Только живое родит жизнь. Дух пробуждается только на зов духа. Невозможно, чтобы ум порождало то, что ума лишено. Совесть отзывается совестью. И все живое дышит только любовью.
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении социального (общественного) и биологического (природного) в понимании человека: закончилась ли эволюция человека в его биологическом, физическом выражении и в духовном восхождении? Сегодня можно зафиксировать многие признаки продолжающейся эволюции человека. Сохраняются некоторые формы естественного отбора, имеют место внутривидовые изменения в генофонде и психофизиологических функциях. Сам человек посягнул на биологическую тайну своей природы. Расшифрован геном человека, ученые вплотную приблизились к опасной черте воспроизводства «двойника» человека по методу клонирования. Овца «Долли» стала реальным провозвестником генной инженерии. Но нужен ли человеку его «двойник»? Не приведет ли это к непредсказуемым, опасным и гибельным последствиям? Знание и наука, не огражденные духовно-нравственными координатами, «как меч в руках умалишенного», - предупреждал Д.И. Менделеев еще на заре прошедшего века. Аристотель считал человека политическим существом: «Назначение человека - деятельность души, согласованная с суждением или не без участия суждения, причем мы утверждаем, что назначение человека по роду тождественно назначению добропорядочного человека». Платон выделял четыре основные человеческие добродетели - мудрость, мужество, умеренность и венчающую их справедливость как цельную добродетель. Христианство добавило к ним еще три важнейшие человеческие добродетели: веру, надежду и любовь. Высокую оценку в христианской нравственности получили смирение, терпение (трудолюбие), покорность и кротость. В христианской этике сложилось и цельное представление о семи смертных грехах - своеобразных антиподах добродетели. К ним следует отнести гордыню, гнев, зависть, алчность, похоть, чревоугодие, лень. Восьмым смертным грехом добавляется неуважение и пренебрежение традицией, обычаем, заведенным порядком. В первой книге Библии «Бытие» человек представляется вершиной Божьего творения: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26; 27). Земля и все другие формы жизни, наполняющие ее были сотворены, чтобы служить человеку домом. Утверждается и обосновывается идея домостроительства, хозяйствования. Человек рассматривается как существо, воплотившее в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом. Впервые рождается высокое призвание личности, «внутреннего человека», его самоценности в абсолютном приближении к Богу. Такое понимание человека заложено в мировых монотеистических религиях. «Главное, что внутри тебя», - утверждает Коран. «Царство Божие не вне нас, а в нас», - сказано в Новом Завете. Близость и тождественность понимания человека видится здесь в главном, основном - во внутреннем мире человека. Истоки человеческой личности, основания добра и зла, нравственного выбора, становления и самоопределения укоренены в состоянии духа и души человека. Православная антропологическая традиция заключена в понимании смысла, назначения и призвания человека в его христианской жизни как приближения и уподобления Богу через добродетель и благочестие в своих земных делах. Удаление от греха - начало добрых дел. Идеал совершенства требует упражнения в добродетели. Его можно сравнить и уподобить той библейской «лествице», которая представилась некогда блаженному Иакову. Одна часть ее была близка к земле и касалась ее, а другая часть простиралась выше самого неба. Поэтому вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить свои стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше - на возможную для человека высоту. Безгранично и непомерно глубоко жизненное проявление человеческой сущности. И все же попытаемся отметить наиболее важные, особенные и специфические свойства и качества человека в ряду всех других неодушевленных и одушевленных тел, предметов и объектов онтологической реальности. Человек природное, телесное (физическое, химическое и биологическое), чувствующее, страдающее, мыслящее, разумное, общественное (экономическое, социальное, культурное, политическое, семейное, правовое и т.д.), созидающее, стремящееся к свободе, духовное, нравственное, верующее существо. И мы должны понимать, принимать и оценивать все стороны жизнедеятельности человека. В философском постижении сущности человека отражены многие важные грани его бытийствования. В зависимости от того, какая сторона его природы признается в качестве доминантной и определяющей, фиксируется философами в различных, порой взаимоисключающих дефинициях. К Протагору восходит идея гуманистического самоутверждения человека: «Человек есть мера всех вещей, как существующих, так и возможных, могущих существовать». И эта горделивая, возвышающая человека установка стала доминирующей, особенно с эпохи Возрождения, во всей новоевропейской истории и современности. Его основополагающие позиции заключаются в утверждении самодостаточности человека. Человек рассматривается как венец природы, царь ее. Поклонение человеку вырастает нередко в культ человекобожия. Кто возводит в этот культ силу человека, кто - его разум и интеллект, кто - его иррациональные аффекты, вплоть до определяющей роли бессознательного. А кто (и это уже обнадеживает) утверждает и обосновывает гармонию основных творческих сил, способностей, таланта, ума, нравственности и т.д. Рационалистическая, гуманистическая, просветительская и субъектная характеристика человека в ее материалистическом и законченно логическом варианте закономерно привели к пониманию человека не только как сознающего и созидающего существа, производящегося орудия труда и занимающегося производственной деятельностью, но прежде всего как общественного, социального существа, обусловленного характером общественных отношений. По Марксу, сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельным индивидам. В своей действительности она представляется совокупность (ансамбль) всех общественных отношений, в которые человек включается в процессе своей практической жизнедеятельности. В марксизме выражена идея деятельно-практической сущности человека и человеческого бытия как производства самой общественной жизни, опредмечивания и утверждения человеческих сущностных сил, определены пути и средства преодоления отчуждения человека. Подлинное богатство личности утверждается в абсолютном выявлении ее способностей и творческих дарований, развитии всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу.
|