Человеческое измерение экономики
Экономика по самой своей сути и назначению имеет антропологический характер. Но ее разворот лицом к человеку растянулся во времени на многие века, приобрел противоречивый и драматический характер. Так, история богатства и огромных состояний писалась кровью и вероломством, путем попрания жизненных интересов большинства. И причины тому надо искать не столько в экономике, сколько в самом человеке. Именно по его «образу и подобию» выстраивалось хозяйство, производство и труд, распределение, обмен и потребление, «отливались» институциональные формы собственности, экономического права, инструменты финансовой, кредитной и денежной политики. В хозяйственно-экономическом и социальном опыте прошлого безраздельно господствовала установка исключительно на полезность, выгодность, прибыль и богатство. «Хозяйство стимулируется стремлением к богатству и преодолению бедности, – констатирует С.Н.Булгаков. И сущность хозяйственного процесса почти непроницаемо занавешивается этим всеобщим соревнованием, конкуренцией, раздробляющей единый и целостный процесс на отдельные дробные единицы. Именно на этот факт – богатство (и соответственно бедность) как личное достояние (состояние) хотя и социально обусловленное, и ориентируется политическая экономия [2]. Центром экономической теории продолжает оставаться богатство, национальный доход в совокупности, прежде всего, материальных благ и услуг. Если обратиться к истории экономической мысли, то проблема богатства рельефно и буквально фигурировала в названии самих трудов классиков [3]. Идеей и смыслом богатства вдохновлялись в массе своей и субъекты хозяйствования в рыночной экономике. Рыночная трактовка современной экономической науки сводит ее предмет к изучению закономерностей размещения редких благ, в основном материального характера, выраженных во всеобщем денежном эквиваленте. Речь идет о выборе направлений и сфер их приложения для выгодного использования и удовлетворения конкурирующих целей. Рыночный характер использования любого ресурса как редкого блага в поле чисто экономического анализа предполагает непременный просчет (учет) его альтернативного вложения (применения). На практике это означает, что существует неявная, вмененная цена рыночного использования имеющегося ресурса в различных сферах рыночного хозяйства. «Всеми и всем движет прибыль!» – таков принцип и смысл всей весьма символической по названию книги Джорджа Сороса «Алхимия финансов». По его признанию «рыночная экономика врожденно аморальна». Принцип стоимости, выгоды и прибыли, реализуемый в своих абсолютных значениях самодостаточности, приобретает зловещий смысл. И он должен быть критически осмыслен и преодолен, в том числе, с позиций и самой экономической науки. Максимум прибыли и минимум совести – такова установка узко экономического рыночного подхода к ведению хозяйства. Экономика приобретает уродливый характер, происходит ее разворот от реального сектора, в котором только и осуществляется производство жизненно необходимых для человека благ и услуг. Продуктивная («физическая») экономика насильственно и противоестественно вытесняется, приобретая все более виртуальный, спекулятивный, теневой и криминальный характер. В продвигаемой на рынок постоянно возрастает доля контрафактной продукции. Даже в фармацевтической промышленности, прямо связанной со здоровьем людей, она достигает 50%. В товарах продовольственного назначения непомерно велика доля химических эмульгаторов и других синтетических заменителей. Коррупция, статусная рента буквально «разъедают» экономику. Наиболее прибыльные виды и формы деятельности в рыночной экономике связаны с взнузданием и удовлетворением самых низменных инстинктов, извращенных потребностей и возгонкой страстей. Торговля телом, наркобизнес, спаивание молодежи и подростков, игромания, шоу-бизнес, модельный бизнес формируют свободу греха, порока и зла. Так, на спаивание народа «работает» более 1300 ликероводочных заводов, что в десять раз больше, чем в советский период. Назойливая пропаганда пива и сигарет дала свои ядовитые всходы. Страсти захватывают самую душу человека. Криминальный, преступный и нередко кровавый шлейф тянется за всеми этими видами «бизнеса». Первородный грех рыночного ведения хозяйства изначально лег на все виды экономической деятельности, особенно связанной со сферой обмена, торговли, распределения на всем товарно-проводящем пути продукта от производителя до конечного потребителя. Еще Фома Аквинский сравнивал торговца с разбойником. Если последний орудует кистенем ночью на большой дороге, то первый – безменом (весами) и прилюдно днем. Даже туризм, гостиничное хозяйство, сервис и сфера услуг в рыночных условиях несут в себе и уродливые явления лакейства, попрошайничества. Негативные явления в экономике неразрешимы, если уповать только на пресловутые законы рынка, купли-продажи. Ибо главное в жизни человека и общества в принципе не подлежит продаже – будь-то земля и вода, воздух, планеты солнечной системы, природные ресурсы, не говоря уже о совести, чести, достоинстве, любви и правде, не говоря тем более о самом человеке, его неотчуждаемых правах и свободе от греха. Скажем пушкинской строкой из «Разговора поэта с книгопродавцом»: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Как с духовно-нравственных позиций войти в обширное и необозримое здание экономики? Д.И.Менделеев приглашал входить в науку с ее переднего, так сказать, парадного входа, а не с черного. И такой опорной точкой входа в мир хозяйства и достойного выхода из него является сам человек, понятый в единстве, целостности и смысле всей своей жизнедеятельности, в том числе и в ее экономических проявлениях. Здесь коренится тайна всех тайн. Не составляет исключения при этом и экономика, хозяйственная и производственная жизнь с ее порой пресловутой "коммерческой тайной". На поверку она оказывается секретом полишинеля, плутовством и воровством, а нередко и более серьезным криминалом, особенно в нестабильных социально-экономических условиях, при непрозрачности тех или иных хозяйственных сделок. Познать человека, в том числе и экономического человека, хозяйствующей личности - вот отправная точка духовно – нравственного постижения экономики. Рассмотрим ее важнейшие аспекты. 1. Человек, выступает главной производительной силой, работником, тружеником, специалистом, профессионалом, творцом и созидателем всех потребных для него благ, услуг, товаров. Он главный их производитель, как и, в конечном счете, созидатель самого себя, своих творческих сил и способностей. В годы первой пятилетки в нашей стране был выдвинут ясный и краткий как выстрел актуальный и поныне лозунг: "Кадры, овладевшие техникой, решают все". Упреждающая образованность, профессионализм, честность, высокая социальная и экономическая компетентность, ответственность в сочетании с высокой общей и хозяйственной культурой с необходимостью дополняют деловой и нравственный портрет современного экономического человека как субъекта социального творчества. 2. Человек является и главным, основным потребителем благ и услуг, выступающим в качестве товаров в условиях рыночной экономики. Мир вещей и культура потребления не заданы раз и навсегда какими-то свыше установленными пределами. Развитие человека происходит в зоне действия закона возвышения потребностей, а уровень его реального и достойного потребления является исходной предпосылкой роста производства и повышения эффективности хозяйства. Структура и иерархия потребностей и интересов человека, его духовно-нравственные ценности не есть автоматическое следствие способа производства материальных условий жизни общества и человека. Скорее наоборот, сам мир хозяйства, понятый не в тривиальном смысле экономической повседневности, а в его основополагающих духовных и социальных основаниях, может быть представлен как мир человека и мера его развития. И, видимо, пора распрощаться с вульгарно-материалистическим предрассудком, что человек как работает, так он и живет. Скорее наоборот. Как он живет, в полном смысле этого слова, так он и работает. 3. Человек занимает центральное место во всей системе экономических и социальных отношений. И в формально абстрактном отношении весьма схожи определения личности и человека в трактовке материалиста К.Маркса и религиозного философа - идеалиста В.С.Соловьева. Первый утверждал, что личность человека есть совокупность всех общественных отношений, в которые он включается в процессе своей жизнедеятельности. По Соловьеву же "человек есть свернутое общество". Подлинная же суть диаметрально противоположных позиций мыслителей заключается в том, какие основания или скрепы положены в понимание человека и общества - материального или духовного порядка, их приоритет и характер взаимодействия? 4. Наиболее адекватно весь спектр общественных отношений, и в первую очередь, производственных взаимосвязей может быть правильно понят и философски осмыслен с позиций именно самого человека. Со времен Протагора идет возвышенное понимание и назначение человека как меры всех вещей. И такое утверждение в отношении производства и хозяйства обоснованно. Возьмем, к примеру, отношения собственности. Только на первый взгляд они могут быть сведены к предметному миру, имущественным отношениям, к присвоению, владению, управлению и контролю над средствами и факторами производства. Но собственность сама по себе не вещь, а отношения людей по поводу вещей в процессе производства, распределения, обмена и потребления. "Человек выше собственности" - утверждал не только К.Маркс, но и его современник президент США А.Линкольн. 5. Человек, а никто иной, вносит смысл, задает цели и ставит задачи экономике, производству, он стоит в центре экономической системы общества не только как хозяйствующий субъект, но и как целостный человек и самоопределяющаяся личность. Экономическая наука в своей теоретической, мировоззренческой и методологической части значительно сближается с философией, утверждая предметом экономики не технику и технологию, не просто предметно-вещный мир производства, распределения и потребления, и даже не чисто нейтральные в своем проявлении организационно- экономические и управленческие отношения. Серьезные экономисты в своем подавляющем большинстве предметом своей науки считают изучение общественных условий, отношений людей, человеческих отношений, характера, способа и форм их осуществления в процессе хозяйственно- экономической жизни общества и человека. Феномен человека, масштаб личностного измерения нельзя понять исходя только из биологических оснований, опираясь на экономические категории или только из социальности, сводя ее к классовости и партийности. В человеческом обществе духовные, духовно-нравственные регуляторы являются ведущими по сравнению с системами более низкого порядка - неорганического, растительного и животного уровня. Экономика и хозяйствование, в сущности, только один аспект, одно из измерений человеческой деятельности. Экономическая жизнь, производство и потребление товаров не может быть абсолютным измерением человека. Общественная система, сводящая себя лишь к производству товаров и удобств, неизбежно приходит в тупик. Рынок по своей сути и по мере своего развертывания - это обмен трудовыми эквивалентами людей, в которые воплощены результаты их собственной деятельности. Однако не все человеческие потребности, интересы, тем более духовно - нравственные ценности, поддаются логике рынка. Не все блага и ценности можно купить и продать. Некоторые из них по природе своей не могут стать товаром (земля, воздух, планеты солнечной системы и т.д.). И тем более в принципе не приложимы законы купли-продажи к таким непреходящим и высшим ценностям, составляющим духовную основу народного и человеческого бытия как совесть, правда-истина, святыни семьи, Родины, вера отцов, любовь, человечность и все человечность. Духовно-нравственная жизнь человека не может действовать на основе закона спроса - предложения. Чтобы не оказаться пленником потребительского отношения к жизни, потребительского стиля жизни, пагубного для нравственного и вредного для физического здоровья, необходимо материальное, внешнее и поверхностное подчинять глубинному, внутреннему, духовному. Ущербен тот стиль жизни, при котором человек считает благом не столько "быть", сколько "иметь" (Э.Фромм). Для того чтобы личность человека как хозяйствующего субъекта, собственника, труженика, специалиста и работника состоялась, необходимо задействовать все его творческие силы, разум, знание мира, природы, людей и общественного устроения, веру и волю к совершенству. Ведь «именно в сердце человека вершится самое главное, предметное и значимое обстояние»(И.А.Ильин). Конечно, не просто понять, обосновать и принять для себя должную иерархию ценностей человеческой жизни. Это весьма непросто сделать даже в координатах гуманизма и самодостаточности человека как меры всех вещей, его свободного и гармонического развития как первейшей цели и самоценности. Подлинность и истинность ценностей человек должен выстроить не только в координатах и отношениях субъективного, относительного и изменчивого порядка. Каждого человека отличает внутреннее стремление выхода в предельные основания человеческого бытия, за рамки временной и событийной жизни, к абсолютному основанию, прорыв в сферу вечного и бесконечного. Поиск, обретение и утверждение духовно-нравственных ценностей приобретает исключительно благодатный и конструктивный характер на пути освоения того духовного наследия, которым строилась, держалась и развивалась Россия на протяжении своей тысячелетней истории. Духовная и хозяйственная культура, соединяющая прошлое и настоящее, является мостом и преддверием подлинного возрождения. Духовно-нравственные ценности выражены в богатстве русской истории и культуры, православия, морали и правосознания, в литературе и языке, в архетипах самого чувствования, видения и сознания. И при любых изломах общественного развития они сохраняют опорно-базовую роль, являясь духовной основой хозяйственного и социального устроения. В структурном и функциональном взаимодействии основных ресурсов (факторов) хозяйствования происходит не только их переоценка, но и перестановка, новое сочетание по их месту, роли и значимости в целостной системе общественного производства. Решающим фактором в постиндустриальном развитии (выдвигается даже тезис о пост экономическом этапе) становится сам человек. Природный ресурс в виде сырья, энергии, материальных предпосылок, а также капитал, т. е. то, что создано человеком, при всей их безусловной необходимости отступают на второй план. По оценкам экономистов, они уже сегодня занимают только 35% в совокупности производительных сил. А 65% – приходится на долю человеческого ресурса, самих работников. Причем, главное в потенциале универсального работника уже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб». Сегодня это производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных усилий. По своей созидательной сути в сравнении с другими ресурсами они безграничны в использовании и только возрастают по мере их проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал развития человека. В качестве убедительного примера приведем следующие данные, иллюстрирующие возможности экономики знаний и инновационных технологий. Так, реализуя один баррель нефти по 20-25 долларов, Россия получает с каждого кг углеводородного сырья всего 2,5 цента чистой прибыли; с одного кг меди – 30 центов. В тоже время один килограмм бытовой техники (те же бритвы «Филипс» или «Браун») приносит производителям до 50 долларов прибыли, авиационной техники – до 1000 долларов, а наукоемких и информационных технологий – до 5000 долларов. Учитывая сырьевую направленность российского экспорта (более 85%), нетрудно подсчитать ничтожную долю нашей страны в мировом инновационно - активном секторе [4]. Можно сделать определенный и важный вывод. Силовые факторы экономики (труд, капитал, земля, технологии, информация) все более уступают сегодня – уму, а завтра – совести. Мы должны формировать экономику знаний, интеллекта, «золотых рук» и чистой совести. Религия подводит под экономическую науку и хозяйственную практику прочный духовно-нравственный и этический базис. Сама экономическая наука в христианском контексте рождается, по выражению С.Н.Булгакова, как «плод поисков правды и совести современного сознания». [9] Действительно, если не быть временщиками и подёнщиками, а рассматривать хозяйственную жизнь общества и человека в ее целостности, комплексности и взаимосвязи, в значительной исторической перспективе, а не быть озабоченным только сиюминутной выгодой – просыпается совесть, нравственным становится экономическое поведение хозяйствующей личности. Когда человек задумывается о вечности и спасении бессмертной души, его духовно-нравственное состояние непосредственно проецирует и творит хозяйственно-экономическую реальность с позиций воспринимаемого совершенства и идеала. Чем более осмысленным и глубоким становится горизонт хозяйственного видения, тем менее утилитарно и эгоистично экономическое поведение. Сама экономическая наука и, в частности, такое ее перспективное направление как теория игр и математическое моделирование (экономисты с помощью теории игр рассматривают множество альтернативных линий поведения хозяйствующих субъектов (фирм) стратегию профсоюзов и работодателей, лоббистов, чиновников, сторон в экономических переговорах и сделках) убедительно доказывают, что при бесконечно великом множестве вариантов планирования и поведения наиболее экономически оправдана хозяйственная деятельность, которая определяется христианскими заповедями. Это вновь убеждает нас, что подлинная наука и религия не противостоят, а взаимодополняют друг друга в обретении истины (правды – в русском варианте). Истина по той или иной проблеме действительно одна, подделкам же под нее несть числа. Развитие общества и человека властно требует ориентации на ценности духовного, нравственного, интеллектуального, научного, культурно-образовательного характера. Экономика должна стать полем свершения наиболее конструктивной и созидательной революции – человеческой по своему существу. Но такая переориентация не произойдет сама собой, автоматически, самотеком. Объективно такой социально-экономический запрос постоянно возрастает. Но субъективно – в личностном и общественном плане – он еще явно не востребован, не осознан в полной мере, не выражен теоретически и инструментально самой наукой. Во весь рост встает проблема философско-экономического постижения самого человека, научного и практического решения сложнейших вопросов становления и самоопределения человека в качестве непосредственного субъекта на расширяющемся «поле» хозяйственно-экономического и социального пространства его жизнедеятельности как духовно-нравственного существа. Хозяйственно-экономическая деятельность общества и человека ни в коем случае не имеет самостоятельного, самодовлеющего значения. Экономика – вне философского, религиозного постижения и духовного измерения – предстает не только неполной, незавершенной, но и неполноценной. Экономическая наука сама по себе, теория и хозяйственная практика не самодостаточны. Не в них коренятся последние, т. е. главные и определяющие цели и ценности подлинно человеческого существования. Не хлебом единым жив человек. Экономика и производство должны направляться, регулироваться высшими, сверх экономическими мотивами, ценностями, целями и идеалами. Но именно через хозяйство, производство, труд, через конкретный, специальный вид профессиональной деятельности человека должны проходить силовые линии его духовного напряжения. При таком понимании хозяйства оно предстает как явление духовной жизни, как и все другие сферы приложения человеческой деятельности и все формы социальности. Дух хозяйства – это не фантом и не вымысел, это – реальность. Духовная достоверность открывает глаза на сущность экономической жизни, на основные способы и основополагающие ее акты: производство и труд, богатство и достаток, собственность и распределение, организацию и управление, цели и средства хозяйствования. Так, к примеру, рассматривая собственность, ее нельзя сводить только к хозяйственным отношениям. Собственность более принадлежит сфере права, нравственности, психологии и социальных отношений. С не меньшим основанием такое суждение должно быть отнесено и к финансам. Финансы – это не просто деньги, ценные бумаги, как правило, виртуальные, и даже не золото и драгоценности, а прежде всего – отношения по распределению и потреблению богатства. Односторонняя модель экономического человека, насильственно утверждаемая в хозяйственном бытии России, является тупиком человеческой сущности. И такой вывод сделан выдающимся русским философом и экономистом С.Н.Булгаковым незадолго перед социалистической революцией в России в 1916 году в его «Истории экономической мысли». Эпоху Возрождения с ее антропоцентризмом он считал «духовной колыбелью homo economic». Гуманизм, беспредельный эгоизм, гедонизм, сенсуализм, индивидуализм, рационализм и экономический материализм взрастили современного экономического человека. И нынешние хозяйствующие субъекты – предприниматели воплощают в себе тот же угарный дух корысти, наживы, сребролюбия, выгоды и богатства. Духом гуманистического натурализма проникнута вся новоевропейская цивилизация. В огне войн, ужасов терроризма и крови социальных катаклизмов творится всемирно-исторический суд над современной цивилизацией, ее антихристианским стремлением освободить человека от уз идеала. Если человек ставит эгоизм целью обеспечения своего личного благополучия любой ценой и за чужой счет, неограниченного потребления невозобновляемых природных ресурсов и биологических структур, путем ущемления жизненных интересов других людей, – такая установка лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований, является губительной в социальном плане. Социум не только в своей данности, в процессе, развитии, но и в своих возможностях определяется духовно-нравственным миропорядком хозяйства. Кризис, переживаемый российским обществом, рекордный по продолжительности и глубине социально-экономической деградации общества и человека, убедительно выявляет разрушительную силу бездуховности, взимает с общества, народа непомерную социальную и человеческую плату. «Очеловеченная» экономика как синоним действенного богатства является властным императивом производства, технико-технологического и социально-направленного хозяйственного развития в целом. Вещное, материальное, стоимостное, финансовое, денежное и другие измерения экономического, общественного, человеческого богатства являются условными, относительными и односторонними. Общественное, человеческое богатство не может быть сведено лишь к его внешнему выражению, будь это овеществленное состояние, финансовое, должностное или статусное положение личности. Тесна, мала и жмет человека его «экономическая рубашка» как тяжелая десница «каменного гостя». Поворотные этапы в эволюции homoeconomic заключается в выходе человека за пределы сугубо экономического измерения, в котором духовно-нравственная компонента носит подчиненный характер. Модель экономического человека должна быть выведена из узких и тупиковых границ чисто экономического подхода, становиться все более гармоничной и адекватной внутреннему духовному миру самого человека. Суть этого поворота можно выразить так: экономично и эффективно все то, что человечно, социально справедливо, нравственно и духовно.
|