Проблема познания в философии. Специфика познавательной ситуации
Органической и очень важной составляющей системы философского знания является гносеология, что в переводе с греческого означает теория познания (gnosis - познавание, знание; logos - учение). Гносеология оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов. Каковы же философские проблемы познания в сравнении и сопоставлении с научным познанием, художественным творчеством, религиозно-мистическим опытом? Гносеология выступает общей теорией познания, исследующей самую природу знания, общезначимые способы и формы познавательной деятельности человека, в какой бы сфере она ни осуществлялась. Можно сказать, что гносеология - это своего рода знание о знании, средствах и путях достижения достоверного знания. Философский характер имеет вопрос об источнике и побудительных силах человеческого познания. И в самом деле, что двигает познанием: любознательность, удивление, удовольствие, интерес или жизненные потребности человека, аккумулированные в его практике? Не будет преувеличением сказать, что проблема истины стоит в центре не только философского, но и других видов познания. Истина! Правда в русском понимании. Есть ли она? Много ли истин по одной и той же проблеме, или она только одна? Справедливо замечено, что когда истин много в ответе на один и тот же вопрос, то это означает, что нет ни одной. Что означает истина в своем содержательном значении, и объективно-субъективном аспектах, и каковы ее общие и специфические критерии? Как человек впадает в заблуждения, а порой сознательно прибегает ко лжи, обману и самообману? В каком соотношении между собой находятся знание и опыт, теория и практика? Таков в самом первом приближении круг основных вопросов философской теории познания. Теорию познания можно представить как раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности по достижению достоверного знания о природном, социальном и человеческом мире в целях удовлетворения своих возрастающих материальных и духовных потребностей. По словам Лейбница, цель науки - благоденствие человечества, приумножение всего, что полезно людям. Исходным пунктом философского подхода к изучению проблемы познания является выяснение отношения нашего знания к действительности, к окружающему нас миру. Адекватны ли наши мысли, наши представления и знания об окружающем нас мире самому миру и в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и дать его истинное, достоверное представление? Многообразие мира и его неисчерпаемость удивительна и поразительна. Каждый предмет или процесс имеет множество свойств, качеств, признаков и сторон, взаимоотношений со всем миром. Но при познании происходит известное упрощение, огрубление, прерыв непрерывного. Чтобы предмет предстал в фокусе мысли и опыта, он как бы «вынимается» из живой ткани бытия, происходит мысленное «препарирование» бытия. А наиболее чувствительными и уязвимыми перед «скальпелем мысли», легко разрушаемой в процессе теоретического осмысления оказываются такие сущностные моменты, как изменчивость бытия, взаимодействие противоположностей, целостность, единство многообразно составляющих его компонентов. И в этом состоит одна из наибольших трудностей в процессе познания истины. А если к этому присовокупить еще всю сложность понимания вечного, абсолютного, непреходящего в изменчивости и временности бытия мира и человека? Ведь настоящего человека не может удовлетворить простой набор относительных истин. Ну, хорошо, мы увидели, как выглядит обратная сторона Луны. И что? Интерес сразу пропал. Только Абсолютная истина никогда не может до конца насытить человека. В общем философском плане процесс познания всегда предстает как взаимодействие субъекта и объекта, т.е. того, кто познает и что познается. Любая познавательная ситуация содержит в себе эту соотносительную раздвоенность на субъект (S) и объект (О). Такое взаимодействие S и О познания можно наглядно представить себе простой схемой.
Современная трактовка понятия субъекта идет от Декарта. Она исходит из понимания субъекта как носителя активного начала не только в познавательном процессе, но прежде всего в предметно-практической деятельности. Субъект познания - это, конечно, человек, обладающий волей и сознанием. Но в социально-историческом плане следует видеть развитие и становление субъекта в его много уровневости, расширении и углублении структурности и сложной многомерности данного феномена. Субъектами познания являются социальные общности, начиная от их первичных ячеек и микро-групп и завершая социальными общностями более высокого порядка - социальными слоями, группами, классами, народами, обществом и человечеством в целом. По мере общественного разделения труда, его дальнейшей специализации и дифференциации происходит выделение в особый вид умственного труда и закрепление его за особыми, как правило, привилегированными слоями общества. Происходит формирование науки как особого и специфического социального института общества, главным назначением которой является производство знаний. Сообщества ученых в разнообразных формах их организационного объединения также становятся специфическим субъектом научно-познавательной деятельности, отношений, институтов, норм и интеллектуального продукта их труда. Объектом познания становится тот или иной фрагмент реального мира лишь постольку, поскольку он оказывается в поле целенаправленного предметного познавательного и практического отношения субъекта, его интереса, внимания и изучения. Ввиду сложности и многомерности различных объектов материальной и духовной реальности они являются предметом различных видов и форм познания: от обыденного - до научного, от специализированного - до комплексного и универсального. В целостной совокупной жизнедеятельности людей сфера познания выступает относительно самостоятельной, но все более значимой, а в перспективе - по мере превращения науки в непосредственную производительную силу, - в определяющую сторону общественного и человеческого развития. Вспомним еще раз аристотелевскую трактовку ума как формы всех форм. Применительно к экономике, ко всем другим социально значимым сферам жизнедеятельности людей можно сказать так: сила все более уступает уму, а завтра будет должна уступить совести. Ибо совесть выражает высшую форму духовной способности человека, ведущую сторону самосознания личности, ее рационально-волевой деятельности. Познание как производство и накопление идей, знаний явилось результатом исторического процесса раздвоения целостной человеческой, практической, в своей основе, деятельности на материальное и духовное производство. Изначально познание существовало и развивалось только лишь как сторона практики, в качестве практического отношения к миру, а производство идей и знаний было непосредственно вплетено в производство вещей. Данная ситуация повторяется всякий раз в жизни каждого человека, взятого в его индивидуальном филогенезе. В процессе формирования человека как личности в свернутом виде представлена история развития взаимодействия познания и практики. Так, ребенок осваивает мир практически. Он учится ходить, есть, играть, говорить, общаться. И в этом процессе формируется и развивается его сознание, прокладывается путь познания от поверхностного восприятия ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность вещей и их взаимосвязи. Непосредственная практика перерастает в опыт, превращается в знания и умения, в осмысленные действия. По такой же аналогии можно рассмотреть историю становления человеческого познания в его онтогенезе. В процессе практического освоения внешнего мира накапливался жизненный опыт, шло осознание вначале внешних и видимых связей, фиксировались причины и следствия, формировалось обыденное, практическое, донаучное сознание. Такое сознание еще не способно оторваться от практики, его предметное содержание всецело определялось уровнем развития практики и жизненного опыта человека.
|