попадали.

Идея всепроникающего мирового всеединства, по признанию Н.О. Лосского, его буквально осенила и пронзила. Она дала ответы на все мучавшие его вопросы, стала руководящей мыслью, привела в метафизике (онтологии) к органическому мировоззрению, а в гносеологии - к интуитивизму. Сама интуиция (прямое знание, усмотрение истины непосредственно) возможна благодаря тому, что мир есть органическое целое, органическая целостность субъекта и объекта, своеобразного тождества бытия и мышления. Поэтому все элементы мира некоторою своей стороной сращены друг с другом. И познающее «Я» может наблюдать непосредственно не только свои переживания, но и заглядывать прямо в сами недра бытия.

Лосский убедительно доказывает изначальную сочетанность, сращенность всякого субъекта со всеми объектами мировой целостности. Причем такая сочетанность субъекта с объектом есть не просто физическая близость, а специфическое единство духовного типа, сверх пространственное и сверхвременное. И в этом он усматривает безусловное условие всякой интуиции, ее возможности. В известной мере способность интуиции присуща каждому из нас. (Наверное, и вы сами можете привести свои примеры некоего озарения, откровения, прозрения и прямого усмотрения истины.) Благодаря интуиции мы способны познавать предметы на любом расстоянии от себя, в любом отдалении во времени от наличного акта умозрения, обсуждения, припоминания и т.п.

Особенности духовной реальности таковы, что без напускной таинственности, туманности, свойственной эзотеризму и герметике (учение, хранимое в тайне, закрытое для непосвященных) можно проникнуть и постичь философски и религиозно, художественно, теоретически и практически специфические качества духовного бытия, бытия духовного. И если посмотреть глазами великих классиков философии, то можно отчетливо зафиксировать стремление выхода за пределы физических и психических процессов, неукротимого прорыва в сферу духовного.

Русская философия, вся русская культура сориентированы в постижении бытия на вольное единство с миром, на принятие бытия как со - бытия, а не на против - бытия, напряженное противостояние миру.

Есть две установки по отношению к бытию. Одна из них акцентирует очевидное различие между субъектом и объектом, доводя его до противоположности, до полного равнодушия и враждебности мира к человеку, уподобления человеческого существования своеобразной круговерти подобно белке в колесе, или сизифову труду, с его напряженными, но тщетными усилиями в чуждом мире и вечно чреватыми срывами.

Вторая установка, разделяемая в основном русской философией, заключается в том, что цельный человек обретает достойное существование только в целостном мире. Ощущение человека себя со родственной частицей безбрежного океана бытия, слияния с миром, открытость миру и любовь к миру образно и поэтически вдохновенно выражена в русской литературе.

Таким образом, с онтологических позиций как предельных оснований и структурной иерархии бытия мир предстает как единство многообразного и единого, абсолютного и относительного, вечного и временного.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 605. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия