Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тоффлер).





Философская типология социально-исторического про­цесса открывает возможности познавательной и практической ориентации в различении и сопоставлении по существенным при­знакам отдельных ступеней, периодов, этапов и фаз в развитии общественных форм и способов воспроизводства всей «ткани» общественной жизни. Типология дает идею понимания общества как исторического процесса в его единстве, преемственности, приумножении и обновлении дости­жений материальной и духовной культуры.

Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса: «Всемирная история есть прогресс в сознании свобо­ды, который мы должны познать в его необходимости». [11] В ос­нове исторического процесса лежит развертывание с логической и объективной необходимостью абсолютной идеи, мирового ра­зума, что, в конечном счете, определяет внешний и видимый рисунок конкретного хозяйственно-экономического и социально-политического устройства общества. В соответствии с этим под­ходом Гегель выделил и проанализировал в богатстве конкретно­сти восточный, античный и германский мир социально-исторического процесса.

В наиболее классическом виде идеалистический метод определения и классификации общественно-экономических укла­дов представлен Максом Вебером (1864-1920) – немецким соци­альным философом и экономистом. В его основных работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и обще­ство» дается обоснование и построение идеальных типов (моде­лей), своеобразных духовных конструктов как определяющих ос­нований для вычленения и характеристики различных типов общества в своеобразии их хозяйственной и социокультурной жиз­недеятельности.

Макс Вебер разработа­л концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии за­ключается в конструировании неких образов – схем, позволяю­щих наиболее удобным способом упорядочить эмпирический ма­териал, поставляемый конкретными исследованиями. По Веберу, античность, феодализм, капитализм – не объективно суще­ствующие отношения, а способы идеальной типологии, кон­структы, лежащие в основе систематизации и упорядочения со­циально-экономической реальности. Он опровергает материали­стическое понимание истории и доказывает приоритет этического и религиозного факторов в мировой истории. Вебер считает, что Маркс перевернул отношения между материальным и идеаль­ным, отнеся целую сферу сознания – религию, мораль, политику, право, самую философию в пользу «надстройки». И эта «над­стройка» у Маркса полностью детерминирована преобладающим материальным способом производства. Вебер полагает при­скорбным, что «… мы склонны предаваться материальным или ути­литарным объяснениям экономических, политических или в це­лом исторических событий и не расположены верить в самостоя­тельную силу идей». А ведь те или иные приоритеты, принимае­мые решения определяются именно в сфере сознания.

В своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905) Вебер, вопреки Марксу, доказывает что материальный способ производства не «базис», а наоборот -«надстройка», имеющая корни в религии и культуре. И чтобы по­нять, что такое современный капитализм и мотив прибыли, сле­дует изучать имеющиеся в сфере сознания предпосылки того и другого. Центральная проблема здесь – анализ связи хозяйст­венной и духовной жизни общества, материальных и идеологиче­ских интересов различных социальных групп, выявление роли религиозного сознания. Европейский капитализм, по Веберу, обя­зан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу. Он обеспечил воспитание таких черт лич­ности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость (рационализм). Основную черту капитализма Вебер усматривает в наличии рационально организованного предприятия.

Для протестантизма, одного из направлений хри­стианства, отколовшегося от католицизма в ходе Реформации XVI века, характерно отсутствие принципиального противопос­тавления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата (безбрачия). Число обрядных таинств сведено лишь к крещению и прича­щению. В основе протестантизма лежит расчетливый рациона­лизм, прямая, без посредника, связь человека с Богом, требова­ние «дешевой церкви» и высокая трудовая мотивация на дости­жение хозяйственного успеха как спасительного и богоугодного дела. Вебер оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. Капиталистическое хозяйство – это «чудо­вищный космос», в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего рождения и границы которого остаются для от­дельного индивида как такового раз и навсегда данными и неиз­менными».

Формационный подход. Второй основной метод, назовем его диалектико-материалистическим, глубоко и всесторонне разработан и твор­чески применен Карлом Марксом (1818-1883) к исследованию системы общественных, в первую очередь, экономических отно­шений в главном его труде – «Капитале». Первый том вышел в 1867 г., второй издан Ф. Энгельсом в 1885 г., третий – в 1894 г. Сердцевину, саму суть марксистского социально-философского и экономического подхода составляет диалектико-материалистическое понимание истории, развития общества и человека, уче­ние об общественно-экономических формациях как объективных и закономерных ступенях поступательного развития обществен­ного способа производства.

Понятие общественно-экономической формации характе­ризует конкретно-исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства в единстве его произво­дительных сил и производственных отношений. Оно позволяет рассмотреть общество в каждый период его развития как органи­чески целостный социально-экономический организм во взаимо­связи и диалектическом взаимодействии всех общественных процессов на основе способа производства. Материально-производственная деятельность людей рассматривается при этом определяющим и систематизирующим фактором. На ее ос­нове возникают общественные отношения, в первую очередь, производственные отношения, которые выступают формой осу­ществления разнообразных видов профессионально-трудовой деятельности людей. Общественные отношения упорядочивают­ся и закрепляются в общественных группах и социальных общностях, выражающих их объективное и субъективно осознаваемое положение в реальных отношениях производства, распределения, обмена и потребления, занимаемые ими диспо­зиции в хозяйственно-экономической, общественно-полити­ческой, управленческой и других сферах жизнедеятельности.

Общественно-экономическая формация служит основой научной периодизации истории, вычленения из ее общего и не­прерывного естественно-исторического потока особых, качест­венно определенных ступеней производства и воспроизводства всех форм общественной жизни, в первую очередь, хозяйствен­но-экономической. Был выработан и приме­нен единый критерий исследования специфических законов возникновения и развития, конституирования особых типов и форм хозяйствования, социального устроения на основных исторических ступенях общественного развития.

Вместе с тем выявлены и охарактери­зованы общие законы, которые действуют в каждой формации и связывают их в единый мировой процесс. Это по­зволяет обоснованно использовать объективный принцип повто­ряемости, избежать субъективного произвола в оценке состояний и уровня экономического развития различных стран, народов, места и роли различных общественных субъектов в истории. За внешним, порой причудливым рисунком обществен­ных событий и явлений кроется внутренняя логика социально-экономического процесса, та самая «нить Ариадны», суть и смысл которой постигают люди как субъекты своей общественно-производственной практикой.

Фундаментальное понимание общественно-экономической формации в марксизме углублено и конкретизировано примени­тельно к анализу того или иного типа социально-хозяйственного уклада путем выделения в ней основных систематизирующих элементов – базиса и надстройки.

Экономический базис выража­ет социально-хозяйственный строй общества в совокупности производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производитель­ных сил.

Надстройка образует совокупность духовных образова­ний в виде основных форм общественного сознания, систему идеологических отношений и определенную структуру организа­ций, учреждений и институтов власти и управления в обществе. Взаимодействие базиса и надстройки выражает как общие и устойчивые чер­ты развития, так и неповторимый уникальный социокультурный облик общества.

Исходно-первичной общественно-экономической формаци­ей всех народов является самый длительный по времени перво­бытнообщинный строй. Его истоки уходят в период раннего не­олита и архаичных социальных отношений, а завер­шающим этапом является период разложения родового строя и возникновения классового общества (6-5 тыс. лет до н. э.). Не­олитическая революция, развернувшаяся более 10 тыс. лет на­зад, знаменовала собой качественный скачок в форме длитель­ного постепенного перехода от потребительского типа хозяйства к производительной экономике. Совершался переход от собира­тельства к земледелию, от охоты – к скотоводству, от кочевого – к оседлому образу жизни. Технико-технологический переворот в производительных силах совершался на путях перехода от ка­менных орудий труда к изготовлению их из металла. Древний че­ловек овладел огнем. Великим открытием стало изобретение ко­леса, рычага и многих технических устройств. Возводились пер­вые хозяйственные оросительные и ирригационные системы, мосты и дороги, осваивались различные виды ремесел. С разви­тием обмена и торговли, усложнением внутрихозяйственной, ад­министративной, социальной жизни, защиты от нападения чуж­дых племен и народов возникают крупные поселения, строятся крепости и первые города. Главный действующий субъект социальной жизни – община. Она представляет собой основную экономиче­скую ячейку. Это замкнутое социально-хозяйственное образова­ние базируется на общей собственности на средства про­изводства и совместном труде. В первобытной общине преобладает естественная форма разделения труда между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Коллективный труд, кровнородственные узы, совместное ведение хозяйства обусловили уравнительное распределение и потребление добы­тых и произведенных продуктов. По мере изменений в способе производства, с появлением и использованием металла и совер­шенствованием орудий труда, углублением общественного раз­деления труда и роста его производительности, появлением тор­говли, возникновением обмена стала возрастать и масса приба­вочного продукта. Это стало причиной появления частной собст­венности, разрушения родового строя, социальной дифферен­циации между общинами, а также внутри самой общины между отдельными семьями, что привело к ее постепенному превраще­нию в сельскую, территориальную соседскую общину.

Рабовладельческий строй в своей социальной и экономической основе обусловлен формированием института частной собственности и образованием классов, становлением госу­дарственности. Производительные силы составляют ручные ору­дия труда и большие массы рабов, являющиеся собственностью класса рабовладельцев. Производственные отношения строятся на жесточайшей эксплуатации и угнетении. Подневольный труд рабов позволял получать значительный по сравнению с предшествую­щим способом производства прибавочный продукт, а их потребности насильственно сведены к минимуму потребляемых благ. Это вело к укреплению частной собственности, развитию рыночных отноше­ний, торговли и, по выражению Ф.Энгельса, «к победному шест­вию денег». Насилие, войны способствовали это­му. Развитое, эффективное по тем временам хозяйство, высокая материальная и духовная культура сложились в основных эпи­центрах рабовладельческого мира – в Древнем Египте, Индии и Китае, в Греции и Риме античного периода.

Феодализм в истории разных народов возникает не только на развалинах бывших рабовладельческих государств, но и на финальных стадиях разложения общинного родового строя. Фор­мируется структура феодальной собственности на главное средство производства – землю, а также личное и экономическое подчинение крестьян господствующему классу феодалов. Основное экономическое отношение проявляется в феодальной ренте, то есть прибавочном продукте, взимаемом с производителей в форме работ, денег или натурой. Внеэкономи­ческое принуждение крестьян заключается в лишении их права свободно владеть и распоряжаться своим земельным наделом, в их подвластности, подсудности и личной зависимости от феода­лов. Экономический строй феодализма характеризуется преоб­ладанием натурального хозяйства, простого воспроизводства, непосредственного соединения работника со средствами произ­водства. В систему феодальных отношений включается и город с его ремесленно-цеховым строем жизни, торговлей и сбытом гото­вых изделий. Товарное производство не определяет, а лишь до­полняет систему экономических отношений феодализма. В рамках относительно свободных городов развивались новые средства производства, возникали первые мануфактуры, возрас­тало значение денег и торговли, предпринима­тельской деятельности. Все это подрывало основы феодализма, выдвигало на передний план вещные, коммерческие, рыночные отношения, требовало непосредственного и свободного производителя, избавленного от личной зависимости и сословно-правового неравенства.

К. Маркс дал всесторонний анализ капиталистической общественно-экономической формации, основанной на частной собственности класса капиталистов на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда. Развитие товарного хо­зяйства и рынка прослежено от первоначального накопления ка­питала вплоть до перерастания классического капитализма в со­временную государственно-монополистическую стадию развития. Товарно-денежные отношения и рыночный характер экономики обретают господствующий, всеобщий характер, подчиняющий себе не только сферу материального производства, но все дви­жение капиталистического общества в целом. Погоня за приба­вочной стоимостью, максимизация прибыли и доходности состав­ляют живой нерв всей хозяйственной и общественной системы.

В «Капитале» Марксом намечена методология анализа за­рождения и становления коммунистической общественно-экономической формаци и, а ее развернутая характеристика дана им в «Критике Готской программы». Коммунизм представлен в нем как бесклассовый общественный строй с полным социаль­ным равенством всех людей, с высоким уровнем развития произ­водительных сил нового способа общественного производства, всесторонним и гармоничным развитием человека и с утвержде­нием справедливого принципа распределения: от каждого по спо­собностям, каждому – по потребностям. С позиций уже опреде­ленной исторической дистанции мы вправе по справедливости оценить итоги и уроки социалистического строительства и его бу­дущность для нашей страны.

Цивилизационный подход. Наряду с марксистским формационным анализом и концеп­цией идеальных типов в типологии общественно-исторического развития широко используется ныне цивилизационный подход (О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Его применяют для обо­значения качественной специфики и своеобразия той или иной страны, группы стран и народов на определенном этапе социаль­но-культурного развития, для выражения свойственных данному периоду достигнутого уровня общественно-производственной технологии и культуры. Капитализм в ведущих своих центрах до невиданных ранее пределов развил производительные силы. Уже первая промыш­ленная революция конца XVIII—XIX вв. привела к крупному ма­шинному производству и создала адекватную техническую базу буржуазного способа производства.

Современный капитализм сумел предвосхитить и эффективно ис­пользовать достижения научно-технической революции XX столетия в создании автоматизированных производств, электронно-вычислительной аппаратуры, информационных технологий и сис­тем. Информатизация общества знаменует собой переход к качественно новой стадии общественного развития. Она ведет к гораздо более глубоким преобразованиям в сфере производства по сравнению с процессом индуст­риализации. Процесс информатизации все глубже вторгается в социальную систему общественной жизни и в сферу духовного производства для эффективного решения социальных, экономических, технологических, бытовых и культурно-образовательных проблем.

Научно-техническая революция представляет собой неотъ­емлемую часть общего движения человечества к новому соци­ально-экономическому устройству. Современный этап НТР зна­менует собой качественный переворот и глубинные изменения в способе производства, в производительных силах, технической, технологической, энергетической и материально-сырьевой основе производства. Развитые страны уже входят в новую технологическую эпоху. Ее основные направления выражаются в микроэлектронной революции, информатизации производства и социокультурной сферы общественной жизни, всеобщей компью­теризации (применение суперкомпьютеров и микропроцессоров), автоматизации и внедрении в производство высоких технологий. Переход на новые технологии связан с более глубоким качест­венным воздействием на предмет труда и сырой материал, на изменение его внутренней молекулярной и биологической структуры (генная инженерия), на создание материалов с заранее за­данными свойствами.

На острие научно-технического прогресса рождается социально-экономическая проблема «высокого при­касания» новейших технико-технологических достижений с соци­альным, профессионально-производственным, научно-образова­тельным, культурным, духовно-нравственным ресурсом и потен­циалом личности работника.

Современные высокоразвитые постиндустриальные страны часто называют также информационным обществом, поскольку едва ли не главной особенностью их жизни становится повсеме­стное, все более разнообразное и интенсивное применение эф­фективных информационно-компьютерных технологий. При этом наиболее впечатляющие возможности для преобразования соци­альной жизни открывает растущее и многоцелевое использова­ние всемирной компьютерной сети Интернет. Однако компьютер­ная «бочка меда» не обходится без «ложки дегтя». Новые техно­логии резко обострили проблему информационной безопасности общества, т. е. его защиты от опасного проникновения посторон­них лиц в потоки конфиденциальной информации.

В середине XX века была сформулирована теория трех стадий. Назовем ее наиболее отличительные черты и дадим характеристику в ниже приведенной схеме:







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 528. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия