Философская антропология. Неотомизм и религиозные школы
В широком смысле философская антропология все центральные проблемы философии рассматривает через познание человека во всей полноте его бытия, природы и сущности, смысла существования человека в лице М. Шелера (1874-1928), М. Бубера (1878-1965), Г. Плеснера (1892-1985) и А. Гелена (1904-1976) исходит из позиций соучастия и сотрудничества человека в жизни мира, исполнения сверх мировых ценностей, причастности к абсолютному, солидарности со всем существующим. Человек есть единственное существо во вселенной, благодаря которому мир обретает свое самосознание. Философская антропология стремится синтезировать научные данные о происхождении человека, биологический и социально-антропологический материал с доказательством ориентации человека на высшее, сверх земное бытие, на абсолютное знание и вечные ценности. Отсюда проистекает органичная связь философии и религии, выражающаяся в поиске сопричастности божественному, в поиске путей святости человека, постижению сущего и обожению человека. М.Шелер полагал, что человек должен быть понят как независимый от биологической природы дух, подчиненный новому порядку и новому единству, основанному на любви. Он может быть правильно понят лишь в свете идеи Бога, как движение и переход к божественному состоянию – через труд и образование, усвоение образцов добра, святости, милости, веры и любви. Согласно А. Гелену, человек является «биологически недостаточным» существом, поэтому история, общество и его институты, культура предстают в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его полу инстинктивные устремления. В творчестве Г. Плеснера утверждается центральное место и исключительное положение человека в мире. Вместе с тем человек трактуется как непостижимая тайна бытия, как существо, которое в своей деятельности постоянно выходит за пределы реального мира к неким трансцендентным далям. М. Бубер специфику человеческого бытия, личности, духа, любви Бога основывает на философии межчеловеческих отношений «Я-Ты». Это предполагает установление неотчужденных, одухотворенных, аутентичных связей между человеком и его окружением по шкале высших ценностей. В диалогическом пространстве «Я-Ты» определяющей становится установка человека на контакт с Богом или с идолами, его замещающими (власть, деньги, комфорт, безличное «Оно»). Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной философии». С 1879 года неотомизм признан официальной философией римско-католической церкви. К середине XX века влияние неотомизма выходит за рамки католической школы, становится одним из главных течений, но уже с 60-х гг. его влияние постепенно идет на убыль. Представители неотомизма – Маритен, Шестон (Франция), Веттер (Италия), Бохенский (Германия) и др. Неотомизм – это объективный идеализм, выступающий против материализма и субъективного идеализма. Он претендует на универсализм: на синтез веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Но этот синтез осуществляется на религиозной догматической основе – неприкасаемости к божественному откровению. Неотомизм – это философское обоснование религии. Основная его задача – рациональное раскрытие и оправдание истин теологии. Мир представляется как сотворенный Богом иерархически расчлененным на ряд ступеней. Материя – пассивное начало, которое приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Формой и сущностью всех видов бытия является не материальная и потому бессмертная душа. Высшая форма не связана с материей. Этой формой является Бог. В современном неотомизме соединены элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума) с отдельными положениями новых идеалистических систем. Для того, чтобы неотомизм был ближе и более приемлем для широких масс, пришлось отказаться от некоторых догм и сделать его более лояльным по отношению к достижениям современности (естествознанию, научной теории, искусству). Наблюдается также тенденция сближения принципов неотомизма с идеями экзистенциализма и других школ. Разновидностью современного неотомизма является тейярдизм. Основатель его – французский ученый, философ и теолог Пьер Тейяр де Шарден. Его учение – христианский эволюционизм – разновидность диалектического пантеизма. Бог у него – это «Христос эволюция», он есть в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (космогенез = христогенез), он изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. Есть элементы диалектики – скачкообразность, противоречивость и др.Процесс совершенствования мира связан с появлением человека (вершины эволюции, направленной в будущее) и осуществляется через его сознание и деятельность. Главное место в этой деятельности отводится науке, но она трактуется как разновидность религиозного отношения к действительности. Тейяр надеется устранить противоречия между верой и знанием. Значительное место в его трудах занимают вопросы модернизации христианства, которые не только получили широкое распространение на западе, но и многие его предложения были приняты в процессе модернизации христианского учения. Идеи Тейяра используются представителями различных общественных групп и философских школ, ибо они содержат элементы гуманизма и оптимизма, чем отличаются от других течений современной западной философии. В современном неотомизме различают палеотомизм, представители которого именуют себя «строгими томистами», сохраняют в неприкосновенности учение Фомы Аквинского с ее центральной идеей – гармонии веры и разума, религии и науки. Собственно неотомизм, действующий по формуле папы Льва XIII «старое обогащать новым» и стремиться «развить» устарелое. Но при этом основное содержание томизма – религиозные положения о существовании Бога, бессмертной души, о сотворении мира Богом, о свободе воли – остаются незыблемыми. Цель неотомизма – сохранить веру и использовать науку, чтобы отстоять веру (например, теория «тепловой смерти Вселенной», и т.п.), только смирение перед Богом сможет укротить гордыню и восстановить гармонию мира и все поставить «на круги своя». Высказываются даже идеи синтеза неотомизма с марксизмом и путем внедрения технических и научных достижений в жизнь, переустройства мира на основе веры в Бога и социалистических идей, то есть постепенного врастания капитализма в социализм. Неотомизм стремится к синтезу различных духовных ценностей, претендуя на универсализм.
10. Структурализм и постмодернизм Во второй половине XX века влиятельным философским течением становится структурализм. Структурализм как философское направление оформился в 20-50-е годы. Его возникновение связано с переходом ряда гуманитарных наук от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования. На основе этого структурный метод естественно-научного знания становится методом гуманитарных наук. Зарождение структурализма связывают с именем швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра,который рассматривал язык как систему знаков, превратив лингвистику в новую науку, изучающую знаки – семиологию. Структурализм объединил разные исследования, направленные на поиск глубинных универсальных структур. Методологической основой структурализма является изучение структуры как совокупности отношений, где структура рассматривается как устойчивый «скелет» какого-либо объекта и совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить другие путём перестановки его элементов. Глубинная структура объектов, как совокупности знаковых систем, выражена в знаковой символической форме, то есть в языке. Выявлению структуры, системно-структурных образований, сохраняющих устойчивость своих элементов, связей и отношений в различных формах социокультурной жизнедеятельности придается определяющее значение как принципу функционирования и методу изучения различных форм социокультурной жизнедеятельности. Идея применения метода структурной лингвистики в разных областях культуры связана с именем французского философа и антрополога Клода Леви Строса. Исследуя культуру первобытного общества, он пришёл к выводу, что в первобытном обществе существовал особого рода язык – сверх рационализм, как гармония чувственного и рационального начал, утраченная современной европейской цивилизацией. Мифологическое мышление – это коллективное бессознательное с особой структурой мышления, где решающее значение имеют не слова, а структуры, при этом структуры едины для всех «языков». Стремление раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления перерастает в поиск метафизических сущностей различных объектов и систем. Структурализм предполагает движение от первичной организации наблюдаемых фактов в рамках исследовательской задачи к выявлению и описанию внутренней структуры объекта. Дается иерархия его элементов и частей, описываются взаимосвязи между ними на различных уровнях функционирования, выстраивается соответствующая теоретическая модель объекта. С помощью такой модели дается интерпретация исследуемого материала. Идеи структурализма имеют определенную методологическую роль в становлении междисциплинарных комплексных исследований явлений культуры, сближают естественные и гуманитарные науки при сохранении их специфики (в объекте, предмете, методах и результатах познания). Представителем пост структурализма является Мишель Фуко, который применил его методы к исследованию социально-исторических форм существования, организации и распространения знаний. Основные понятия его философии – «структура опыта», «дискурс», «эпистема». Понятие «структура опыта» обозначает культурные ситуации. Понятие «дискурс» (лат. discursus – соображение, аргумент) – это «модель аргументов», где большее внимание уделяется процессу анализа, нежели его результату, при этом акцент делается на здравый смысл, а единство понимания определяется наличием общих установок у исследователей. Так, Фуко на примере обсуждения проблемы сумасшествия иллюстрирует существование в обществах разных дискурсов в виде типов мышления и ракурсов видения общественной проблемы. Если в раннем средневековье сумасшедший рассматривался как наделённый особым видением индивид, то в XX веке – как больной, требующий изоляции и лечения. По мнению Фуко, дискурсы могут изменять друг друга, сосуществовать и поддерживать друг друга, или находиться в состоянии разногласия и конфликта. Понятие «эпистема» отражает совокупность отношений, которые могут объединять дискурсивные практики, возникающие в конкретных контекстах. Постмодернизм. Своеобразной ответной реакцией на духовный кризис современного мира стала философия постмодернизма, бурно стартовавшего на финише трагического XX века. Она предложила свою версию – конструкцию (вернее сказать, деконструкцию) для преодоления горизонтов современности и прорыва в будущее. Пока еще нет достаточных оснований квалифицировать данное течение как завершенное и разработанное в целом. Но нельзя не отметить то своеобразие, на которое претендует культурно-мировоззренческая программа постмодерна. Особенностью постмодернистских концепций является формирование нового жанра – «дискурсов», которые представляют собой критический анализ различных явлений, отказ от логически строгих теорий с опорой на идеологии, следствием чего является неопределённость и фрагментарность в изложении концептуальных положений. Диалогичность выражается в таком приёме, как обращение к «Другому» с приглашением равного «участия в игре». Действительность не объясняется, а конструируется или реконструируется, то есть рассматривается как проект, который может быть развёрнут в разных направлениях. Духовными отцами современного постмодернизма по праву считаются французские философы Жак Деррида (р. 1930), Жиль Делез (р. 1926), Жан-Франсуа Лиотар (р. 1924). Постмодерн представляет собой радикальное сомнение и даже своеобразный отказ от всей прежней философской традиции, выраженной в рационализме или марксизме, фрейдизме или ницшеанстве, структурализме или герменевтике. Лиотар в своей работе «Ситуация постмодерна» (1979) говорит о том, что все прежние философские направления исчерпали свой мировоззренческий и социокультурный потенциал. Закономерным плодом рационалистического и индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица, Освенцим. Государство превратилось в чуждую и бездушную силу, противостоящую человеку и обществу. Оно не в состоянии обеспечить безопасные условия человеческого существования. Растущая анти гуманность процессов технологического общения ведет к выхолащиванию человеческих чувств сердечности и радушия из процессов коммуникации. Социальная хаотизация и отчужденность усиливаются в условиях современной глобализации навязыванием неких универсальных стандартов и моделей поведения, унификацией образа мысли и жизни. Живое общение заменяет машина-компьютер и Интернет-связь, живое слово и непосредственная взаимосвязь людей вытесняются визуальными образами в средствах массовых коммуникаций и «мертвым» словом в магнитной записи. Весьма острый диагноз и главный нерв современной интеллектуальной ситуации Жак Деррида усматривает в онто-тео-телео-лого-фоно-фалло-центризме, которым поражена философия в своих традиционных направлениях и формах. Эта патология разрушительна и в бытийственном плане для человека и общества. В связи с этим требуется новая гносеологическая ориентация взамен прежних теоретико-познавательных способов диалектики или метафизики, структурно-функционального подхода или метода понимания в герменевтике. Он выдвигает идею деконструкции как основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего воздействия со стороны репрессивных структур: будь-то познания, массовой культуры или со стороны государства. Деконструкция выступает в качестве «визитной карточки» постмодернизма. Она критически заострена как против рациональности, так и репрессивной логики с их однозначностью как в методе, так и с признанием одной-единственной истины по той или иной проблеме. Демонтаж, разборка-сборка того или иного текста, ситуации, проблемного вопроса, т.