Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творческий анализ фильма «Город Зеро» 1989г.





На подступах к «Городу»

Назвать центральное произведение любого автора почти всегда не просто. Что можно назвать «центральной картиной»? Ту, что известна больше всех остальных? Может ту, что своей темой максимально полно формулирует сверхзадачу всего творчества автора? Или собрала вокруг себя больше всего поклонников? Не определять же ее по правилам геометрического центра.

При выборе темы для данной работы меньше всего хотелось руководствоваться собственными предпочтениями и вкусами. Иначе в заголовок этой работы попал бы фильм «День полнолуния» или «Цареубийца». Но не тот ни другой не отвечают тем критериям, которые были выбраны для определения центрального произведения автора. Таким с большей уверенностью мы назовем «Город Зеро».

Однако тут же стоит оговориться, что «центральная картина» не означает в данном контексте «вершину творчества» или «лучший фильм». Такими понятиями не разумно апеллировать в аналитической работе. К тому же, выдающихся работ у Карена Шахназарова достаточно, поэтому не стоит заведомо принижать остальные картины, используя словосочетание «вершина творчества». А для того, чтобы объяснить выбор «Города Зеро», как центрального фильма, приведем ряд причин.

Во-первых, он входит в число тех, с кем более или менее известен широкий зритель, а значит его появление в названии темы этой работы, по крайней мере, не станет неожиданностью.

Кроме того, остановим внимание на теме, которую поднимает автор. Персонаж, становящийся заложником загадочных обстоятельств, не раз и не два становился в фильмах Шахназарова главным героем. Столкновение с необъяснимым миром, который является также метафорической внешней силой, двигающей действие фильма можно встретить во многих фильмах российского периода творчества автора.

В «Цареубийце» события 1917 года наступают на пятки, а затем и вовсе сдавливают под катком истории привычный мир главного героя-врача, живущего в конце XX века. В «Снах» зритель становится свидетелем противоборства мира пугающих пророческих сновидений и действительности XIX столетия, для которой эти сны рано или поздно станут явью. Что говорить о «Палате№6», где пленником собственного больничного распорядка становится врач Рагин. «Всадник по имени смерть» - пример, когда необратимая мощь террора ополчается как против жертв, так и против убийц, и даже главный герой, террорист, не в силах объяснить, что же такое террор. При желании даже в «Исчезнувшей империи» можно небезосновательно выделить, если не довлеющую силу обстоятельств, то, по крайней мере, изначальную ясность необратимого исхода событий, заложенного в самом названии картины: СССР рухнет, и мы это знаем, и тем интересней смотреть картину, герои которой еще не догадываются о том, что их ждет.

Заметим также, что почти всегда сила обстоятельств ломает и подбирает под себя главного героя, если не считать исключением «Белый тигр» исключением (хотя это тоже неоднозначно). И нередко зритель может увидеть поражение персонажа в финале картины или не увидеть его вообще («Исчезнувшая империя»). Ему также может быть заранее известно, чем завершится картина, но это наполняет атмосферу картины еще большей безысходностью и драматизмом происходящего. Нетрудно, имея элементарные знания отечественной истории, догадаться, чем закончится «Цареубийца». Первые зрители «Снов» прекрасно могли понять, что сны героини гротесково-пророческие, и что сами зрители являются «героями» этих снов. Лучшим примером будет «Палата№6», которая с первых минут фильма говорит, чем она закончится. Шахназарова словно бы и не интересует классическое рассказывание истории. История, рассказанная на фоне каких-то известных, почти всегда исторических, событий с известной развязкой интересует автора гораздо больше.

Совокупность всего перечисленного в самой большой степени есть в «Городе Зеро», фильме, где сам Город и является безусловной антагонистической силой, сдавливающей героя со всех сторон. Именно здесь тема противостояния обстоятельствам выражается наиболее ярко. Помимо этого, даже исторический фон, о котором неоднократно упоминалось в связи с прочими фильмами Шахназарова, здесь невероятно важен. Авторское переосмысление действительности, в которой находится страна, породило волну пророческих трактовок со стороны критиков задолго после выхода фильма. Но об этом пойдет речь подробней.

Наконец, авторский язык в этом фильме вбирает в себя все те элементы, которые в той или иной степени присутствовали во всех других картинах Шахназарова. Именно в «Городе Зеро» его художественные средства выразительности используются максимально полно. О мистической составляющей уже говорилось и будет еще сказано позднее. Сатира, о которой также приходилось вспоминать, безусловно, присутствует здесь и является чуть ли не важнейшей стороной анализа фильма. Гротеска в актерской игре автор добивается здесь совершенно оправдано, чего не скажешь о других фильмах («Сны», «Яды…», «Палата№6»), в которых персонажи существуют, во многом, условно, но которым уже не так сильно веришь, в отличие от «Города Зеро», где с условностью и не поспоришь – жанр определяет все. Значит, и эта отличительная особенность режиссерского почерка доведена здесь до самого высокого уровня. Таким образом, можно заключить, что именно этот фильм раскрывает художественный стиль Шахназарова наиболее полно и широко.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 706. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия