Специфика и социокультурная определенность сознания и мышления человека
Содержание сознания, его живой нерв и предметное наполнение составляют акты чувственности, рассудка и разума. К ним относятся ощущения, восприятия, представления, мышление во всей совокупности познавательных форм и способов выражения понятий, идей, идеалов, смыслов, целей и ценностей. В таком качестве сознание предстает не только высшей, но собственно только человеческой способностью чувствования и мышления, особой формой психического отражения действительности посредством естественного языка - речи и искусственных знаков - символических посредников - систем [4]. Сознание выражается в обобщенном, оценочно-информационном и ценностно-целевом отражении и творчески-созидательном преобразовании действительности. Оно включает в себя предварительное мысленное построение, предвосхищение действий и их результатов и разумное регулирование поведения человека. Акцентируем внимание на сущностных и специфических сторонах сознания: 1. Сознание проявляется, функционирует и закрепляется в познавательной форме субъективного образа объективного мира в целом или его отдельных фрагментов, частей, их свойств и отношений. Субъектность сознания означает, что оно принадлежит человеку, группе людей, обществу в целом, а не объектному миру вещей, предметов, процессов. «Ничьих» ощущений, мыслей, идей, чувств не существует. 2. Сознание - особая реальность, реальность особого рода, действительность особого типа. Поэтому нельзя сказать, что более реально - предметы материального мира или акты сознания, духовного мира, хотя их невозможно увидеть, пощупать, взвесить, измерить или обнаружить какими-либо приборами и химическими реактивами. Достоверность и очевидность духовного опыта такова, что он формируется, бытийствует и постигается через самое себя. Ум формируется умом, совесть - совестью, любовь - любовью. Не может породить ум то, что его лишено. Духовный мир - это не только внутренний духовный мир отдельного человека, но и надындивидуальный, над личностный, внешне объективированный мир духовных явлений. 3. Сознание не материально, оно надбиологично, социально, а главное - идеально, духовно по своей сути. Оно имеет свое особое духовное пространство и время, в координатах которого пульсирует пытливая и творческая мысль человека. Трудно локализовать мысль, тем более душу человека в каком-то пространственно-временном ареале. Мысль не материальна, это не вещь, ее нельзя увидеть, зафиксировать на пленке и на другом самом чувствительном материале. Мысль - это идеальный, обобщенный и синтетический субъективный образ предметов и явлений мира. 4. Сознание всегда имеет направленный, предметный, целеполагающий, ценностно-ориентационный и практический в своей основе характер. 5. Сознание носит активный, творческий, преобразовательный характер. Оно не только отражает, но и выражает, предвосхищает, творит мир в соответствии со своими принципами и законами. Целеполагание, замысел, проект, план, предвосхищение промежуточных и конечных результатов их воплощения в процессе познавательной и практической деятельности - таковы основные звенья и специфические черты активной, самостоятельной и преобразующей роли сознания. В основе целеполагания лежат потребности и интересы человека, необходимость их не только осознания, осмысления, но и практического удовлетворения. Именно в силу ценностно-смысловой, ориентационной и регулирующей роли сознания потребности и интересы людей в отличие от других биологических существ имеют беспредельную амплитуду колебаний. Они могут быть ограниченными, зауженными и даже извращенными. По мере же своего одухотворения и возвышения они могут возрастать до высших форм, становиться идеальными побудительными стремлениями к совершенству, добру, истине, красоте и всеобщему благу. Сознание современного человека имеет свою не только относительно короткую социальную историю - предположительно 2500 поколений, что составляет 40-50 тыс. лет. Сознание имеет и длительную естественную предысторию, исчисляемую сотнями млн. лет развития биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Без этих предпосылок дар сознания человека был бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы появление психики у живых организмов без наличия общих свойств отражения у всей материи. Отражение есть способность внутренней перестройки и соответствующего реагирования на воздействия извне. Для неживых тел свойственно пассивное отражение внешних воздействий, допустим, в виде механических следов на камне, физических превращений или химических реакций в мире элементарных частиц и неорганических веществ. Еще сложнее, избирательнее, активнее, хотя и в бессознательной форме, происходит отражение в живом мире природы, начиная от простейших организмов и завершая высокоорганизованными животными. Первые признаки жизни на земле ученые относят на 3,8 млрд. лет назад, а возникновение клеток, способных к обмену веществ, размножению и превращению белковых тел в организмы, произошло около 2 млрд. лет назад. Неслучайно Ф.Энгельс в «Диалектике природы» определяет жизнь «как способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь» [5]. Отражение приобретает уже качественно иное состояние - биологическое, простейшей формой которого является раздражимость. Вглядитесь внимательней в жизнь цветка, растения, дерева. Как они чутко реагируют на тепло и холод, влагу и питательные вещества, да и просто на внимание и заботу со стороны человека. Говорят, что даже на хорошую музыку и доброе слово. В мире животных формируются уже специальные и специализированные органы связи с внешней средой, происходит становление нервной системы. Возникает новая и более высокая форма отражения - ощущение. Это уже прямой путь к способности приспособления к внешним воздействиям и раздражениям. Огромное жизненное значение в становлении психики животных, особенно высших классов, приобретают рефлексы. Все рефлексы делятся на безусловные (врожденные, наследственные) и условные (приобретенные, временные, долговременные и пожизненные). Сложное переплетение безусловных рефлексов образуют инстинкты как эффективные способы и формы продолжения жизни, ориентации и приспособления животных к окружающей среде. У науки недостаточно фактов, чтобы уверенно утверждать или отрицать способность высших животных думать. Но то, что у многих из них имеется элементарный интеллект, следует, видимо, признать. Ходят легенды о верных, преданных и умных собаках. Некоторым из них даже поставлены памятники. Хитрость, смелость и смекалка наших меньших братьев порой поражает. Известный журналист-природовед В. Песков как-то рассказал о кошке, совершившей 650-километровое путешествие из Воронежа в Москву и вернувшейся в свою квартиру на 16-ом этаже. Вполне уместно задаться вопросом: доступен ли животным наш язык или нам следует учиться понимать язык животных? Высокохудожественно и образно поэтически представлен мир животных в книгах Э. Сетона-Томпсона, в рассказах Джека Лондона, в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», в творении Р. Киплинга «Маугли». Однако пример Маугли, ребенка, выросшего в волчьей стае, явно выбивается из этого ряда. Не только суровая природа, но и жестокосердные люди поставили сотни таких страшных экспериментов. Правитель Могольской империи в Индии Акбар (1542-1605) распорядился изолировать от людей группу здоровых и нормальных от рождения детей. «Испытания» показали удручающие результаты: хорошо развиваясь телесно, эти дети сами по себе никакого сознания не приобрели. Сознание человека есть, прежде всего, результат исторического, общественного, социокультурного развития. Уже ощущения человека в отличие от животных всегда озарены светом разума. К примеру, глаз орла видит гораздо дальше, чем глаз человека, но человеческий глаз видит в вещах неизмеримо больше, чем глаз орлиный. Для животных предметы и вещи внешнего мира являются первыми и единственными сигналами. Человеческое сознание вырвалось из принудительной и непосредственной зависимости от предметов и явлений внешнего мира. И этот прорыв совершился благодаря такому уникальному физиологическому механизму как вторая сигнальная система, которая присуща только человеку. Животные различают звуки, крики, шум и сами их издают. Общение может быть и на визуальном уровне, когда, например, пчела своеобразным «танцем» показывает другим пчелам путь к медоносному разнотравью. Но в целом общение животных предопределено и запрограммировано инстинктами. И только у человека посредством языка и членораздельной, осознанной (в отличие от попугая или говорящей куклы) речи происходит переход от ощущений, восприятий и представлений к понятиям, выраженным в словах. Слова приобретают роль вторичных сигналов, когда человек на слово реагирует так же, как на прямые воздействия тех или иных предметов и явлений. По выражению И.П. Павлова слова становятся «сигналами сигналов». Мысль получила адекватную ей форму и способ существования - слово и язык. Высказывается ли человек вслух, пишет ли письмо, мыслит ли про себя - мысль всегда облекается в слово. В словах - понятиях происходит обобщенное отражение, выражение и предвосхищение действительности. Мышление человека приобретает способность абстракции, мысленного отвлечения от ряда свойств предметов и отношений между ними, выделении и вычленении наиболее актуальных из них для познания и практики. Процесс абстракции является необходимым условием образования различных понятий. Ключ к происхождению человека и разгадке тайны его сознания лежит не на дне физико-химических разломов и даже не в физиологии и биологии человеческой телесности. Все это лишь предпосылки его формирования и развития. Этот ключ может быть выражен двуединой формулой: слово - дело, знание - труд. И бесполезен спор, как о курице и яйце, что чему предшествовало, что было вначале - слово или дело? Одновременность, параллельность и неразрывная взаимосвязь слова и дела заключается в том, что думающие руки не могут существовать без работающей головы. Можно сказать и так: обивая клинок своего каменного топора, человек одновременно оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Сознание социально по своему происхождению, своему содержанию и прямому назначению. Оно зародилось, сформировалось и развивается в результате предметно-практической, преобразовательной деятельности людей. Поэтому оно необходимо приобретает общественный, коммуникативный характер, непосредственно и опосредованно связано с общением, языком, а позднее и с письменностью. В становлении и развитии человеческого сознания, как и в целом самого человека, решающим фактором является труд, материальная производственная деятельность. Труд создает самого человека. Могут сказать: трудятся и животные, и даже машины, совершают «работу» природные стихии ветра, воды и т.п. Но в собственном и подлинном значении способностью трудиться обладают только люди. И главное здесь заключается в том, что только человек изготовляет и применяет орудия производства, его отличает именно орудийная деятельность. Важное значение имел переход к вертикальной походке, высвобождение передних конечностей от ходьбы и формирование руки человека с ее универсальными возможностями труда и творчества. По выражению Аристотеля, как рука есть орудие орудий, так и ум - форма форм в мыслительной деятельности человека. Ум, интеллект и знание при всей их взаимосвязанности не одно и то же. Еще Гераклит многозначительно утверждал, что многознание уму не научает. Знание выступает связующей нитью человеческого духа и практической деятельности с природным и социальным бытием, оно является проверенным практикой результатом познания действительности, верным ее отражением в мышлении. Ум (греч. - нус, лат. - интеллект) - это способность мышления и рационального познания, являющаяся наиболее динамичной частью человеческого духа. Знание как продукт общественной материальной и духовной деятельности есть идеальное выражение в знаковой форме сущностных свойств и связей явлений природного, социального и человеческого мира. Умственные способности человека замеряют различными методами. Разработаны и широко применяются коэффициенты интеллектуальности, тесты, детекторы правдивости, социально-психологические способы и средства. Исследуется эффект психологических всплесков, переживаемых человеком в период наибольших взлетов его интеллектуальной и эмоциональной энергии, вплоть до гениальности. Все эти методы достаточно спорны. Мышление можно представить как целенаправленное, опосредованное, обобщенное и осмысленное отражение и понимание человеком существенных свойств и отношений вещей. Выразить вещь, предмет, явление, процесс в мысли - это значит совершить переход с их внешних, чувственных, единичных восприятий и представлений в непосредственном созерцании на их внутреннюю, сущностную, общую и содержательную стороны. А это возможно лишь с помощью понятий, логики мышления в виде связи понятий, путем оперирования понятиями в форме суждений и умозаключений. Понятие обозначает мысль, в которой схвачены, свернуты или развернуты наиболее общие, существенные свойства и связи, позволяющие объяснить суть, смысл и назначение различаются рода вещей, предметов и явлений. Понятия выражаются в определениях, терминах и категориях, которые являются своеобразными идеализациями, абстракциями. В понятиях уже нет непосредственной связи с вещами. Это уже идеальные предметы, предметы самой мысли, отвлеченно-абстрактные по своей сути образования, которые живут по своей внутренней, субъективной логике мышления. Суждения - это уже упорядоченные и взаимосвязанные формы мысли, в которых посредством связи понятий осуществляется утверждение, сопоставление или отрицание чего-нибудь о чем-то. Утверждение есть вывод нового знания путем рассуждения и доказательства, выведения новой мысли с помощью пред посылочных суждений. Умозаключения дают возможность человеческому разуму бесконечно расширять и углублять поле «чистой мысли» и горизонты познания.
7. Образ человека в философии: проблема сущности, целостности и смысла «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - записал в своем дневнике Ф.М.Достоевский, будучи семнадцатилетним юнкером Санкт-Петербургского инженерного училища. И действительно, философия, наука и религия стоят у подножия этой великой тайны. Они должны понимать и признавать святость тайны, своими путями и методами приближаясь к истинному представлению о человеке. На рубеже третьего тысячелетия гуманитарные, социально-экономические, многие естественные и даже технические науки переживают своеобразный антропологический ренессанс. Термин «антропология» был введен еще Аристотелем для обозначения совокупности знаний о духовной стороне человеческого существования. Впоследствии его стали применять по отношению к биологической, физической и социальной природе человека, понимать все совокупное знание о духовной и материальной сторонах жизни человека. В каком качестве в философии представлен человек? Если это определяющая установка, центр и главный ориентир, основа всей системы философского знания, то философия в целом приобретает антропологический характер. Если же проблема человека сдвинута на периферию философских исследований, то главными вопросами становятся проблемы онтологии, либо гносеологии и логики, истории философии или социальной философии. Несмотря на развертывающийся антропологический «карнавал» (массив научных исследований, посвященный человеку, не поддается даже простому исчислению), серьезного приращения знаний фундаментального характера, к сожалению, не произошло. Возникла, можно сказать, парадоксальная ситуация. Оказалось, что в итоге своей многовековой истории люди до сих пор не знают доподлинно своей сущности, своего предназначения, смысла и цели жизни. Какое-то глубокое беспокойство, напряженность, и отнюдь не будничного, а экзистенциального и метафизического характера, вошли в социально-психологическую атмосферу современного мира и человека. По выражению одного из основателей Римского клуба А.Печчеи (1908-1984), сам человек является наиболее уязвимой, «ахиллесовой пятой» всего мироздания. По оценке Эриха Фромма, история человечества написана кровью. Это история непрекращающегося насилия. Homo sapiens, человек разумный, но эта удивительная способность к разумному целеполаганию все чаще предстает не счастливым даром, а злым умыслом, источником всех бед. Оказывается не только «сон разума рождает чудовищ», но и буйство разума, не отраженное духовно-нравственным смыслом, приводит к непоправимым катастрофам. Человек придумал превосходные планы общественного и технического переустройства. Но, осуществляя их, сталкивается с результатами, прямо противоположными тем целям, к которым он стремился. Вот почему непреходящим становится возобновление и актуализация классических воззрений и гениальных прозрений в понимании человека в истории философской мысли. Актуальность и непреходящая жизненность труднейшей проблемы постижения человека, по глубокомысленному замечанию И. Канта заключается в том, что она поставлена с самых истоков цивилизации и культуры. Причем, раз и навсегда. И на каждом историческом этапе она получала свое конкретное социальное и духовное наполнение. Вырабатывались адекватные способы, формы и средства философского, научного и практического решения сложнейших вопросов становления и самоопределения человека в качестве непосредственного субъекта на расширяющемся «поле» социально-экономического и культурно-исторического пространства его жизнедеятельности. Несмотря на различие подходов, многообразие мировоззренческих, идеологических, социальных и политических ориентаций, проблема человека в современном мире становится сквозной, систематизирующей и интегрирующей основные аспекты научного осмысления неотложных задач и перспектив общественного развития. Человеческое наполнение и гуманитарное измерение социально-экономических, научно-технических, культурно-образовательных и всех других общественно значимых процессов должно быть осознано и принято главным приоритетом и основным критерием функционирования общественной системы на всех ее уровнях - от глобального до первичного хозяйственного и социокультурного звена. Требуется очеловечивание целеполагающих основ, способов, непосредственных условий и форм самой жизнедеятельности людей. Единого, «классического» определения человека в современной общественной науке не существует. Видимо еще и далеко до становления единой и всеохватывающей науки, обнимающей все отрасли знания и в центре которой в качестве единого и общего предмета познания находился бы сам человек. Однако такая мечта живет уже несколько веков. Антропологический аспект имеет сегодня каждая наука, в ней «прописан» и живет свой homo logikus. Так, можно говорить не только об общей философской антропологии, но и о многих частных, прикладных, предметных антропологиях. Homo economikus (хозяйствующая личность) заняла значительное место в экономической науке, начиная с ее классического периода. Сложились или находятся в стадии становления социальная антропология, историческая антропология, психологическая антропология, религиозная антропология, культурная антропология, психологическая антропология, медицинская антропология, педагогическая антропология, техническая антропология и т.д. Суть философского подхода к человеку заключается в стремлении охватить реальное человеческое существование во всей его полноте, целостности и взаимосвязи, ценностно-целевом и смысловом аспектах бытия, определения его места и отношения к окружающему природному и социальному миру. Целостный, системный и комплексный подход к человеку, интегрирующий все его проявления, в целостности и единстве многообразия жизнедеятельности, позволяет нам приоткрыть сущностный лик человека. К сожалению, у нас пока нет и в скором времени не предвидится «машины времени», наподобие той, которая унесла веселых героев кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» в середину XVI века. Нам, видимо, не удастся постоять у колыбели первого человека. Трудно представить себе его жизненный путь, каким он был, особенно, заглянуть в его внутренний духовный мир. А так хотелось бы... То же самое приходится сказать и в отношении конечных судеб человека. Сегодня, благодаря усилиям археологов, историков, этнографов человечество «постарело» почти до четырех млн. лет. А следы его культуры давностью около двух млн. лет удалось открыть даже в морозной Якутии. Обнаружены многочисленные следы наших далеких предков: места погребения, стоянки, орудия и предметы труда, утвари, наскальные рисунки и т.д. Можно сказать, что восстановлены и реконструированы очень важные компоненты эволюции и самого образа жизни человека. Но ученых по-прежнему мучают вопросы недостающего звена между человеком современного типа Homo sapiens и его далекими предками. По словам самого Ч. Дарвина, «первое звено исторической эволюции человека приковано к Престолу Творца». Загадкой остается и то, почему на раскопках до сих пор не обнаружено... игрушки. Это наводит на мысль, что детства у древнего человека было очень кратким. Люди включались во взрослую трудовую и производственную жизнь, можно сказать, с младых ногтей. Еще труднее проникнуть в мышление первобытного человека, его сознание и духовный мир. Подвергается сомнению и серьезной критике эволюционная гипотеза происхождения человека из... обезьяны. Еще Гераклит утверждал, что из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнивать ее с человеческим родом, а из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. Св. Григорий Нисский так обосновывает свой принципиальный отказ сведения человека к своеобразному «микрокосму»: «Нет ничего замечательного в том, что хотят сделать из человека образ и подобие вселенной, ибо земля преходит, небо изменяется и все их содержимое столь же преходяще, как и содержащее. Говорили: человек - микрокосм и, думая возвеличить человеческую природу этим напыщенным наименованием, не заметили, что человек одновременно оказывается наделенным качествами мошек и мышей» [6].
|