е. деконструкция позволяют выйти на различные истины, на «множество маленьких нарраций» как пересказ или интерпретацию и получить более двух истинных, а лучше сказать, убедительных ответов на один и тот же вопрос, более чем два метода их получения. При таком всеядном и безбрежном мировоззренческом подходе, воскресающем не лучшие традиции эклектики и софистики, человек обретает не истину, а ее интерпретацию, видение со своей точки, вернее, «кочки» зрения, рассказ или пересказ (наррацию) как реализацию особого коммуникативного акта. В социально-философском плане постмодерн утверждает ориентацию человека-странника, отстраненного и оппозиционного всем существующим структурам, кочующего в поле собственной мысли и жизни вне границ или иных репрессивных структур. Конечно, постмодерн фокусирует внимание на многих болевых «точках» духовной ситуации современности, дает оригинальные трактовки тех или иных проблем и путей их философского снятия (решения). Вместе с тем это философское течение односторонне и весьма уязвимо в плане проясненности таких основополагающих понятий, как современность, бытие, человек, культура, душа, дух. Надо прямо сказать, что любое течение (как поток) можно представить лишь в наклонной, ниспадающей плоскости. Сознательный отказ от обретений мировой философской мысли в ее классических формах или неклассических вариантах, отдание на заклание духовности и святости, отход от смысла и истины заводит в тупики плюрализма (плюрализм хорош на рынке). Декларируемая отстраненность от установки на преобразование и совершенствование мира и человека, скепсис в отношении любой научно-теоретической систематизации – все это выводит постмодернизм из русла собственно самой философии. И, пожалуй, будет уместно вести речь не столько о философии постмодерна, а скорее, о ситуации постмодерна в философии и в культуре вообще. Американский философ Ричард Рорти (р.1931) провозглашает радикальный пересмотр взглядов на саму философию, рассматривая ее не как поиск истины, а разговор и коммуникацию. В книге «Философия и зеркало природы» он пишет: «Видеть в поддержании разговора самодостаточную цель философии и усматривать смысл мудрости в способности его поддержания – значит видеть в человеческих существах генераторов новых описаний, нежели людей, от которых следует ждать точные описания». Переориентация с познания истины на разговор и коммуникацию могли бы создать основу для изменения образа философии и утверждения в жизни новой философской идеологии, построенной не на «объективности», а на «иронии» и «солидарности». Цель деконструкции: «Подорвать доверие читателя к сознанию» как к чему-то, о чем следует иметь «философское» мнение, к «знанию», о чем надлежит иметь опирающуюся на «фундаменты» «теорию», и к философии, какой она представляется после Канта». Главное, что, по его мнению, характеризует современную эпоху, – это крах фундаментализма. Провал верификационной стратегии неопозитивистов не был частной неудачей одной из частных теорий. Он свидетельствовал о невозможности обоснования знания вообще, о том, что платоновско-декартовско-кантовская традиция руководствовалась мифом – верила в Истину. Диагноз четок: аналитическая философия нуждается в «терапии». Лечить нужно, прежде всего, от гносеологизма – наследственной болезни европейской философии. Он предлагает произвести переоценку статусов: перестать считать претендующую на научность философию приоритетной по сравнению с той, которая на это не претендует. В более сильном смысле «терапия» означает не просто уравнивание статусов «научной» и «литературной» философии и не только изменение философской идеологии, но и вообще отказ приписывать понятиям «философское знание», «научное знание», какой-либо смысл объективности. Не надо отсекать от философии какие-то виды деятельности. Менять что-то в философском здании не нужно, можно оставить все как есть. Единственное, что требуется, – разрушить представление, что у этого здания есть фундамент, что существуют какие-то «данные», удостоверяющие философское знание, критерии различения истинного и ложного. Он предупреждает, что осознание того, что у здания нет естественных фундаментов, что философия представляет собой «языковую игру», – не повод для нигилистических выводов и отчаяния; философия может быть вполне жизнеспособной и процветающей областью культуры, если без гносеологических претензий будет работать просто как жанр литературы или литературной критики. Конструктивные зерна в трудах постмодернистов приходится искать среди обломков разрушительной работы. Однако влияние и ценность их философских изысков нельзя недооценивать. Заслуга постмодернистов видится не в том, что они вызывают у кого-то растерянность и неуверенность в задачах философии, а в том, что предложенный ими провокационный образ философии побуждает продумывать заново посылки, искать контраргументы, обновлять свой арсенал, что, в конечном счете, служит осуществлению новых конструктивных задач.
|