Философское постижение хозяйства
Хозяйство, экономика, производство, труд – самая глубокая детерминанта и самая неизменная константа общественной жизни, проходящая через все социально-исторические и формационные изломы общественного развития. Если мы последуем за С.Н.Булгаковым, то будем вынуждены признать экономизм самой отличительной чертой «исторического самочувствия нашей эпохи». Ни одна историческая эпоха, по верному замечанию русского мыслителя, не сознавала с большей ясностью хозяйственной природы жизни человека, не ощущала мир как хозяйство. Мы живем в эпоху обостренной экономической рефлексии, напряженного и утонченного экономического самосознания. Вопросы экономического бытия занимают в мыслях и чувствах людей одно из первых мест. И это вполне понятно. Несмотря на колоссальные сдвиги в развитии производительных сил благодаря научно-техническому и социокультурному прогрессу, усилия подавляющего большинства людей и объем затрачиваемого ими рабочего времени направлены на обеспечение их жизнедеятельности. В современном же обществе – на поддержание жизнеобеспечения. Выражаясь природно-биологическим языком, на обыкновенный «прокорм». Но жизнь человека не сводится лишь к биологическому существованию. Непомерное ускорение темпов и разрастание масштабов хозяйствования ставит вопросы поистине философского характера. По большому историческому счету следует со всей основательностью задаться вопросом почему «хлеб духовный» оторван от «хлеба насущного» и данный разрыв со временем только усугубляется? Даже философия экономики не получила должного статуса в научном экономическом познании. Она не прописана до сих пор в образовательных стандартах профессионально-образовательных программ как специфическая отрасль социально-экономического познания. К чести Московского государственного университета, в котором зародилась в начале ХХ века философия хозяйства, после драматических перипетий прошедшего столетия получила новое развитие. В настоящее время в МГУ сложилась самобытная научная школа под руководством Ю.М.Осипова. Его перу принадлежат фундаментальные труды: Время философии хозяйства. В трех книгах с приложением. – М.: Экономистъ, 2003; Философия хозяйства. В двух книгах. – М.: Юристъ, 2001. В Московском государственном университете путей сообщения, Уральском институте бизнеса им. И.А.Ильина (Екатеринбург) и немногих даже экономических вузах читается курс философии экономики. Выходит ежегодник «Русский экономический вестник». Хозяйство, экономика, производство, труд должны быть поняты и осмыслены не в их внешнем отражении, а как концентрированное выражение духовно-нравственного состояния человека и общества. Нормальное функционирование рыночной экономики требует соблюдения этических норм и правил. В соответствии с духом православия лучше терпеть несправедливость, чем творить несправедливость и умножать зло. В свете религиозной философии можно придать экономике духовно-нравственную направленность и указать рынку возможную сферу его применения и определить его инструментальный функционал. В исторической перспективе именно страны православной ориентации в состоянии обеспечить хозяйственное процветание, продемонстрировать подлинно «экономическое чудо». Со времен Адама Смита продолжается многовековой спор о том, какой должна быть экономика. С новой силой эта дискуссия возобновилась в начале XXI столетия в связи с переломными моментами в развитии производства, науки и техники, с культурными и социальными сдвигами в современном мире Оснований для классификации типов, видов и форм построения экономики существует великое множество. Правомерно определение экономики социалистического или капиталистического типа; коллективистской или индивидуалистической формы организации производства; экономики преимущественно рыночного или планового характера ее ведения; своеобразного переплетения планово-рыночной, социально-рыночной, смешанной, интегративной экономики, сочетающей различные способы и формы хозяйствования. Следует отличать самостоятельно достаточное (автаркия), независимое национальное хозяйство от экономики полуколониального и компрадорского типа. С позиций уровня экономического развития устойчиво выделяют страны с высокой эффективностью. Лозунг, выдвинутый XXV съездом партии - «Экономика должна быть экономной», по своей сути имел тот же смысл – быть производительной, мало затратной, ресурсосберегающей, бездефицитной и т.д. Во весь рост стала проблема формирования «знаниевой» экономики, экономики знаний, наукоемкой по содержанию и инновационной по своему характеру, высоко и тонко технологичной, экологической по способу применения. Если рассматривать экономику в координатах культуры и цивилизации, то на первый план выдвигаются проблемы человечности, социальной справедливости. Экономика должна быть социально справедливой, с человеческим лицом, а человек служить целью и мерилом развития экономики. В своем высшем, священном и религиозно понятом смысле и назначении экономика в своих перспективах и идеале должна быть постигнута с духовных, нравственных позиций. Общественный строй (экономика важная его часть) разумен, прочен, справедлив и эффективен, если он зиждется на духовно-нравственном основании жизни. Философское обобщение и осмысление вышеназванных подходов к экономике представим в таких доминантных характеристиках: 1.Экономика антропологична. Она выстраивается по образу и подобию человека. В центре философии экономики находится ее антропология, учение о самом человеке. На фронтоне экономической антропологии следует запечатлеть то самое изречение дельфийского оракула, к которому не может не прислушаться всякое серьезное и искреннее философское размышление: Познай самого себя, познай себя в мире и в себе познай Вселенную". Весь комплекс проблем находит свое преломление, развитие и, в определенной мере, завершение в хозяйственно-экономической деятельности человека и общества. В наиболее концентрированном виде они фокусируются по осевой линии духовно - нравственного осмысления основополагающих аспектов хозяйствующего субъекта: "человек - труд - собственность – богатство - свобода - культура". 2. Экономика онтологична. Можно сказать «вещи вещают» не только о хозяйстве, но и о самом хозяине, работнике. артефакты свидетельствуют о самом экономическом бытии: все золото в подвалах «Скупого рыцаря» - сиротский дом вещей. 3.Экономика аксиологична. Она показывает соотношение ценностей и цены, справедливой платы в стоимости произведенной работы. 4.Экономика гносеологична. Это означает направленность на постижение истины, или, можно сказать, правды экономической жизни. 5.Экономика праксиологична. Она имеет всегда практическую направленность, трудовую, преобразовательную и созидательную деятельность. 6.Экономика культурологична и экологична. Она представляет собой не только внешний контур и вещный мир хозяйства, но и внутренний мир личности как субъекта хозяйства, труда, дела, созидания, творчества и культуры. 7. Экономика диалектична. Ее следует рассматривать как процесс постоянных изменений и качественных преобразований, развития во взаимосвязи всей совокупности общественных факторов путем разрешения возникающих противоречий (проблем). В сложном переплетении естественно природных и социальных, материально-технической базы и духовных факторов хозяйство, производство и экономика представляют собой исключительно важную сферу в системе жизнедеятельности общества и человека. В экономическом процессе осуществляется производство и распределение жизненных благ в условиях ограниченности ресурсов, без чего были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных потребностей и интересов. Экономика – это исторически возрастающая по своей масштабности и жизненной значимости сфера человеческой деятельности. В ней завязывается противоречивый узел социальных связей и производственных отношений. Экономическая жизнь есть духовно-социальный процесс. Люди выступают в нем в качестве субъектов хозяйства. А опосредованно, в качестве объектов, «частей» общехозяйственного организма. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему. Она образует то, что называют производственными отношениями. Они охватывает отношения к средствам производства, то есть форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения и потребления благ; и отношения людей, обусловленные их производственной специализацией, выражающей разделение труда; и отношения сотрудничества и соподчинения – управленческие отношения и все другие отношения, в которые вступают люди. В современном производстве требуется эффективный механизм менеджмента и системы управления. Возрастающее значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. В целом, система экономических отношений является чрезвычайно обширной и глубокой – от индивидуальных отношений производителей до основополагающего отношения к средствам производства. Политическая экономия – одна из сложнейших областей человеческого знания. Она опирается на математику, особенно теорию вероятностей, статистику, что придает этой науке дополнительную точность и строгость в осмыслении фактов и их теоретической интерпретации, ориентированной на истинность и максимально эффективное практическое воплощение. Экономика и хозяйство при всей их близости и сходности имеют сущностные различия. Хозяйство исторически и генетически предшествует экономике как одному из способов и форм хозяйствования. И экономика даже в самом расширительно понимаемом формате не покрывает собой всего хозяйственного поля общественной жизни. Экономика по своей сути представляет товарный, рыночный, стоимостный, финансово-кредитный способ производства и хозяйствования. Можно сказать так: хозяйство со вечно человеку. Экономика исторически преходяща. Уже сегодня высказываются идеи о наступлении этапа пост экономического развития хозяйства. Экономика как способ производства и состояние хозяйственной жизни появляется там и тогда, где и когда производство благ, их обмен, распределение и потребление приобретают товарную форму, управляются, направляются такими механизмами, как цена, прибыль, убыток и т.п. Экономика в подлинном ее значении и смысле это- рыночное хозяйство. С определенными оговорками такое определение можно принять. Когда хозяйственно-экономические связи теряют непосредственно общественный характер труда и прямого продуктообмена, они облекаются в покров товарно-денежных отношений. А рынок становится основным общественным регулятором производства, труда, распределения и обмена. История сохранила легенду о том, как Пифагор, древнегреческий философ и математик, пытался осмыслить социально-экономическую суть рынка. Он изучал рынок не в гуще торговой толчеи, не в хаосе заключаемых сделок между продавцами товаров и их покупателями, не в стихии свободной игры цен с их взлетами и падениями, а наблюдал за жизнью рынка с высокой горы, у подножия которой разворачивалось многоликое и многоязыкое буйное средиземноморское торжище. Мудрый подход философа заключался в том, что понять феномен рынка в его целостности, полноте, смысле и завершенности можно только как бы со стороны, с определенной дистанции, выйдя за его непосредственные пределы. И только тогда можно усмотреть философско-экономическую сущность рынка как сферы товарного обмена, как общественного регулятора хозяйственно-экономической жизни. За стихийной игрой цен можно увидеть закон взаимоотношения спроса и предложения на товары, а по колебаниям цен на товар понять их стоимость в форме затрат общественно-необходимого труда. Уже Аристотель (384-322) подверг экономику основательному осмыслению. В своей «Политике» различал два вида экономики: «искусство наживать» - хрематистику и домохозяйство. Это искусство, как мы сказали, бывает двояким: с одной стороны, оно относится к области торговли, с другой – к области домохозяйства, причем последнее обусловлено необходимостью и заслуживает похвалы; обменная же деятельность по справедливости вызывает порицание, как деятельность, обусловленная не естественными причинами, но возникшая в силу необходимости взаимного обмена между людьми. Поэтому с полным основанием вызывает ненависть и ростовщичество. Оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы. Ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к ростовщичеству. Как дети похожи на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшими от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе» [3]. В Новое время сложилась специальная отрасль научного знания – политическая экономия. Экономика тесно завязана на политику и социальный вопрос. В широком смысле этих важных сторон общественной жизни. Политическая экономия раскрывает хозяйственные отношения, процесс движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной стоимостной определенности. Она выявляет систему взаимосвязанных экономических актов, выявляет специфику производственных отношений в их связи с уровнем развития производительных сил, отыскивает в бесконечном множестве хозяйственных явлений и процессов определенные принципы и законы, действующие и управляющие хозяйственной жизнью общества. В нее входят системы производства, распределения, обмена и потребления благ. Политическая экономия зародилась под знаком прагматизма, из вполне практических мотивов, из потребности разобраться в сложности хозяйственного организма общественной жизни. С.Н.Булгаков (1874 - 1944) русский экономист, философ и богослов характеризовал нужду и бедность, повседневную потребность и соответствующие понятия экономических благ, полезности, потребительные ценности, богатство, достаток и благополучие как суть естественные явления. Вокруг них вращается повседневная жизнь людей, ее вопросы и ответы: спрашивают нужда и потребность, а отвечают человеческий труд и полезность благ [4]. ЭКОНОМИКА – ПРОИЗВОДСТВО – ХОЗЯЙСТВО. В обыденном представлении эти понятия зачастую рассматриваются как тождественные, между ними ставится знак равенства. Думается, что это не вполне правомерно. И по истокам, своему генезису, становлению и развитию, а также по содержанию и характеру своего проявления они не только взаимосвязаны, но и многозначны, порой различны. У нас нет машины времени, нет возможности постоять у истоков человеческой цивилизации. Но уцелевшие следы хозяйствования и экономической деятельности человека, археологические памятники и письменные источники позволяют реконструировать в основных контурах производство, труд, хозяйство древних людей. Гораздо сложнее воссоздать и реконструировать дух ушедших хозяйственных эпох, восстановить образ экономического мышления человека. Есть все основания предполагать, что хозяйственная жизнь у человека была всегда, изначально, тогда как экономика появляется исторически позднее. Хозяйство как способ производства, соответствующий общественный уклад жизни, предполагает наличие необходимых, в основном природных продуктов и предметов потребления в рамках семейной и родоплеменной общины, определенные виды работ по устройству быта и домашней жизни семьи. Внутренне соединительной и одновременно различительной линией в понимании экономики и хозяйства выступает собственно производство. Хрестоматийным и даже программным в экономическом материализме стало положение об определяющей роли способа производства вообще и, особенно, материального производства благ в жизни общества и человека. И главным утверждением здесь является не то, что производится людьми, а как производится, каковы способ и сами общественные условия производства благ. В соответствии с материалистическим пониманием истории конечных причин всех общественных явлений надо искать не в сознании, не в головах людей, а в материальных условиях производства, в экономике. На заре человеческого хозяйствования главной проблемой непроизводительной, присваивающей, потребительской - собирающей, природной, по сути, экономики была забота о пропитании. Люди могли потреблять только то, что давала природа в готовом и непосредственном виде. Переход к земледелию и скотоводству означал то, что люди сами стали производить продукты, предметы потребления. Проблема пропитания утратила свою первозданную остроту. Запасы продуктов и предметов потребления стали расти, начался процесс их создания, открылся путь к достатку и накоплению богатства. Заслуживает внимания догадка о том, что производство с применением подручных орудий труда имело место еще в до сознательном состоянии человека, так сказать в его еще «животной форме». Но становление производства связано с орудийной деятельностью человека. Точнее - с изготовлением орудий труда с помощью орудий труда. Это определяющий фактор производственной сферы деятельности. Выразительным свидетельством развертывания многоплановой предметно-деятельной производственной жизни человека явилась первая, так называемая, «неолитическая революция». Совершился переход от собирательства и охоты к производительному жизнеобеспечению - земледелию, скотоводству, ремеслу. В течение нескольких тысячелетий люди овладели огнем, приручили животных, изобрели колесо, научились выплавлять и употреблять металлы, освоили начала строительной техники. Перешли от кочевого к оседлому образу жизни, начались обширные миграционные процессы. Первобытно-родовая община трансформировалась в соседскую, территориальную, земледельческо-ремесленную. Появились первые города - государства, с возникновением которых начинается история древних цивилизаций. Производство - не только природный (хотя и немыслимый вне естественных факторов), а социально-хозяйственный процесс. Для него характерны особые, свойственные производству признаки и отличительные черты. В первую очередь, его характеризует целесообразная деятельность людей. Она направлена на удовлетворение их растущих потребностей. Строго говоря, не принято считать, что природа или животные «трудятся». Поразительна, на первый взгляд, и целесообразна жизнедеятельность многих представителей животного мира (бобров, белок, муравьев, пчел и т.д.). Но она инстинктивна по своей природе. Она приспособительная. Является специализированной односторонне. Во-вторых, в процессе производства человек задействует все более расширяющийся круг основных факторов и средств. Изначально к ним должны быть отнесены природные ресурсы и сама земля как основополагающие естественные факторы производства. По мере перехода от присваивающей, потребляющей экономики, заключающейся в собирании готовых жизненных средств, например, плодов, кореньев, ягод и т. п., на первое место выходит труд. И со временем – предпринимательская разновидность труда. Собственно производство связано с трудом как его несущей основой, с вовлечением орудий труда в процесс изменения природы. В-третьих, на исторически известной ступени производство приобретает товарно-денежную, рыночную форму. В этих условиях совокупность определяющих материальных благ становится частным средством производства в виде капитала (от лат. capitalis - главный), вещественно-натурального или денежно-стоимостного фактора, приносящего дополнительную прибавочную стоимость. В-четвертых, специфическим фактором производства являются знания, образование, наука, технологии. На современном этапе научно-технического и технологического обновления производства возрастает роль информационного ресурса. Технологическую базу производства в сравнении с индустриальной стадией составляют не традиционные материальные ресурсы, которые, к тому же имеют свои пределы и во многом исчерпаны, а информационные факторы, интеллектуальные способности людей, их свободная инициатива, творчество. В информатизацию производства входит компьютеризация как ее техническая база. Тем самым механизируется и автоматизируется «нервная» система общественного производства, как в свое время была создана его «костно-мускульная» система в виде технических устройств (станки, машины, инструменты и т. д.). Интеллектуально-информационный фактор становится решающим в системе производства, обеспечивает фазовый переход знаний в «силу», прямую материализацию знания посредством вещественно-энергетических и трудовых процессов в едином научно-производственном цикле. В-пятых, производство является общественным феноменом по своему характеру. Оно несет на себе социальную печать времени, условий, эпохи. Тысячами нитей социально-хозяйственных отношений люди связаны друг с другом. И только на поверхности они разобщены и социально атомизированы. В своей же невидимой глубине, в духовной основе жизни, в том числе и материальной, производственной, люди взаимно связаны. Социально-экономической «робинзонады» быть не может. Робинзон мог существовать только в воображении его создателя и на утопическом острове. Где он и устроил свой хозяйственный мирок как точный слепок с экономических условий Англии XVII века. По мере развития и дифференциации общественно-производственной и социокультурной деятельности происходит углубление и усложнение социальных различий людей по их месту, роли и функциям в системе общественного производства, материально-экономическому положению и социальному статусу. Общество - не механическая совокупность изолированных индивидов. Закономерности предметной хозяйственно-экономической и социально-культурной деятельности формируют социально-хозяйственный облик субъектов хозяйствования. Это - семьи, общины, рода, племени, народности, нации, классов, сословий, слоев, различных социально-производственных и социально-профессиональных групп занятого населения. Объект экономической, производственной деятельности не является абсолютной или абстрактной противоположностью его субъекту. Хозяйство – мир и мера развития самого человека. Именно хозяйствующий субъект активно преобразует и «очеловечивает» объекты производственно-экономического назначения и использования. Основу такого взаимодействия образует общественно-историческая практика, в первую очередь, материально-производственная. Хозяйствующий субъект становится таковым только в исторически развивающемся производстве, в общественном производстве, общественно-производственной практике в широком смысле этого слова. Именно на этой основе, в горниле общественно-производственной практики возникают решающие свойства и признаки подлинной субъектности хозяйствующей личности, социально-хозяйственных общностей, реализуется их производственная активность. Под хозяйствующим субъектом понимается активно действующий и познающий, социально и профессионально компетентный, обладающий достаточным экономическим сознанием и развитой экономической культурой, волевыми и нравственными качествами, конкретный человек или определенная надындивидуальная социально-экономическая общность. Производство – это процесс созидания (изготовления, выработки) материальных благ и услуг. Производство представляет собой социально-историческое условие жизни общества и человека, поле неустанных забот человека, приложения его ума и рук. В социально-философском аспекте производство можно представить как процесс и результат материализации внутренних сущностных сил человека. Качественные изменения и коренные перевороты в способе производства, начиная от овладения огнем, металлом, изобретения машины и вплоть до современного этапа научно-технической революции являются производными творческой деятельности общественного хозяйствующего человека. Человек в процессе хозяйственно деятельности, живой нерв который составляет производство, создает собственный социально-экономический мир. С помощью хозяйства человек творит новые блага, знания, культуру, ценности; он не только созидает, но и живет в этом новом мире. На всем, что нас окружает и что создано человеком, лежит печать ума, чувств, способностей, интеллекта, таланта, творческих сил, совести и всех духовно-нравственных качеств его внутреннего мира. И здесь встает вопрос о возможностях, перспективах и самой будущности хозяйства, о пределах экономической мощи человека. Современный мировой экономический порядок, составной частью которого является и Россия, складывается под зловещим знаком либерализма. Система хозяйствования, которая зиждется на максимизации прибыли, вопиющей социальной несправедливости и бездуховности, обрекает большинство населения за пределами «золотого миллиарда» на прозябание и нищету. По большому историческому счету связь философии и экономики неоспорима и нерасторжима. Каковы же основные линии и смысловые точки пересечения философии и хозяйства? Экономическое сознание и экономическое познание отпочковались и вышли из лона философии, но экономика продолжает нести в себе расширяющийся круг вопросов философского характера. Философия хозяйства своим языком и в своем проблемном поле ставит и разрешает вопросы экономической онтологии - учения о хозяйственном мире и экономическом бытии общества и человека. Чисто по Канту можно сформулировать основные философские вопросы применительно к экономике. Что такое экономика, хозяйство и производство субстанционально? Как они возможны? Какова природа и в чем заключается смысл хозяйства? Вопросы об истоках, генезисе, основных этапах и ключевых поворотах в развитии хозяйства, о границах и пределах экономической мощи человека, самой будущности хозяйства имеют философское значение. Первостепенное значение приобретает проблема экономической свободы человека. Социально-философское постижение экономики означает выяснение ее природы и сущности как относительно самостоятельной системы, структуры и основных компонентов на ее субсистемном уровне, места, роли и функций во взаимосвязи с целостной жизнью общества и человека. Философско-экономическая онтология включает в себя раскрытие диалектической взаимосвязи объекта и субъекта хозяйственного процесса. Самостоятельными крупными разделами философского постижения экономики являются вопросы типологии хозяйственных укладов, философско-экономической гносеологии, философско-экономическое учение о человеке как хозяйствующем субъекте. Экономика теснейшим образом связана с социальным вопросом, который стал ключевой общественной проблемой на протяжении всего исторического процесса и, особенно, ушедшего в лету драматического ХХ столетия. Он заключается в том, чтобы совместить требования социальной справедливости и экономики с требованиями эффективности и конкретной полезности производства. Социум и экономика находятся в состоянии противоречивого единства, в котором каждая сторона суть и цель, средство и условие, достигнутый результат друг для друга. Экономика – это социально-хозяйственный способ существования социума, а социум – источник творческой, созидательной энергии человека. Необходимо вскрыть смысловые узлы взаимодействия экономики с политикой, правом, моралью, культурой и религией. Требуют философского осмысления вполне очевидные современные экономические факты, связанные с увеличением объема свободного времени, переориентацией производства на сферу услуг и возрастанием индивидуализированного потребления. Особого философского внимания заслуживает проявления виртуализации хозяйственной жизни, взаимозависимости между различными процессами и явлениями: спросом и предложением, инфляцией и безработицей, стоимостью и ценами, конкуренцией и эффективностью хозяйства и т.д.В философско-экономическом плане осмысления хозяйства важнейшее значение приобретает анализ процессов трансформации, модернизации и социально-экономических особенностей переходного характера современного российского общества, определение принципов и приоритетов развития экономики в тактическом и стратегическом плане. В этих условиях многие процессы и явления экономики выступают не в «чистом виде», а в переходных формах и модификациях. Их анализ и изучение и вызывают необходимость объединить силы отечественной философии и экономической теории.
|