Студопедия — Истоки и основные вехи развития русской философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истоки и основные вехи развития русской философии






Что такое русская философия? Можно ли говорить о феномене и специфике именно русской философии, а не только о философии в России? Каковы истоки и какие этапы она прошла в своем развитии? Каково содержание проблемного поля и ценностных ориентаций? И кто из выдающихся русских мыслителей составил ее золотой фонд и принес русской философии мировую славу? На все эти и многие другие вопросы есть вполне убедительные ответы. Русская философия является неотъемлемой органической частью всемирной истории философии. Основные проблемы мировой философской мысли являются и ее проблемами, но подходы и способы их постановки, освоения и осмысления глубоко национальны, самобытны. Мы можем и должны рассматривать русскую философию как теоретически рефлексивное выражение национального самосознания русского народа, его характера, духа, менталитета, способа мышления и миросозерцания. Как и всякая философская мысль русская философия нуждается в самом пристальном контекстуальном, социокультурном рассмотрении: в общемировом, европейском, общероссийском, социально-историческом и конфессионально-религиозном аспектах.

Со стороны недобросовестных оппонентов можно услышать заявления о несамостоятельности, заимствовании, не оригинальности философии, о запоздалом историческом старте и прерывности развития России. Конечно, если мерить по европейским меркам, то наш исторический отсчет идет с европейской эпохи Средневековья, с IX века. Не только древнерусские летописи, но и многие западные хроники и документы свидетельствуют, что 21 сентября 862 года можно считать исторической датой основания единого древнерусского государства. Почтенный и достойный самого серьезного внимания возраст русского государства! Поэтому никак нельзя согласиться с утверждением Гегеля, что народами, «воплотившими» в своем «национальном духе» философские богатства «абсолютного духа», были лишь западноевропейские народы: греки, римляне и особенно немцы. Он утверждал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе. Лишь на Западе восходит... свобода самосознания». К числу «неисторических народов» Гегель относил и славян.

Но ведь у любого народа имеется и далекая многовековая мифологическая предыстория, и длительная языческая история. Ряд современных исследований отодвигают начало этногенеза славян с V в. на двадцать с лишним веков назад. Об этом говорят не только мифы, легенды и народные сказания, но и документальные источники. Так, в 1908 году в итальянском городе Фест был обнаружен знаменитый диск, самый таинственный памятник письменности на нашей планете. Его датируют XVIII веком до н.э., т.е. периодом крито-микенской культуры. В диаметре этот диск 16 см, на одной стороне он содержит 123 знака, на другой - 119. Это слоговое письмо, эквивалентное 500-600 знакам современного текста. Длительные филологические, лингвистические и компьютерные изыскания привели к тому, что найденный текст отозвался на праславянский (протославянский) язык!

Нельзя обойти вниманием и так называемую «Велесову книгу», своеобразную языческую летопись, охватывающую огромный исторический пласт в полторы тысячи лет, приблизительно от 650 г. до н.э. до последней четверти IX века. До сих пор наша история, начинавшаяся с девятого века являлась как бы повисшей в воздухе, без начала. Вдруг возникал народ, о котором начинала говорить история. В действительности же, объединение Олегом Новгородского и Киевского государств под именем Русь в конце IX века явилось завершением долгого и естественного исторического развития славянских племен на востоке Европы. «Велесова книга» по сути дела проливает свет на историю в полторы тысячи лет. Все это убедительно подтверждает, что у русского народа был мощный языческий пласт. С философско-религиозных позиций можно говорить о нерасторжимости в нем общественных начал жизни с естественно-природным циклом. Политеистическое поклонение стихиям (солнцу, дождю, ветру, земле и т.д.) сочеталось, по сути дела, с монотеизмом, близким к христианству единобожием в его трех ипостасях.

Бог древних руссов назывался Триглав, представлялся единым Богом в трех лицах: Сварог, Перун и Световид. Религиозные верования носили пантеистический характер, руссы не отделяли богов от сил природы. Всякая сила природы была для них проявлением Бога, он был повсюду - в свете и тепле, молнии и дожде, реке и роднике, в растениях и плодородии земли. Во всем, что давало жизнь. Славяне жили в природе, считали себя ее частью, сливались с ней. Это была солнечная, живая, реалистическая религия, религия радости и восхищения перед силой и красотой природы. Боги Руси не берут жертвы людской или животной. Единая жертва - плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, мед. Обряд человеческих жертв страшит и отталкивает руссов, они понимают, что не должно следовать по чужим стопам. В русских былинах, сказках, пословицах нет и малейших отзвуков обычаев кровавых жертвоприношений. Высоко уважительное и почтительное отношение к предкам, своеобразный культ пращуров пронизывает всю «Велесову книгу». В славянском пантеоне богов особо выделялись бог грозы Перун, бог Солнца Даждьбог, бог огня Сварог, бог животворящих сил Ярило, бог скота Велес. Следует отметить и такую характерную философскую особенность - неразличимость духовных и материальных аспектов их бытия.

Более развитая и системная философская мысль на Руси появляется с момента ее вхождения в орбиту влияния христианства в его православной форме. Христианизация Руси, которая имела немало эпизодов в VIII-IX вв., завершилась крещением киевского князя Владимира в 988 году и постепенным внедрением христианства по всей Руси. Это обеспечило теснейшую связь Руси с Византией, а следовательно, и со всей античностью, но в христианизированном виде. Принятие христианства и его освоение проходило на своем родном, собственном письменном языке. Равноапостольные просветители Кирилл и Мефодий были создателями древнеславянской письменности. Философская проблематика изначально получила свое художественно-образное, живое очарование родного слова, лишенного унылой латинизации. Преобладающее место в философии заняли вопросы историософии, социальная и антропологическая проблематика. Философия получила нравственно-этическую и религиозную направленность. Первым древнерусским философом по праву можно считать киевского митрополита Илариона (XI век). В его работах «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры» дано философско-символическое толкование Ветхого и Нового заветов. В них развернута богословско-историческая концепция включенности Руси в общемировой процесс, торжества божественного «света» над «тьмой» язычества. Мир предстает как творение Бога, а человеческая история как арена борьбы Божественной благодати и дьявольских козней, добра и зла, души и плоти. Человек рассматривается как двойственное существо, состоящее из бренной плоти и бессмертной души. С философских позиций бытие мира и человека пронизаны напряженным противостоянием духа и материи. Вместо идеи вечного круговорота вырабатывается концепция линейного развития эсхатологического (финалистского, конечного) типа от сотворения мира до грядущего Страшного суда.

Уже с XI века о древнерусской философской мысли можно говорить как о сложившемся явлении. Мироздание предстает перед человеком озаренным и пронизанным светом Божиим. Неслучайно праздник Пасхи воспринимается как торжество торжеств, как победа света над тьмой, жизни над смертью. Восприятие мира в лучах пасхальных переживаний лежит в самом нерве русского религиозного сознания.

В соответствии с историческим развитием России можно выделить и кратко охарактеризовать следующие основные этапы развития русской философии.

Первый период - языческий, датировать начало которого не представляется возможным, ибо он уходит своими корнями в толщу тысячелетий. Но завершение языческого этапа зафиксировано многими историческими документами и связано с образованием Древнерусского государства в 862 году.

Второй период приходится на последнюю треть IX века и продолжается до 40-х годов XIII века. Ключевым событием социокультурного развития стало принятие христианства в 988 году и последующее крещение Руси. В качестве выдающихся творений социально-философской и общественной мысли назовем «Повесть временных лет» монаха Нестора, ряд летописей, «Русскую правду» Ярослава Мудрого, «Поучение » Владимира Мономаха и «Слово о полку Игореве».

Третий период можно датировать с 40-х годов XVIII в. вплоть до конца XV столетия. Он характеризуется феодальной раздробленностью и татаро-монгольским завоеванием Руси, формированием национального самосознания, глубоким внутренним духовным сосредоточием народа.

Четвертый период приходится на Московскую Русь XVI-XVII вв.

Пятый период охватывает XVIII в. и первую четверть XIX в. и его можно характеризовать как ренессансный и просвещенческий этапы в становлении русской философии.

Шестой период охватывает, начиная с 30-х годов весь XIX век, который по праву может быть назван русским философским веком. Именно в этот период формируется целый ряд оригинальных философских направлений, и создаются первые философские системы.

Седьмой период в развитии русской философии образно и справедливо можно назвать «серебряным веком» - с конца XIX в. и до 1922 года. В этот сжатый и насыщенный этап, охватывающий предреволюционные годы, философия в России развивается с удивительной активностью и достигает небывалого прежде уровня. «Впервые создается самобытная метафизика, подвергающая осмыслению исторический, религиозный, культурный опыт российского бытия. Начатки ее были уже у славянофилов, но теперь, в трудах последователей Вл. Соловьева, - это зрелое философское течение, заметное и важное в мировом масштабе. Рядом с этим течением развивались и другие, общие с западной мыслью; и в целом такой насыщенной философской жизни, такого круга больших мыслителей в России не было еще никогда. Бердяев, Флоренский, Булгаков, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов, Шестов, Новгородцев, Струве, Франк, Лосский, Шпет в период революции уже были крупными сложившимися философами; целый ряд других успешно входили в философию - Ильин, Карсавин, Степун, Лосев - всех назвать невозможно [1]. Высылка большинства из них в 1922 г. так называемым «философским пароходом» значительно обеднила и сузила поле философских изысканий, сведя его только к марксистско-ленинской философии.

Восьмой период (1917-1991) можно характеризовать как этап трагического перерыва, вернее, перерыва в развитии русской философии. Ее честь и достоинство во многом было спасено русским зарубежьем и отдельными философами, творившими на Родине.

С 90-х годов прошедшего века начинается постсоветский, современный этап в тысячелетней истории русской философии.

Уже в ранних церковных поучениях и светских рукописных книгах довольно часто используется термин «философия», или «любомудрие». Приходят на Русь и становятся известными труды Платона, Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Гомера, Гиппократа, сочинения византийских и средневековых мыслителей. Но эти произведения подвергались таким изменениям и переработке, что они по существу приобретали вполне самостоятельное значение. Философские идеи и мысли о мироздании, о человеке и его назначении, вопросы морали сливались с православным вероучением, облекались в религиозную форму. Наряду с религиозной проблематикой ставился вопрос о человеке, о местонахождении его души, о разуме и чувствах как источниках человеческого познания. Так, киевский митрополит Никифор, (XII в.), доказывал, что человек создан Богом, состоит из духовного и телесного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда. Плоть противится духу, а дух - плоти. Душа сотворена божественным вдохновениям, она бессмертна и обладает тремя силами: «словесной» (ум), «яростной» (чувство) и «желанной» (воля). Первое место среди них занимает «словесная» сила (ум), «которая старее есть и выше всех». Она отличает человека от всех других живых существ, при ее помощи человек познает окружающий мир и Бога. Но она же ведет людей к гордыне, идолопоклонству. Чувства - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, - это «яростная» сила, - слуги души.

В отличие от западноевропейской схоластики, языком которой была мертвая латынь, отечественная философия изначально выражалась на родном своем старославянском языке. Славянские первоучителя Кирилл и Мефодий создали азбуку, положили начало переводов Библии и святоотеческой литературы. Наш язык - это дивное орудие мысли, высокой духовности, живая душа русского народа, наше драгоценное духовное достояние. Действительно, в русском языке, что ни звук, то и подарок, что ни слово, то и кладезь мысли. Они в состоянии выразить как гармонию научных понятий, так и молитвенный полет души. Возьмем, к примеру, своеобразие и глубину русского слова «правда». «Всякий раз, когда мне приходит в голову слово «правда», - писал Н.К.Михайловский - я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой... Кажется, только по-русски истина и справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое. Правда - в этом огромном смысле слова - всегда составляла цель моих исканий...»

Церковь и монастыри стали центрами культуры, очагами письменности и книжности, грамоты и просвещения на Руси. И следует им благодарно поклониться в пояс за их беззаветно самоотверженный духовный труд и высокое подвижничество. Достаточно привести лишь один пример: чтобы подготовить рукопись только одного экземпляра Библии требовалось целое стадо крупного рогатого скота для изготовления из кожи пергамента, на который необходимо было четким каллиграфическим уставом -письмом перенести священный текст. Русское иночество давало недосягаемые образцы духовной чистоты сердца и свободы от плена миру. Жития святых земли русской постоянно напоминали людям о той небесной правде, которая должна быть изнутри соединена с миром. Мир же должен быть очищен и освящен, чтобы в преображении стать Царством Божиим, как говорится в христовой молитве, - «Да приидет Царствие Твое, яко на небеси и на земли».

Сквозной философской проблемой для русских мыслителей изначально становится диалектика божественного и человеческого во всей своей глубине и масштабности. Ставятся и освещаются вопросы соотношения души с телом, о Боге, мире и человеке. В XIII—XIV вв. появляются переработанные и дополненные византийские философские труды «Толковая Палея», «Диоптра».

Главным назначением философской мудрости считалось научение человека добродетельной жизни и осознанию им высшего смысла своего существования. Не позднее XIII в. появилась древнерусская «Пчела». Это философский сборник афоризмов, составленный из тематических отрывков трудов Платона, Аристотеля, Анаксагора, Ксенофонта, Демосфена, Эпикура, Пифагора, Сократа, Эсхила, Эврипида, Софокла и других античных мыслителей и богословов. «Пчела» состоит из отдельных «слов», посвященных различным философско-этическим проблемам: добродетели, мудрости, правде, дружбе, вере, закону и т.д.

Русская икона, это удивительное «умозрение в красках» наглядно свидетельствует о сложности, глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта. Иконопочитание на Руси стало своеобразной формой богомыслия.

Уже с первых самостоятельных философских выступлений характерно углубленное стремление постигнуть исторический процесс, его смысл. Русская мысль, по определению В.В.Зеньковского, сплошь историософична. Она постоянно обращена к вопросам направленности общественного развития, о смысле истории, ее начальности и конечности. С этим связано и самое пристальное внимание к социальной проблематике. Передовую общественную мысль Руси особенно волновали судьбы страны, вопросы о том, как покончить с удельной раздробленностью и враждой княжеств, как отстоять самостоятельность и независимость русской земли и приумножить ее силы и могущество. В русских летописях, поучениях, житиях святых прослеживается историческая общность славянских народов, определяется историческое место и судьбы Руси среди других народов мира.

В начале XVI в. складывается одна из важнейших доктрин отечественной философии истории - «Москва - третий Рим», сформулированная в посланиях старца Филофея. Национально-государственная идеология выражена здесь с такой пронзительной религиозно-исторической силой, что она по праву может быть названа философской «поэмой».В 1687 г. в Москве открылась славяно-греко-латинская академия, сыгравшая значительную роль в развитии отечественной культуры и философии. Философия постепенно выделяется в особую форму общественного сознания и специфическую сферу духовной деятельности. В Московском университете с момента его образования был создан философский факультет.

Россия всегда отвечала живым эхом на творческие свершения и высоты философской мысли и культуры Запада. Тем самым русские мыслители как бы сокращали путь собственного философского восхождения. Достойно удивления, с какой быстротой они оказывались на высоте современности, например, М.В.Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие. Мощь русского гения проявилась вначале в сфере литературы - через эпоху Державина, Жуковского в нее приходит Пушкин, в творчестве которого русская поэзия стала на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении самыми глубинами русского духа с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее - музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли [2].

 

2. Проблемное поле и ценностные ориентации русской философии Уже изначально русская философия предстает как философия мыслящего сердца, философия любящего и благословляющего жизнь человека, философия, говорящая «да» сотворенному Богом миру. Мир предстает перед русским мыслителем как творение Бога, а человеческая история - как арена борьбы Божественной благодати и дьявольских козней. Человек рассматривается как двойственное существо, состоящее из бренной плоти и бессмертной души.

Русская философия изначально специфична, глубоко православна. Размышления о Боге, мире и человеке погружены в контекст исторического движения - истории вообще, русской национальной истории, - особенно. Тысячелетний путь творческих исканий, гениальных озарений и прозрений русских мыслителей дал величественный итог - философию XIX - XX веков. И перед всем миром русская философия предстала своеобразной неповторимостью, как по форме, так и по богатству своего содержания.

В качестве отправной точки бурного старта русской философии можно считать феномен Чаадаева П.Я. (1796-1854), его знаменитые «Философические письма», которые А.И.Герцен образно сравнил «с выстрелом в глухой ночи». Человек высокого ума, блестящий гвардейский офицер, прошагавший русским освободительным походом до Парижа, несомненный патриот России в 1836 г. опубликовал в журнале «Телескоп» свое первое «философическое письмо». С предельной остротой и собственным видением он вновь ставит традиционный для отечественной общественной мысли вопрос об исторической миссии России, ее месте и предназначении в мировой истории. Но взгляд Чаадаева на Россию крайне односторонен, носит нигилистический и пессимистический характер. Подходя к России с новоевропейских рационалистических позиций и исповедуя картезианские принципы мыслящей субстанции и протяженной субстанции, он приходит к уничижительным выводам, что Россия как страна не состоялась и затерялась в пространстве.

В противоположность специальным наукам об отдельных, частных аспектах бытия мира и человека, - на философии, как и на других науках о духе, лежит печать характера народа, их породившего, культуры, в недрах которой они пульсируют. В рамках мирового философского процесса выделяются китайская и индийская философия, философия античного греко-римского мира, еврейская, арабская, немецкая, французская, английская, американская философия. С полным основанием мы можем говорить о русской философии. Различие заключается в специфике выбора предмета исследования, в своеобразии акцентов на те или другие виды опыта и метода познания: чувственно-эмпирического или рационального, религиозно-мистического или материалистического или идеалистического начала.

В.В.Зеньковский, тонкий и глубокий исследователь истории русской философии видит ее своеобразие в следующих моментах.

Русская философия не космоцентрична, хотя проблемы натурфилософии, особенно космизма и философии общего дела, получили в ней основательную разработку и высокое международное признание. Достаточно указать здесь на пионерные идеи выдающихся русских ученых и мыслителей В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова и их талантливых последователей.

Русская философия не теоцентрична, хотя вопросы религии, веры, православного мироотношения занимают в ней центральное место и определяют ее национально-историческое своеобразие.

Русская философия не эмпирична, хотя позитивизм как разновидность научного реалистического миропонимания и философский материализм были наиболее влиятельными и распространенными типами и формами философствования со второй половины XIX в. и особенно всего XX столетия.

В русской философии представлено широкое многообразие различных течений, направлений и школ - от традиционно классических до современных форм экзистенциализма, психоанализа, персонализма, символизма и т.п.

Поражает уникальность и самобытность сформировавшихся в русле русской философии таких течений, как славянофильство и западничество, почвенничество и народничество, евразийство.

Не имеют аналога по глубине и широте охвата, и, особенно, высоте ценностных ориентаций учения о Всеединстве и Богочеловечестве В.С. Соловьева и его последователей, концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, тектология А.А. Богданова, идеал-реализм Н.О. Лосского, С.Л. Франка и И.А. Ильина.

Подлинно русский характер выражен со всей силой духовной и нравственной устремленности в специфическом именно для России философско-религиозном учении соборности. Она органично сочетает два основополагающих принципа общественного устроения и личностного бытия человека - свободу и единство.

Русская софиология сфокусировала свое внимание на решении проблемы взаимоотношения Бога и мира, происхождения и судеб тварного несовершенного мира во взаимосвязи с совершенным Творцом. София Премудрость Божия рассматривается как идея, прообраз мира и творческий замысел Божий о мире; она есть душа мира, и божественное в мире; это - принцип миротворения и мироустроения; она также есть и его цель, к которой мир должен стремиться через свое обожение.

В своеобразной русской форме были восприняты, прожиты и пережиты кантианство и шеллингианство, гегельянство и марксизм. Их идеями были оплодотворены самобытные течения русского либерализма и консерватизма, анархизма и социализма. В поле предметного внимания и философского осмысления русских мыслителей входит весь спектр основополагающих проблем онтологического порядка, гносеологического и аксиологического характера, вопросы историософии, антропологии, социальной философии. И все же на первый план выдвигается антропологическая, социальная и историософская проблематика с акцентом на этический и религиозный аспекты бытия человека и мира.

Принцип этицизма буквально пронизывает русскую философию от ее истоков до наших дней. И речь идет не только о разработке этики в качестве особой самостоятельной области философского знания. В целом русской философии присущ нравственный характер. Нравственная философия определялась В.С.Соловьевым «как полное знание о добре». Поэтому обоснование и оправдание добра он считал началом всякой философии, за которым должно следовать изложение онтологии, гносеологии и других частей системы философского знания. Неслучайно декартовскому холодно-рассудочному принципу «я мыслю, следовательно, существую», Соловьев противопоставляет: «Я стыжусь, следовательно, я еще существую как человек». Даже материалистическая и социалистическая линия, хотя и с противоположных философских позиций, нравственно-этическому моменту уделяет весьма значительное и самостоятельное место. Так, для В.И.Ленина, нравственно все то, что служит освобождению трудящихся. Нравственная доминанта присуща не только философии, она является безусловным принципом литературы и искусства, шире, - всей русской культуры.

Принципиально важной и характерной особенностью русской философии является акцент на живое, непосредственно знание цельной личности. Идеал цельного познания, провозглашенный И.В.Киреевским и А.С.Хомяковым, стал вдохновенным напутствием многих русских мыслителей. Но цельная истина открывается только духовно цельному человеку. Цельность и полнота человеческой личности, по Киреевскому, заключается в верующем мышлении, ибо человек - это его вера. В своей программной статье «О необходимости и возможности новых начал для философии» духовную цельность он ведет от диалектики живой божественной личности к личности человеческой. Главная задача верующего мышления «заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу; отыскать то внутренне средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность человека в его первозданной неделимости».

Свою главную задачу в сфере познания русская философия видела в разработке теории о мире как едином целом и о цельной личности с опорой на все многообразие опыта, в первую очередь, опыта духовной очевидности и достоверности, который дается в религии и вере. Вот почему русская философия преимущественно получает религиозный, религиозно-мистический, религиозно-символический, религиозно-идеалистический характер. Философия рассматривается как своеобразная функция религиозной сферы, откуда она получает свое назначение. Философия, как и наука, не самодостаточны, они вне религии не имеют своего собственного задания. Только религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для того, чтобы раскрыть сокровеннейшей смысл вселенского бытия и человеческого существования. Только благодаря ему мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 679. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия