Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения
В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое. 2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. 1 К основным чертам гуманизма относились: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии". В своем произведении Данте: • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Франческо Петрарка вносит в литературу, философию, чуждые схоластике идеи: • человеческая жизнь дается один раз и уникальна; • человек должен жить не для Бога, а для самого себя; • человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно; • • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы; • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью; • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе": • ниспровергал церковные авторитеты; • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; • верил в возможности человека и его разум; • отвергал аскетизм и самоотрешение; • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; • был сторонником равенства мужчины и женщины; •высшим благом считал наслаждение, удовлетворение материальных и моральных запросов. 2. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных идей; • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 — 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: • не существует разницы между Богом и Его творением; • "единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают; • выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя; • едины идея и материя; • Вселенная бесконечна, Земля не является центром Вселенной; • Вселенная — это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог — в окружающем мире); • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию. Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы: • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью; • признать за человеком полную свободу выбора; • объединить все философские учения и найти "золотую середину" путем их согласования.
|