Студопедия — Законы и категории диалектики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Законы и категории диалектики






Каждая наука, особенно в ее теоретической части, направлена на раскрытие различных форм взаимосвязей и взаимодействия в их закономерном выражении. Именно познание закономерностей составляет сердцевину любой науки. Наше мышление и познание носит категориальный характер. Категории - это предельно общие понятия, которые имеют фундаментальное и принципиальное значение в познании наиболее существенных связей и отношений в рамках той или иной предметной области. Свою систему категорий и законов имеет физика, химия, биология и другие науки, изучающие природу. Так же обстоит дело в гуманитарных и социальных науках с изучением человека и общественных явлений. Действительно, если мы только воспринимаем те или иные явления и процессы, но не подводим под них какие-либо обобщающие понятия, тем более - фундаментальные категории и законы, то, по сути, обречены только бессмысленно взирать на эти вещи, предметы, события, явления, процессы. Или, что тоже нередко случается, тот или иной человек даже и не осознает того, что он мыслит в категориях. От того, как мы понимаем суть законов и категорий, как владеем их системой в специальном, общем и философском познании, - зависит зона нашего видения, направленность и глубина проникновения в предмет, его суть. От этого зависит сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организация и характер нашей познавательной, а следовательно, и практической деятельности.

Категории и законы диалектики служат формами познания сложных, подвижных и противоречивых универсальных связей, отношений и взаимодействий между различными сторонами материальной и духовной реальности бытия. Категории и законы характеризуют бытие в целом или его важнейшие фрагменты не изолированно, а системно, в совокупности наиболее сущностных взаимоотношений между явлениями и процессами. Они выражают и отражают самые глубинные, внутренние, необходимые, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи, общие черты, существенные стороны и свойства действительности. Тем самым законы и категории характеризуют определенный порядок, последовательность и тенденцию развития явлений и процессов.

При всей своей близости и сходству (закон - это и есть категория, а категория есть форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру через выражение наиболее общих черт, существенных свойств и закономерных процессов природы, общества и мышления), законы и категории различаются по объему и характеру их проявления.

Законы и категории, выражающие узловые пункты и наиболее существенные моменты закономерных связей и отношений действительности, являются своеобразными ступеньками познавательного восхождения человека в освоении мира. Они являются итогом многовекового опыта людей, в котором зафиксированы результаты их трудовой и познавательной деятельности, всей общественно-исторической практики. В категориях и законах как наиболее общих и универсальных формах познания логически отлились те сущностные взаимозависимости и связи различных сторон предметного бытия, с которыми человек миллиарды раз сталкивался и несомненно учитывал и осмысливал в процессе своего познания и практики. При всей своей устойчивости категориальная структура мышления и познания не есть некий застывший монумент. Содержание законов и категории углубляется, уточняется, изменяется. И в этом «повинно» не только наше мышление, но и постоянно изменяющийся, обновляющийся, развивающийся мир, у которого нет «перерыва на обед» и выходного дня.

Суммируем сказанное. Категория закона выражает общую, внутреннюю, существенную, необходимую, относительно устойчивую и повторяющуюся связь явлений. Закон обусловливает упорядоченное изменение явления, определяет характер, направление и результат развития. В законе выражаются не все связи, а только сущностные, решающие, главные, необходимые. Поэтому можно сказать кратко: закон есть соотношение сущностей. Каждый студент по своему опыту знает закономерную связь между отличной оценкой и глубокими знаниями, добытыми упорным трудом. И он не спутает эту связь со случайным явлением, например, встречей с черной кошкой накануне экзамена. А вот связь между количеством выделяемого в проводнике тепла и сопротивлением проводника постоянна и закономерна. Так же обстоит дело с действием закона земного тяготения, закона сохранения и превращения энергии и с другими физическими и химическими законами.

Законы можно классифицировать на частные (специфические), общие и всеобщие в зависимости от того на какой класс явлений они распространяются или в рамках какого структурного уровня бытия они функционируют. Например, законы квантовой физики, законы биологической наследственности и изменчивости, социальные законы. Законы природы и законы общества в своем проявлении различаются не только пространственно-временными параметрами и содержанием протекающих в них процессов. Природные процессы осуществляются через действия стихийных слепых, во многом автоматических и инерционных сил. В обществе все происходит тоже закономерно, объективно, но через людей, через так называемый субъективный фактор. Люди одарены сознанием, волей, верой и надеждой, они ставят перед собой определенные цели, руководствуются своими потребностями, интересами, познают, учитывают и используют в своей жизнедеятельности тенденции, требования и последствия объективных законов. По мере расширения научной, профессиональной и социальной компетенции роль и значение субъективного фактора в общественном развитии неуклонно возрастает.

Рассматривая понятие закона, его следует соотносить и различать с закономерностью. Хотя эти понятия однотипные и одно порядковые, но закон выступает всегда лишь как сторона закономерности, а закономерность есть целая совокупность законов данной области явлений.

Категории диалектики в своей необходимой взаимосвязи представляют определенную целостность. В системном виде они воспроизводят законы и принципы бытия, его «устройства», «организованности», «упаковки», порядка функционирования, изменения и развития через универсальные связи детерминации (причинности) и вероятности, неопределенности, свободы и необходимости. Основным принципом развертывания и построения категориального каркаса материальной и духовной реальности является единство исторического и логического в познании, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от случайного к необходимому, от единичного к общему, от части к целому, от следствия к причине, от явления к сущности. Выражая полярность, противоположность и взаимодействие противоречивых сторон, которые внутренне присуще всем процессам, предметам и явлениям материального и духовного мира, категории по сути своей диалектичны, выступают в парной, двойственной форме взаимосвязи и перехода друг в друга.

Рассмотрим более предметно одну из центральных и фундаментальных категориальных пар - диалектику сущности и явления. В соотношении с ней как стержнем категориального ряда четче вырисовываются контуры и всех других категорий. В своем познании мы стремимся раскрыть не только то, что лежит на поверхности тех или иных вещей, предметов и процессов, то, что нам видится или кажется, но и то, что лежит за этой завесой, усмотреть их глубину и суть. Говоря словами Гегеля, надо «за корой явлений» понять их сущность. Если бы сущность вещей и формы их проявлений совпадали, то всякая наука была бы излишней.

Сущность есть нечто глубинное, сокровенное, пребывающее в предметах, вещах и процессах, в их внутренних связях и управляющее ими. Это своеобразное основание всех форм их внешнего проявления. Допустим, в обще бытийном плане сущность мыслится как предельное основание мироздания, как субстанция (основа) материального или духовного порядка всего сущего. Определение сущности в границах отдельных сфер и фрагментов бытия, различных видов предметной реальности (в мире минералов, растительном, животном, в мире общества и человека) является сложным вопросом специального, общего и философского познания. В жизни мы чаще, чем думается, встречаемся с феноменом «быть и казаться». Видимость, кажимость имеет точку опоры в многогранности самой сущности. Так, мираж в пустыне, - это не фантом природы, его даже можно заснять на пленку. Он есть следствие искривления световых лучей в атмосфере. Обмануться можно в вагоне на железнодорожной станции: пошел другой поезд, а кажется, что поехали мы. Мы видим мириады звезд на ночном небе, а при солнечном свете дня нам кажется, что звезд на небе нет. А сколько вымыслов и фантазий вокруг НЛО, снежного человека, полтергейста и т.п.!

Намного сложнее и драматичнее выглядит соотношение сущности и явления в человеческом мире. Самовыражение человека может быть сущностным и видимостным. Казаться добрым, честным и справедливым легче, чем быть таковым в действительности. Порой мы имеем дело не только с раздвоением личности (что уже, согласитесь, клинический случай), но и с растроением человека. А это уже действительно расстройство, когда человек говорит одно, делает другое, а мыслит третье. И здесь широкое поле возможных маскировок личности - иногда по необходимости и долгу (допустим, работа разведчика), а чаще - речь идет о пройдохах и нечистых на руку людях. Новая эпоха перехода к рыночным отношениям изобилует такими примерами. Сколько существует всякого рода подставных посреднических фирм и просто фирм-однодневок? Значительная часть экономической деятельности стала теневой (невидимой) или «серой» (полу видимой). Итак, сущность - это качественное своеобразие предмета в его определенности, обусловленное внутренней причинностью, нечто глубинное, устойчивое, целостное, необходимое и закономерное, которое сокрыто за непосредственно наблюдаемыми или опосредованно познаваемыми проявлениями.

А явление - есть то, как и в чем сущность проявляет себя вовне. Это внешняя, поверхностная, наблюдаемая, обычно более подвижная, изменчивая, частная или случайная сторона или характеристика того или иного предмета. И если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее. Задача мыслящего разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное «лицо» сущности.

Философский взгляд и исторический спор о природе категорий растянулся на века. Диалектика сущности и явления древними философами рассматривалась в ракурсе соотношения идеи и материи. Самая сущность мыслилась как основополагающее начало всех вещей в мире и как исходный пункт всего конкретного многообразия.

Для Платона сущность была тождественна идее, эйдосу. Вспомним, идея стола и сам стол. Сущность как идея не сводима к телесному чувственно воспринимаемым формам бытия, она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель сущность вещи видел не в материи, а в наделенной особой активностью форме как исходном принципе, который оживотворяет косную материю и в совокупности с ней образует все вещи. В религиозном мировоззрении сущность мыслится как регулятивное начало всякого бытия в виде Абсолюта, каковым является Бог. И это есть сущность предельного порядка, порождающая все существующее.

Кант еще более обострил проблему соотношения сущности и явления, введя понятие «вещи в себе», а точнее, «вещи самой по себе», и отождествив ее с сущностью. И в таком плане сущность противопоставлялась собственно явлениям объективного мира как нечто глубинное и непознаваемое в принципе. Для Канта категории, в том числе и сущности, есть всеобщие, априорные (доопытные) формы рассудка, с помощью которых мы упорядочиваем свой опыт и конструируем, сами создаем предмет познания.

Гегель с позиций развертывания Абсолютной идеи как субстанции-субъекта понимал категории в качестве всеобщих форм саморазвития, самоопределения и само полагания абсолютным духом своего предметного содержания. Логическая взаимосвязь и самодвижение категорий как духовных форм задает ход и ритм естественного и исторического развитию, в процессе которого происходит их предметное воплощение. Так, по Гегелю, история по своей сущности, истине и логике предопределяет историю фактологическую, ее событийную и хронологическую канву.

Восприятие тех или иных свойств явления, то или иное видение предмета зависит от воспринимающего субъекта познания, строения и действия его органов чувств. Признание познаваемости сущности связано не столько с толкованием явления на уровне особенностей субъекта, но в первую очередь, как следствие проявления самой сущности предмета или процесса. Например, зеленый цвет травы, - это ее свойство на уровне явлений. Сущностная же характеристика травы заключается в ее объективной физической способности отражать лучи света так, что для человеческого глаза трава предстает именно зеленой. В случае же иного устройства зрительного аппарата у животных, например, кошки или собаки, та же объективно сущностная специфика травы в отражении лучей света видится иной, не зеленой, а допустим, серой. Но сам факт именно такого по своей объективной природе отражение зависит от сущности предмета, которая может быть выражена в соответствующих физических величинах.

Чтобы проникнуть в мир сущностей необходимо научиться расшифровывать данный нам в ощущениях мир явлений. Человек воспринимает явления, а не сущности, познание которой возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Должен быть совершен качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания. А это связано с раскрытием причинно-следственных, необходимых и повторяющихся внутренних определяющих связей, выражающихся в законах их изменения и развития.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 491. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия