Основы современной национальной политики России
1. Понятие социальной сферы, ее специфика и структура Социальная сфера – одна из важнейших сфер общественной жизни. Она охватывает отношения между людьми, различными социальными общностями (группами) по поводу их собственного социального воспроизводства и развития. Специфика собственно социального и заключается в становлении и развитии человеческого в человеке. Именно в социальной сфере идет процесс воспроизводства самого человека, личности во всех ее качествах, способностях, знаниях, умениях и навыках для успешной и осмысленной общественно значимой и частной жизнедеятельности. Пространственно-временной диапазон социальной сферы охватывает собой все стороны и грани общественной жизни, где протекают процессы формирования, становления и реализации сущностных сил человека от роддома, где рождается человек, и вплоть до места его последнего упокоения и свершения погребального ритуала. В содержательно-функциональном плане социальный срез включает в себя институты семьи, образования и воспитания, здравоохранения и социального обеспечения, социальную организацию производства и труда быта и досуга людей. Важнейшими показателями развития социальной сферы являются образ жизни, ее качество и уровень, удовлетворенность трудом, социальная справедливость и равенство. Конечно, в понимании социального статуса и общественного положения человека следует избегать формальных и вульгарно уравнительных оценок, необходимо исходить из действительного положения людей, учета таланта, способностей, трудового вклада и творческой активности личности, какую бы нишу и позиции она не занимала в социальной иерархии общества. Давно и верно замечено, что не место (должность) красит человека, а человек – свое место. Социальная сфера жизни общества обладает относительно устойчивой системой взаимосвязей и взаимодействия между различными общностями социума как целого. На любой исторической ступени своего развития общество это не простая и механическая совокупность разрозненных лиц и отдельных групп, не связанных нитями духовной общности, совместными интересами и целями в трудовой, хозяйственно-экономической и социокультурной жизнедеятельности. Общество всегда представляет собой известный социальный организм. А на определенных исторических этапах – социально-классовый и социально-этнический организм, функционирующий в системе общественных взаимосвязей и отношений, организационных структур и институтов, складывающихся в различных сферах общественной жизни. Социальная структура общества вырастает из материального производства, уровня развития производительных сил, общественного разделения труда. Она формируется на базе сложившихся производственных отношений. В общественном производстве и структуре общественных взаимосвязей различные общности – элементы (семья, группа, сословие, слой (страта), класс, род, племя, народность, нация) занимают свое специфическое и никем не замещаемое место, осваивают определенные общественные позиции, выполняют свою особую роль и конкретные социокультурные функции. Человек включается в общественную жизнь и в разнообразный спектр общественных отношений через исторически определенные и устойчивые социальные и социально-этнические общности. Ведь каждого человека следует рассматривать не отвлеченно, не абстрактно, а в своей социокультурной идентичности, каждый человек в своей конкретности – это человек семьи, человек определенной социально-демографической группы, человек той или иной социально-классовой общности; человек определенного рода-племени, народности-нации; человек определенной эпохи, веры, культуры, страны, человек своей Родины. Иначе мы получаем «перекати-поле, «гражданина мира», космополита, человека без единого пятнышка социально-культурной самобытности. В обществе всегда сохраняются и воспроизводятся определенные различия между людьми: 1) естественные (половые, возрастные, расовые, физиологические, эмоционально-психологические и т. д.); 2) социальные, различия в общественном положении (в производстве, труде, собственности, доходах, образе жизни, культуре, религии, образовании, местожительстве), по степени активности, самосознания и самоидентификации. Понимание социальной сферы должно быть предельно широким, охватывающим всю совокупность общественных различий, и в то же время предельно глубоким – с выделением основополагающих социальных различий. Стратификационный подход, связанный с выделением и характеристикой отдельных слоев, позволяет зафиксировать феноменологию социальной жизни и возможности социальной мобильности в обществе. Стратификационный подход должен быть дополнен анализом классовых различий как наиболее глубоких и определяющих оснований всей социальной стратификации и дифференциации в обществе. Понятие классов и классовой борьбы было выдвинуто задолго до марксизма. Но марксизм довел учение о классах и классовой борьбе до социалистической революции и диктатуры пролетариата как неизбежной форме его политической власти, до преобразования частной собственности в общественную как основу ликвидации эксплуататорских классов, до преодоления классовых образующих признаков и становления социально однородного общества с полным социальным равенством. В современных российских условиях возможна мирная форма восстановления социальной справедливости – референдум о национализации банковской системы, транспорта, связи, земли и основных отраслей производства, начиная с нефтегазового сектора. Наиболее известным является определение классов, данное В.И.Лениным в работе «Великий почин», посвященной анализу коммунистических субботников как нового отношения к труду: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» [1].
|