Основные подходы к пониманию общества в социальной философии
Социально-философский анализ общества возможен с различных теоретических позиций, принципов и исходных оснований. Поэтому существуют различные теоретические модели исследования и социального познания общества, в том числе и российского общества, нашей истории и современности. В различных философских учениях выделяются те или иные системно-образующие факторы общественной жизни в ее целостности и единстве: дух, идеи, сознание; труд, кооперация; способ производства материальных благ в совокупности производительных сил и производственных отношений; религия, традиции и ментальность народов; культура и цивилизация; политика и власть; знание, техника и технологии; природно-географическая среда, народонаселение и т. п. Многообразие социально-философских подходов к пониманию сущностных основ общественной жизнью объясняется как невероятной сложностью самого феномена общества, так и различием мировоззренческих и теоретических позиций к его философскому осмыслению. Если идти от «головы до пят» самого человека, через акценты в нем в качестве определяющего фактора той или иной сущностной грани (будь-то разум или вера, природно-биологическое или социальное), то в упрощенно схематической форме диапазон социально-философского анализа можно представить следующим образом. 1. Решающую регулятивную роль в обществе выполняет разумное, рациональное, идеальное начало (оно ассоциируется и символизируется головой человека). 2. Религиозно-мистическое, божественное начало, вера в Бога-Творца лежит в основании общества (оно ассоциируется и символизируется сердцем человека). П.А.Флоренский в своем труде «Столп и утверждение истины» обратил внимание на то, что в разных языках и культурах термин «сердце» имеет значение «стержня», «середины», «средоточия», «нутра», «ядра» и т. п. Понятие «сердца» присутствует чуть ли не на каждой странице Библии и других священных книг. Именно религия в наиболее доступной и общезначимой форме выразила и санкционировала нравственные заповеди задолго до наступления рационализма Нового времени и кантовского априоризма, его знаменитого «нравственного императива». 3. Потребности, интересы человека, отливаясь и выражаясь в общественных отношениях, определяют характер и направленность социального развития, составляют социальную материю общественной жизни (ее можно уподобить и сравнить, пусть и в грубо упрощенном виде, с животом человека). 4. Натуралистические концепции основаны на признании детерминирующей роли в формировании и функционировании общества природно-космического, географического, биологического или демографического факторов, понимаемых в духе дарвинизма и генетики. Один из русских космистов А.Л. Чижевский (1897-1964) рассматривал общефизические законы как основу исторического процесса. В своей работе «Физические факторы исторического процесса» он утверждал: «Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное». В понятие «среды» как детерминанты биологической и социальной формы организации материи в географической оболочке Земли им было включено космическое пространство – факт принципиальной мировоззренческой значимости.(Образно и зримо эту позицию можно представить с позиции человека как то, что над его головой и под его ногами). 5. Возведение биологической необходимости и бессознательно-инстинктивного начала в социальный и даже этический порядок общественной жизни. 3игмунд Фрейд и современные фрейдисты усматривают определяющую основу общественного развития в бессознательном человека или в коллективном бессознательном, в глубоко укорененных архетипах сознания и поведения людей. Инстинкты, а их насчитывают от нескольких основных до полутора десятка тысяч, – вот главная пружина общественного развития. Инстинкт продолжения рода (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) формируют в конечном счете облик общества и человека. (Если продолжить сравнительную аналогию с человеком, то инстинктивизм займет подобающую ему позицию «ниже живота»). 6. Следующее направление в понимании общественной жизни можно охарактеризовать как психологизм. Один из основателей позитивизма Дж. Ст. Милль (1806-1873), стремясь к созданию научного взгляда на общество с позиций духа и человеческой природы в значительной мере психологизировал общественно-исторические законы. Так, он считал, что «в общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены». Но естественно задаться вопросом: можно ли из свойств отдельных людей вывести социальный характер таких общностей как нации, классы, или понять сущность таких общественных явлений как политика, экономика? Вопрос значительно усложнится, если иметь в виду, что современная психология как наука ищет и находит свою детерминанту в физиологии, опускается до плоского редукционизма. Справедливо замечено, что психология при таком подходе лишается вначале Бога, затем души и, наконец, самого разума. 7. В концепциях социального действия Макса Вебера (1864-1920) и Толкотта Парсонса (1902-1979) общество представляется как система социальных взаимодействий, как интегративная совокупность социальных ролей и социальных ожиданий. Причем социальное взаимодействие может рассматриваться не только в форме непосредственных личных отношений и социальных взаимосвязей, но и выступать как символический акт. Разновидность концепции социального действия сформировалась в русле «лингвистического поворота» в философии XX века, согласно которому лицо человека, и соответственно общества, определяют его язык и его речь. Общество следует рассматривать как развертывающееся коммуникативно-дискурсивное поле, в границах которого вырабатываются правила общежития и совместного действия. Уже в античности был выдвинут целый ряд интересных и основополагающих идей в понимании общества. Диалоги Платона «Государство», «Политик» «Законы» составляют основу его учения об обществе. Периодизация общественного развития представлялась мыслителю в трех основных этапах: 1. Естественное природное состояние; 2. Общественное состояние, не отвечающее природе человека и социальному идеалу;3. Идеальное общество будущего. Описывая идеальное государство, Платон не ставит своей целью «сделать как-то особенно счастливым один из слоев общества, но наоборот, сделать таким все государство в целом». При этом следует устранить всех богатых, так как роскошь ведет к лени, и бедных, так как нищета ведет к злодеяниям. А то и другое – к торжеству неразумного, неизменного. Аристотель в своей «Политике» считал, что создание такого идеального государства в земных условиях, в силу слабости и несовершенства человеческого рода, невозможно. Он вдохновлялся идеями формирования многочисленного среднего класса. Для достижения благой жизни и «совершенного самодовлеющего существования» нужен не только материальный достаток, но справедливость, венчающая все добродетели, и хорошие законы. Средневековые, да и современные религиозные мыслители дают теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение Божественного провидения. История человечества представляется от Адама и Евы и вплоть до страшного суда как непрерывная борьба «царства благодати» с «царством зла». Так, Августин рассматривает общество как «град земной» в свете «града Божьего». Со времен Т. Гоббса и Дж. Локка начинается разведение понятий общества и государства. В трудах просветителей (Вольтер, Руссо, Кондорсе) общество стало пониматься как идея человека, как его морально-духовное единство, а государство как выражение его «общей воли».С эпохи Возрождения и Нового времени складываются элементы светской философии истории. Утверждается понимание того, что люди сами творят историю. Они сами авторы и режиссеры, актеры и зрители разыгрывающейся человеческой истории. Истории, в ее драматических, трагических, а порой и комических коллизиях. Общество выходит из своего предшествующего естественного состояния «войны всех против всех» на путь общественного договора, своеобразного социального контракта общества, его гражданских структур с государством. И. Гердер рассматривал человеческую историю как непосредственное продолжение истории природы. Исследуемые законы развития общества, по Гердеру, носят естественно-исторический характер. Поэтому в общественных явлениях надо искать не какие-то тайные предначертания, а причины, их породившие. Общество понимается как единое органическое целое, как цепь универсальных взаимодействий между людьми. Движущие силы, причины, пружины общественных изменений надо искать в людях, человеке, в живых человеческих способностях. Гердером обоснована и выдвинута идея всемирности истории и преемственности в развитии культуры. Научное исследование исторического процесса подобно изучению природы и начинается там и тогда, когда удается выделить и определить объективные законы, лежащие в основе общественного развития. Вслед за Гердером Кант и Гегель более глубоко поставили проблему объективных оснований исторического процесса. Потребности и интересы, воля и желания людей, а особенно их действия, как правило, разнонаправлены. Но хаос случайного есть только внешний рисунок истории, за событийной паутиной которой скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективные законы. И поэтому в философско-историческом постижении надо идти не от субъективных намерений отдельных личностей, участников исторического процесса, в том числе и самых возвышенных и благородных устремлений, а от внутренних, глубинных, объективных оснований, которые и придают истории определенный смысл и направленность, делают ее упорядоченным процессом. Суть гегелевской философии истории выражена его знаменитым афоризмом из одноименной работы: «Все разумное – действительно, все действительное – разумно». Что означают «разум в истории» и «хитрость» исторического разума применительно к общественному развитию? Для Гегеля противоречия, движущие историей, существуют, прежде всего, в сфере сознания, то есть на уровне определенных идей. Речь идет, конечно, не о простых и тривиальных идеях-истинах, а о широких объединяющих взглядах-теориях, которые можно назвать идеологиями. Он включает в них религию, нравственность, право, культуру, основополагающие духовно-нравственные ценности, принципы, идеалы. Все человеческое поведение в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в предшествующем состоянии сознания. И в конце концов эта сфера сознания с необходимостью воплощается в социальном мире. Более того, она творит этот социальный мир по своему образу и подобию. Сознание – причина, а не следствие общественного развития, хотя оно не может функционировать вне и помимо социальных условий. Но именно сознание в логическом комплексе его основополагающих идей является конечной и определяющей силой исторического процесса. Материалистическое понимание общества Ф.Энгельс характеризует как «взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» [5]. С классической ясностью суть своего подхода К.Маркс раскрывает таким образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание» [6]. Вместе с тем указывается и на обратное воздействие идей, сознания на социально-экономический строй общества: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное -лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь» [7]. И в качестве практической установки следует вывод: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» [8]. За пределами основного вопроса философии применительно к общественной жизни соотношение духовного и материального не имеет абсолютного смысла, их противопоставление приобретает относительный характер. Применительно к обществу и человеку это становится тем более очевидным, так как в их действительной жизнедеятельности все переплетено и находится в постоянном взаимодействии. Если глубоко вдуматься и философски серьезно подойти к анализу общественной жизни, ее «пульсу и градусу», то можно невооруженным глазом приметить известное «напряжение» в обществе и между людьми, которое заложено в самой их социальной природе и носит по своей сути духовный характер. На социальной поверхности это проявляется в столкновении воль, разнонаправленности интересов различных общностей людей, борьбе за свое место и роль под «общественным солнцем», касается ли это решения ключевых общественных проблем – власти, собственности, богатства и распределения благ или второстепенных и частных вопросов. Поступки людей, общественные и исторические деяния имеют в конечном счете мировоззренческую основу и духовную подоплеку. Воля может быть направлена на свершение добра или на причинение зла; интересы могут быть возвышенными или низменными, а место и роль в обществе тех или иных общностей чисто формальными, законническими или духовноблагодатными, родом творчества и служения. Все Евангелие пронизано жаждой правды, в том числе и социальной, неприятием обывательских и потребительских ценностей. Вопреки расхожей пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», человек – не рыба. «Их Бог – брюхо» – новозаветная характеристика общества потребления точна и актуальна как никогда. Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Ответ, как говорится, налицо. Иоанн Кронштадтский (1829-1908) утверждал в своих проповедях, что род человеческий подчинен одному нравственному закону – совести. Совестное самосознание человека Гегель рассматривал как познание им своей божественной сущности. Это означает, что благая сила Божия, скрытая в глубине субъективного духа, познает себя через человеческую совесть как осуществленный и действительный образ нравственности. Совесть вводит человека в новый способ жизни. Внутренний строй душевной жизни обновляется в том смысле, что человек достигает истинной правоты, свободы и цельности. Само человеческое общество, развернувшееся в нравственную систему, можно считать «живым образом или органической тотальностью», т. е. целостностью и всеобщностью. Абсолютная нравственность как «живой образ мира» должна непременно «организовать себя в совершенстве», т. е. развернуть себя в стройном, содержательном и гармоничном сочетании всех сопринадлежащих ему сторон. Сердцевиной, внутренней и сущностной стороной жизни социума на всех его уровнях и формах структурной организации, начиная от первичного звена и непосредственных общностей людей (семья, производственно-трудовые ячейки и т. д.) и завершая обществом как единым социальным организмом в целом, – является духовно-нравственный миропорядок. Внешние отношения социальности – в экономике, в общественно-государственном устройстве и политике, в любой другой сфере – предполагают внутреннюю связь между людьми, духовную в своей основе. Именно духовный нерв животворит ткань общественных отношений, деятельности, организационно-структурных форм и институтов общества. Без учета этого определяющего фактора невозможны человеческие контакты и нормальное функционирование любой сферы общественной жизни. Поворот к человеку и духовным основам его общественного бытия не только актуален, но закономерен. Становится все более ясным понимание того, что судьбы мира в конечном счете зависят от факторов духовного порядка, ценностных ориентаций и нравственных установок человека.
3. Специфика общественно-исторической закономерности В мире существуют и действуют две самые крупные системы – природа и общество. Общество как обособившаяся часть природы всегда существует на ее основе. Взаимодействие природы и общества носит всепроникающий характер, особенно на уровне биосферы жизнедеятельности социума. Наиболее мощное и все возрастающее воздействие общества на природу происходит через непосредственную нишу обитания человека и географическую среду. Под географической средой понимается совокупность предметов и явлений живой и неживой природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественной жизни. Это необходимое условие существования и развития общества, которое вписано изначально и навсегда в природу, принадлежит ей, находится внутри ее. История природы делается сама по себе, законы природы действуют стихийно, автоматически, как слепая необходимость. Законы всемирного тяготения, смена времен года, другие физические и природные процессы не считаются с людьми. Но люди обязаны считаться с природой, не сбивать ее с заданного хода, не допускать непродуманного вмешательства в природные процессы, что ведет к нарушению естественно сложившегося «равновесия». Со второй половины XX столетия резко обострились проблемы взаимодействия общества и человека с природой, окружающей средой, по многим параметрам они приобрели критический характер и глобальный масштаб. Качественное своеобразие общества не означает его оторванности от природы. Сегодня как никогда остро встала проблема осознания неразрывной связи природы и общества, их взаимозависимости. Следует подчеркнуть следующее важное обстоятельство. Качественным своеобразием человеческого общества является то, что сами люди выступают в роли творцов, преобразователей и создателей культуры. В широком смысле слова культура и означает все созданное человеком, это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над первой, естественной природой. Культура выступает общественным миром человека и мерой его развития. Разумеется, что социальная философия, будучи наукой, не ограничивается только описанием общественных явлений. Она стремится выявить в общественной жизни закономерности, вскрыть причинно-следственные связи и зависимости. Однако следует признать, что формулируемые наукой законы общественного развития обладают не железной логикой действия, а проступают как тенденции, стремления, возможности с той или иной степенью вероятности своего осуществления. Общественные законы носят вероятностный характер, что объясняется действием субъективного, человеческого фактора, влиянием на ход социальных процессов интересов, целей и ценностей людей. Поэтому история общества предстает в своей реальности как деятельность преследующего свои цели человека. Напомним, что законы выражают необходимые, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи – отношения между явлениями общественной жизни. Идея закономерного характера исторического процесса с различных позиций выдвигалась многими мыслителями, но наиболее полное и всестороннее освещение она получила в трудах Гегеля и Маркса. Гегель, по оценке Энгельса, «впервые представил весь природный, исторический, духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения» [9]. Историю общества творят люди, одаренные сознанием. В своих действиях они исходят из своих потребностей и интересов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями. В общественной жизни происходит столкновение и переплетение множества разнонаправленных социальных потребностей и интересов, стремлений и целевых установок, ценностей и идеалов. Калейдоскоп разнообразных событий кажется хаотическим нагромождением случайностей. Вполне естественно задаться вопросом: а как же в таком случае и почему общество в целом предстает как некая упорядоченная и организованная система, в которой наличествует связь и повторяемость, направленность и определенная логика развития? С древности и, особенно, с Нового времени мыслители не только заметили, но и пытались сформулировать и выразить закономерный характер общественного развития. Вне общественной закономерности немыслима социальная жизнь людей, история народов, государств. Можно сказать, что законы управляют ходом исторических событий, но законы общественного развития не могут осуществляться помимо людей и их деятельности, как законы природы – без посредства материи. Общество не развивается само по себе, вне и помимо деятельности, различных сообществ, преследующих свои цели и интересы. Они обладают личным и коллективным сознанием, разумом, свободой воли и своеволием, страстями и даже пристрастиями. По словам Ф.Энгельса, «мировая история есть величайшая поэтесса, творящая не по произволу, а закономерно прекрасное и безобразное, трагическое и комическое». Жизнь общества во всей ее полноте, со всеми ее поворотами и извивами, есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, в целом упорядоченная и организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Вне общественной закономерности немыслима никакая жизнь людей. В ней всегда есть моменты устойчивости, воспроизводимости основных форм и структур деятельности, отношений, сознания в виде идей, смыслов, норм и ценностей, повторяемости, определенного порядка и строя общественной жизни. Иначе не было бы никакой опоры в общественной жизни, ни на что и ни на кого нельзя было бы положиться, ничего нельзя было бы знать и предвидеть. Жизнь общества представляла бы собой невообразимый хаос, мелькающий перед глазами калейдоскоп не связанных между собой явлений и событий. Однако повторяемость в истории всегда несет в себе момент новизны, изменчивости, приобретает свой особый облик и колорит, подвержена случайности. И вместе с тем в этой неповторимой уникальности всегда обнаруживается нечто общее. Общее как закон, как ведущая тенденция пробивает себе путь не иначе как в конкретно историческом, особенном и единичном в своем проявлении. Общие законы как невидимые нити образуют основу социальной жизни, связывают ее в единый и целостный исторический процесс во всем его многообразии. Реальная канва исторического процесса в своей полноте и противоречивости предстает как внутреннее переплетение и взаимосвязь факторов субъективного и объективного, сознательного и стихийного в развитии. Объективные предпосылки создают лишь возможности и условия для общественного развития. Их использование (освоение, наследование, обновление и развитие) зависит от зрелости субъективного фактора, сознательности и активности людей, их профессиональной и трудовой надежности, социальной компетенции, духовной зоркости и нравственной чуткости. Носителем и выразителем субъективного и сознательного начала выступают сами люди. В жизнь вступают новые поколения. Их процесс становления, образования и воспитания, в целом – социализации, происходит в обновляющихся общественных условиях. Молодежь, открывая собой социальную структуру общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново. Она должна вначале освоить то, что сделано предшествующими поколениями, что задано сложившимися общественными условиями, обстоятельствами. Речь идет не только о материально-технических факторах общественного производства, но и сложившихся общественных отношениях, институтах власти и управления, традициях, идеях, нормах и ценностях, воплощенных в религии и культуре. Верное понимание диалектической взаимосвязи объективного и субъективного в развитии общества позволяет избежать крайностей, с одной стороны, – фатализма, абсолютной предопределенности действий человека внешними обстоятельствами, а с другой стороны – волюнтаризма, который абсолютизирует свободную волю человека. Смысл объективной стороны общественной закономерности в различных историософских концепциях может быть представлен как проявление божественного промысла, или как «хитрость мирового разума», или как действие закона смены исторических способов общественного производства, или как актуализация духа культуры, или как поступь цивилизации, особенно в ее технико-технологической мощи. Но в любом случае «победное» или «железное» шествие закона не происходит само собой, автоматически, над людьми, вне и помимо их деятельности. Никакие материально-производственные или социальные структуры, объектные формы человеческой культуры, идеи, ценности, нормы не актуализируются сами по себе, не действуют вне человеческой активности. Неисчерпаемая сложность, уникальность и неповторимость человеческих судеб, непредсказуемость исторических поворотов и общественных процессов не дают возможности достичь идеала строгости и точности, сопоставимого со стандартом естественнонаучного знания. Гуманитарное и социальное познание требует иного подхода, своей меры строгости и точности, сочетания ценностного подхода при одновременном его рациональном осмыслении, дополнения общенаучного способа естествознания индивидуализирующим методом наук о духе и культуре, о человеке и обществе. Индивидуализирующий метод для социально-гуманитарных наук введен в философию Г. Риккертом (1863-1936) и В. Виндельбандом (1848-1915). Данный метод обращает внимание именно на учет своеобразия социального, его уникальность и неповторимость, что является наиболее значимым и интересным в историческом процессе. Особое значение при этом имеет выяснение ценностных установок, характера и основания безусловных, вечных ценностей и их преломления в духе времени, умонастроениях и душевных переживаниях людей, обнаружение и постижение смысла истории и человеческого существования. Особым и наиболее адекватным способом проникновения в духовный мир человека иной эпохи и культуры является текст. Он понимается как особого рода реальность, выражающая дух времени, народа, общества и личности. По выражению известного русского философа и культуролога М.М. Бахтина (1985-1975), «текст есть первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» [10]. В широком смысле текст надо рассматривать как автограф своего времени, послание в будущее, как знаковое (письменное или иное) свидетельство, как документальный источник, на котором «запеклась кровь событий». В нем пульсирует нерв духовной жизни его автора, будь то общество и народ в целом или отдельная личность. В философии сложилось особое направление – герменевтика, как искусство и теория истолкования текстов с помощью понимающих процедур.
|