Студопедия — Русская идея в духовном самоопределении России
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская идея в духовном самоопределении России






В духовной сокровищнице отечественного наследия наряду со многими выдающимися достижениями, открытиями и прозрениями особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства проблем становится бесперспективным, тупиковым. Отсутствие ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость. «Если с дороги сбились, главное – воротиться на дорогу», – писал К.С.Аксаков в статье «Русское воззрение». «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла».

Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси – такова смысловая нить самобытия России в его преемственности и развития. Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С.Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал – и не консервативный, и не либеральный(и не социалистический – А.В.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный» [1] . Нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание (Ф.М. Достоевский). Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства общественно значимых проблем становится бесперспективным, тупиковым.

Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития - непреходящая задача. Она вызвана не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Говоря словами А.М.Горчакова, «Россия сосредоточивается». Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному, высшему идеалу и его практическому осуществлению у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. Идеал высшего и совершенного не только направляет, освещает, но и освящает жизненный путь человека и судьбу народа. Дух человека, его разум, его совесть взыскуют о высоком и справедливом хозяйственном и социальном устроении. Взыскует сама жизнь. Развитие общества определяется духовным состоянием социума и человека. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием. Ценностные основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности.

Современной академической историографии и обществоведению присуще странное сочетание фактологической полноты, тщательности и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью, беспомощностью, своеобразным «мировоззренческим инфантилизмом». Такое понимание социума кроется в безверии, в концентрации внимания на проявлениях зла, анархии и произвола, присущих, якобы, по самой природе русскому человеку. Иная позиция заключается в духовном постижении и понимании русской истории как «промыслительного Божьего попечения о России». События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям». Они свидетельствуют о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Ключ к пониманию русской жизни лежит в области духовного постижения. Камнем преткновения при этом во многом остаётся сложность определения феномена духовности посредством только рациональных процедур. Что такое дух, духовность? Духовность – одна! Нет ее мирской или монашеской, светской или религиозной. Дух, по Аристотелю, это «энтелехия, или душа души», по Платону - «крылья души». Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И.А.Ильина. Он утверждает духовное достояние Отечества как «постигнутый… народом лик Божества.

С сожалением приходится констатировать, что глубина, системность и острота общественного кризиса не спадает. Страна находится в состоянии постоянного лихорадочного реформирования всего и вся. Правда, термин «реформирование» заменяем сегодня на более благозвучное слово «модернизация». Создается впечатление, что взят какой-то долговременный подряд на реформы, сработанный на разрушение России. Скажем так: все, что отреформировано – нежизненно, несостоятельно, как говорят в народе – «приказало долго жить». Человеческая и социальная плата становится все более непомерной. Разрушительные и видимые последствия кризиса достигают необратимых пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека. За лихое время 90-х годов Россия потеряла более половины валового продукта. Еще более значимы потери в качественном отношении – в деиндустриализации экономики, падении производительности труда, снижении до полпроцента в мировом производстве наукоёмкого и инновационного сектора. Сужается воспроизводственный потенциал страны. Разрушаются основные системы жизнеобеспечения. Необходимо мужественно признать, что мы входим в новый виток нестабильности. Стране не предложено стратегического общенационального социально-экономического проекта. Более того, решение о превращении России в «энергетическую сверхдержаву» и открытие своих нефтегазовых кладовых для иностранного капитала обрекают страну на участь сырьевого придатка.

Слом социально-экономического уклада жизни народа России на основе либерального фундаментализма, купли и продажи земли, приватизации ее природных, Богом данных недр привели к «выращиванию» сотни миллиардеров и вывозу капитала за рубеж. Нефтедолларовый дождь, пролившийся в Стабилизационный фонд и Золотовалютный резерв (в своей совокупности к началу очередной волны кризиса они достигали 700 миллиардов долларов), прошел мимо России, ее народа. А финансовую структуру США пополнил длинными и короткими, живыми, наличными деньгами под мизерный процент кредита. И в то же время, как заклинание, звучит призыв о привлечении в страну иностранных инвесторов. Общество глубоко расколото по десяткам направлений и позициям экономического, социального, политического, регионального, идеологического и другого характера. Думается, что всуе задаваться вопросом, а кто взрывает наше единство? Сознание людей целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма. В культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается путь углубления раскола.

Но страна и народ не могут бесконечно пребывать в состоянии напряженной неопределенности. России нужна предсказуемость будущего, базирующаяся на незыблемых духовных основаниях. Обществознание находится в поисках путей выхода из состояния экономического хаоса, социальной напряженности, политического и идеологического противостояния различных общественных сил. Поиск будет продуктивен только на своем пути, с ясным пониманием ценностей, идеалов и национальных интересов, которыми строилась, росла и жила Россия. Нашими учеными выдвинут комплекс идей и теоретических положений концептуального, программного и прикладного характера. Имеются обоснованные проекты и социальные технологии по преодолению кризиса. Они обеспечивают выход на динамичный и устойчивый путь интегративного естественно исторического развития с учетом закономерностей общего цивилизационного характера и российского опыта, отечественных традиций и ценностей. Выход из тисков затяжного и разрушительного кризиса потребует не только внешних преобразований. Естественно-исторический путь устойчивого общественного развития требует внутреннего, душевно-духовного преображения самого человека. Славное имя великого сына России – Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие и продуманные заветы с полным основанием и по праву занимают особое место в нашей духовной сокровищнице. Они единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа – пути Святой Руси. Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития становится непреходящей задачей.

Глубокая и основательная разработка понятия и феномена идеи восходит к Платону и Аристотелю. В их понимании идея – выражение духовной сущности, смысла, цели, назначения, закона, целостности явлений. И все же мы не должны удовлетвориться этим абстрактным и платоническим представлением. Идея, в ее живом и творческом воплощении, – это не просто идеал, с которым должна сообразоваться действительность, и не некое состояние, которое должно быть установлено. Русская идея в своих сущностно-смысловых духовных конструктах и социальных скрепах дана в самой яви, в жизни. Она бытийствует и пульсирует в недрах народной жизни, ведет и направляет народ, находит свое выражение и воплощение в его высших творениях, начиная от выдающихся светочей, гениев (будь-то это наука, культура, искусство, хозяйство, социальное и государственное служение) и кончая простыми людьми, мастерами своего дела.

По выражению И.А.Ильина, ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она выражает русское историческое своеобразие и в то же время – русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. Русская идея укоренена в нас, в нашей истории, культуре и Православии, в хозяйственном укладе жизни и социальном устроении. Она осмыслена и предельно ясно выражена в своей преемственности и полноте выдающимися русскими мыслителями, государственными, общественными и хозяйственными деятелями, учеными и полководцами, лучшими представителями многонационального народа России в сущностных основах ее исторического самостояния. Она выражает выстраданный и выверенный ее тысяча сто пятидесятилетней историей духовно-нравственный идеал, национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира.

Чтобы понять глубинный смысл русской идеи – общенациональной по своей форме, общероссийской по своему социальному содержанию и духовно-ценностный фонд как ядро общегосударственной идеологии – необходимо исторически верно определиться в понимании субъектности и самоидентификации российского народа как уникальной социально-этнической общности. Российский народ не есть конгломерат механического соединения различных этносов и национальных групп. По своему существу он представляет собой исторически сложившуюся и развивающуюся суперэтническую, межнациональную общность. Органическая целостность и единство российского народа скрепляются узами территориально-природной жизни, хозяйственно-экономической взаимозависимости, общностью социальной структуры и государственно-гражданских форм самоорганизации.

Духовно-нравственные основания общероссийской национальной идеи имеют базовую ценность, выполняют несущую и определяющую роль в самом бытийствовании России. Общность черт социальной психологии и культурно-языковая близость связаны и предопределены самой судьбой России. Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, преемницей Союза ССР. Большинство народов на территории России сложились как этнические общности, коренные и государствообразующие народы при объединяющей и консолидирующей роли русского народа. Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно-исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов.

Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать (порой несогласуемые) интересы и устремления самых различных, порой диаметрально противоположных социальных и политических сил. Какой должна быть общенациональная идея России? Рынок сам по себе, как и гражданское общество, правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократия является необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Только высшие ценности формируют образ совершенства как идеала, знание объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой полноты жизни человека. Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека.

Ф.М.Достоевский пророчески вопрошал: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 года на заседании общества любителей русской словесности: «Фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: «Правда, дескать, где-то вне его, может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью. И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого…». Достоевский развернуто дает решение вопроса – по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В.С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига[2].

Упреждающая социально-экономическая политика должна быть выстроена на духовно-нравственной основе, социальной справедливости и солидарности в деле спасения народа, страны, государства. Думается, что каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально-демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что следует делать – и по направлениям, и поэлементно, и системно; сегодня, здесь и сейчас и в перспективе. Главные опорные звенья этого домостроительства и человекосозидания – семья, дом, работа, образование и наука, здоровье и культура, Православная вера и мать Церковь. И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное – люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. Ведь главное в человеке – это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания.

Духовные и смысловые конструкты Русской идеи Ильин называет «огнями жизни». Поистине, они животворят, духотворят, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты русской идеи как нашей духовной конституции и незыблемого духовного суверенитета, выверены и ясно сформулированы славными сынами России:

Духовность (Православие) – приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.

Самобытность и традиция – верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;

Патриотизм, державность и государственность – Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь – в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.

Соборность, коллективизм и социальная справедливость;

Культура, творчество и свобода – утверждение в положительной свободе, в свободе от греха.

Созидание (а не простое уравнение и перераспределение) – утверждение в труде. Для молодежи – «не игра в труд», а труд созидания как спасение и служение, с заботой о людях.

Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины Православной веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.

Русская идея – общенациональная идея, потому что она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы, а всесословный, общесоциальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Чтобы все вместе и каждый в отдельности могли найти в России родное лоно, поприще достойного социального служения и свободного развития. Русская идея содержит основополагающие принципы русского пути. Она является стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, преодоления общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России. Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу – общероссийской идеи. Она базируется на мощном этнически гомогенном базисе русскости (80% в составе населения России составляют русские), русского языка и русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 300 млн. человек, российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает Православие.

Идеология выражает и артикулирует потребности и интересы людей в системе взглядов на основе определенного социального идеала и духовных ценностей. У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности, интересы, которые выражаются, обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности.

Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня: народа, этноса, социума, общества в целом. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать (с позиций цельности), порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе его в конкретных и общезначимых проектах, а главное – в практических делах.

Идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Ибо устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Иное дело – какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес. Будущее без образа, идеала, цели – безобразие, форменное или фирменное. Патриарх РПЦ Кирилл на конференции, посвященной 1150-летию древнерусской государственности, подчеркнул: «Любое строительство начинается с проекта. А еще ранее — с самого общего видения того, что, собственно, собираешься строить, с воображения, с создания образа. Иногда это происходит на уровне фантазии, иногда на уровне мечты, но любому проекту предшествует эта мечта или эта фантазия, этот образ, который порой возникает чисто интуитивно. Созидание будущего предполагает реализацию этого образа. Сегодня одна из проблем нашей общественной жизни — это как раз отсутствие такого образа будущего. Люди охотно выражают свое недовольство настоящим, но им гораздо труднее сформулировать, куда они хотели бы прийти от нынешнего состояния дел, какую страну хотели бы построить. (Выделено А.В.)Конечно, у многих профессиональных сообществ есть конкретные цели и задачи — проложить дороги, построить города, повысить уровень сельскохозяйственного производства, вообще развить экономику. Но речь идет не об отдельных отраслях и даже не только о внешнем обустройстве жизни страны — речь идет об образе этой страны, которую мы должны или хотим построить. Ведь понимание того, куда нам надо идти, проистекает от знания того, откуда мы пришли в данную точку. Только так путь человека или нации обретает шанс оказаться похожим на вектор, а не на сложную ломаную кривую. Достойное будущее может быть создано только на прочном историческом фундаменте, и в этом смысле история — это не только наука о прошлом. Это что-то более важное, потому что без знания истории, без осознания того, что есть исторический фундамент бытия, невозможно возводить здание».

Патриарх высказался и о фундаменте традиции духовного и культурного преемства:«При слове «традиция» современные люди, особенно молодые, нередко выражают недоумение и даже скептицизм. «Традиция», «традиционалист», «традиционный» связаны с чем-то давно прошедшим, ненужным, мешающим. «На самом деле традиция — это ведь не воспоминание о прошлом, а традиция — это способ передачи ценностей из поколения в поколение. Ведь даже самый радикально настроенный в отношении традиции студент открывает учебник, написанный не его сверстниками, а человеком, которого, может быть, и в живых нет. Он возрастает на мыслях, на знаниях, на опыте тех, кого уже нет. А как перешли эти знания, опыт, мысли, идеи? Они достались нам по традиции. Традиция — это способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение. Это не значит, что традиция призвана сохранять все, что принадлежало прошлому. Ведь мы не сохраняем мусор, мы его выкидываем. Человек, живя и работая, производит много ненужного для сохранения на будущее. Но подлинная ценность передается не иначе, как по традиции. Когда нам навязывают европейский или азиатский, или иной путь развития, как правило, имеют в виду подражание и воспроизводство определенных политических и культурных моделей. Но подражание, копирование всегда уступает подлиннику. В нем отсутствует оригинальное начало, подлинное авторство. За редчайшим исключением копия и по качеству своему отстает от подлинника. Кто создает копию, поставляет себя в подчиненное положение по отношению к автору оригинала. Всегда есть зазор в сторону понижения. Строить цивилизацию на основе подражания означает детерминировать развитие таким образом, что оно в принципе всегда будет отставать от тех, кто рождал и рождает подлинник. Быть ведомым — это опасно, по крайней мере для взрослого возраста. Быть ведомым в молодости, в детстве необходимо. Но когда человек вырастает, он перестает быть ведомым. И только тогда раскрывается потенциал его свободного развития».

В устойчивом развитии и сохранении стабильности общества особо важная роль принадлежит образованию. Образовывают человека в соответствии с принятым идеалом – эталоном, образцом, первообразом, образуют в целом человека, во всей полноте его сущности и многомерности существования. В таком плане можно говорить о созидании человека образованием и культурой. Высшая и конечная цель образования неизменна. Это – человекообразование, человекотворение, человекосозидание. Это формирование личности в соответствии определенному образу, идеалу и смыслу человеческого бытия. Хозяйство никогда не было и не будет отвлеченно человеческим, неким экономическим «эсперанто». Оно всегда имеет свои самобытные национально-исторические формы и содержание. И лишь в таком варианте оно оптимально, эффективно, социально справедливо и направлено на духовное развитие человека и улучшение его качества жизни.

По слову Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Всемирном Русском Народном Соборе «экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и, более того, нежизнеспособна».. За четверть века постсоветского времени нам была дана возможность до дна испить «чашу» либерализма и чужеземной демократии. Но и сейчас еще это зелье пытаются вливать в нас, представляя его «живой водой» по всем каналам массовой дез- информации алхимики либерал-монетаризма и жрецы хрематистики.

России не двадцать четыре постсоветских годов, и не девяносто семь послеоктябрьских лет, а полных 1152 государственно оформленных лет. Духовно-нравственный вектор развития страны требует воссоздать ее образ не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный (не заемный, чужеземный и чужебесный), а собственный путь развития. И никто за нас его не пройдет. Все этапы героического, созидательного и одновременно драматического исторического пути (всех семи «Русей» – от языческой до современной постсоветской) должны быть поняты, оценены и осмыслены.

Наибольший интерес вызывают исходный рубеж и современный этап нашей истории. Постижение будет продуктивно с позиции их внутреннего единства и сохранения самоидентичности, глубокой преемственности и взаимодополнительности, творческого синтеза и актуализации выверенного опыта в социально-исторической практике народа. Поиски «золотого века» в истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого этапа или периода.

 

Период советской России является связующим и базовым звеном в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России. Советский социалистический проект еще ждет добросовестных исследователей. Наука сегодня в большом долгу перед обществом, народом, страной. Конечно, «восстановить» или вернуться в любой прожитый и пережитый период невозможно. Но в стратегическом видении необходим весь исторический масштаб государственного самостояния и самобытия России. Требуется максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Нельзя разрывать в своем беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить самобытия народа, связность и непрерывность его истории. Жалкими потугами выглядят попытки «Суда времени» и «Исторического процесса», затеянными нынешними фальсификаторами. Резонансные теледебаты по ним всегда заканчиваются разгромным счетом не в пользу их организаторов. Безвременье не вправе и не в состоянии правдиво судить историческое время!

 

Вершинным достижением и завершающим аккордом русской философии стал идеал-реализм. И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни, ее одухотворения.

Современность входит в историю России начавшимся осознанием национальной идеи. Идеи восстановления сильного, социально справедливого государства, духовно-нравственного вектора общественного развития, решения масштабных задач технико-технологического перевооружения производства и формирования нового социально-экономического уклада. Подготовки двадцати пяти миллионов квалифицированных специалистов современной формации, профессионально и социально компетентных, с прочным запасом духовности. Воссоединением со своей Матерью-Родиной Крыма и Севастополя, укреплением русского мира. Началом обретения Россией подлинной независимости, конца либерального безвременья, засилья олигархов, идеологии подражательства и безволия. Отступление заканчивается. Народу нужны созидательные перемены. Все стоящие перед страной проблемы, дополняемые западными санкциями, преодолимы. При условии духовного и социального единства народа.

 

В статье Г.П.Федотова «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт.). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи – пусть нашей эпохи – только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь». Россия, Родина – выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица.

В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием. «Кто бы я ни был – я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим» - таковой была жизненная позиция и гражданская молитва великого сына России Ивана Александровича Ильина.

 

Литература

1. Хорунжий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 193-194.

2. См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1, ч. 1. Л., 1991. С. 12-13.

3. Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1994. С. 126.

4. Соловьев В. С. Оправдание добра. С. 49-50.

5. Гончаров, С.З., Ветошкин, А.П. Духовная актология Ивана Ильина/С.З. Гончаров, А.П. Ветошкин / Духовно-нравственный путь развития России. Материалы V Всероссийских Ильинских научно-богословских Чтений 9-13 мая 2007 г. Екатеринбург-Ярославль-Санкт-Петербург, 2007.

6. Флоренский, П.А. Смысл идеализма /П.А. Флоренский. – Сергиев Посад, 1914.

7. Зеньковский, В.В. История русской философии/В.В. Зеньковский. В 2 т. Т. 1. – Л., 1991.

8. Гончаров, С.З. Философия совершенства Ивана Ильина/С.З. Гончаров. Екатеринбург, Изд-во Уральского института бизнеса. 2007. – 551 с.

9. Франк, С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию/С.Л. Франк. – М., 1922.

10. Трубецкой, С.Н. Сочинения. /С.Н. Трубецкой. М., 1994.

11. Трубецкой, С.Н. Учение о Логосе в его истории: Философско-историческое исследование/С.Н. Трубецкой. М.: ООО Изд-во АСТ; Харьков: «Фолио», 2000.

12. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. Том 1/И.А. Ильин. – М.: Русская книга, 2002.

13. Ильин, И.А. Путь к очевидности/И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993.

14. Вернадский, В.И. Русская интеллигенция и новая Россия/ Из доклада на съезде таврической научной ассоциации/В.И. Вернадский / Биосфера и ноосфера. Изд-во «Рольф». – М., 2002.

15. Бердяев, Н.А. Философия свободы духа /Н.А. Бердяев – М., 1994.

16. Соловьев,В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Соч. В 2-х т. М., 1988. Т. 2. С. 304.


 


 

 


 


Идеи старообрядчества
Философская мысль «смутного времени» и периода церковного раскола (XVIIв.)

 

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ «Смутного времени»
Авраам Палицын (XVIIв.) Иван Тимофеев (вт. пол. XVIв.-1629)

 

Философская и общественная мысль периода раскола

 

Аввакум (1620{21}-1682)

 

ПРОСВЕТИТЕЛИ Симеон Полоцкий (1629-1680) Юрий Крижанич (1617-1683) Петр Могила (1595-1674)

 

Никон (1605-1681) Алексей Михайлович (1629-1676)

 

Апокрифическая литература

 

 








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 659. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия