Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ. В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии




В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии. Данные об­ласти являются самостоятельными, но в то же время сильно вза­имосвязанными сферами. Ощущение имеет отношение к ин­формации, которую вы постоянно получаете из окружающей среды при помощи органов чувств. В любую минуту любого дня вы находитесь под бомбардировкой огромного количества сен­сорных данных. Если вы просто остановитесь и на минуту за­думаетесь об этом, то заметите, что волны света отражаются от всех предметов, на какие бы вы ни смотрели вокруг себя, вбли­зи или вдалеке. Вероятно, множество звуков достигает ваших ушей в каждый отдельно взятый момент, части вашего тела контактируют с разнообразными предметами, зачастую акту­альными бывают сразу несколько вкусов и запахов. Если вы на мгновение оторветесь от чтения данной книги (я знаю, что это сложно сделать!) и будете фокусировать свое внимание на ощу-Щениях, по одному ощущению за раз, то у вас начнет форми­роваться некоторое представление о количестве «поступающей сенсорной информации», находящейся ниже уровня вашей °сознанности. На самом деле, если я выполню это задание пря-№о сейчас, то начну осознавать гудение моего компьютера, шум °т проезжающей машины, хлопанье где-то дверьми, висящую Ча стене картину, небо, местами затянутое тучами, свет, падаю-"Ций от моей настольной лампы, свои локти, покоящиеся на под-

локотниках кресла, вкус только что съеденного яблока и т. д. Но буквально несколько секунд назад ни одно из описанных ощущений мною не осознавалось. Мы постоянно занимаемся фильтрацией всей поступающей доступной нам информации и используем лишь ее малую толику. Если вдруг механизмы сен­сорной фильтрации перестали бы функционировать, то в мире все стало бы столь перепутано, что вы были бы потрясены и, вероятно, не способны выжить в нем.

Тот факт, что сенсорный мир (то, что вы видите, слышите, вкушаете, вдыхаете, чего касаетесь) обычно предстает перед вами в организованном виде, существует благодаря вашим спо­собностям к восприятию.

Ощущения являются сырым материалом для восприятия. Перцептивные процессы вашего мозга участвуют в трех основ­ных видах деятельности: J) выборе ощущений, на которые сто­ит обратить внимание (о чем уже упоминалось выше); 2) орга­низации данных ощущений в узнаваемые паттерны и формы; 3) интерпретации полученной структуры с целью объяснения и вынесения суждений об окружающем мире. Другим словами, восприятие имеет отношение к тому, как перерабатывается эта беспорядочная масса ощущений и как ей придается значение. Ваши зрительные ощущения от страницы, которую вы читае­те, не что иное, как беспорядочные черные формы на белом фоне. Это то, что проецируется на сетчатку ваших глаз и посы­лается к зрительным зонам мозга. Однако вы обращаете на них внимание, организуете и интерпретируете таким образом, что они превращаются в слова и предложения, которые содержат смысл.

В распоряжении вашего мозга находится много хитрых при­емов или стратегий, помогающих организовывать ощущения так, чтобы они обладали значением и были доступны понима­нию. Чтобы рассмотреть работу Тенбалла под верным углом зре­ния, следует обратиться к рассмотрению нескольких таких стра­тегий. Перцептивная стратегия, к использованию которой вы, вероятно, прибегаете чаще всего, называется «фигура—фон». Широко известный пример отношений фигура—фон изобра­жен на рис. 2.1. Когда вы смотрите на рисунок, что вы видите в первый момент? Некоторые из вас увидят белую вазу, но бу­дут также и те, кто увидит два профиля, обращенные друг к дру-


Рис. 2.1.Отно­шения «фигура— фон» — рисунок-перевертыш. Из: Ch. Morris, Understanding Psychology, 7thed.,p 101. Copyright 1990 Перепечатано с разрешения Prentice Hall

 

гу Когда вы лучше изучите рисунок, вы смо­жете увидеть второе изображение и осуще­ствлять переходы, видя попеременно то вазу, то профили. Вы заметите, что если смотри­те на вазу (фигура), то кажется, что профи­ли (фон) уходят на задний план. Но стоит сфокусировать внимание на профилях (фи­гура), и уже ваза (фон) — на заднем плане. По-видимому, нам присуще естественное стремление подразделять ощущения как взаимоотношения фигуры и фона. Если за­думаться, то выходит, что это делает окру­жающий мир намного более организован­ным местом. Представьте, что вы пытаетесь найти в толпе нужного вам человека. Если бы у вас отсутствовали способности вы­страивать отношения «фигура—фон», то выполнить данную задачу было бы невоз­можно. Когда солдаты надевают камуфляжную форму, разли­чия между фигурой и фоном сглаживаются до такой степени, что становится сложно отличить фигуру (солдата) от фона (ра­стительности).

Другие стратегии организации, к которым мы постоянно прибегаем для придания порядка и смысла всем этим хаоти­ческим ощущениям, называют константностью восприятия. Такие стратегии возникают из нашего знания, что характери­стики объектов остаются теми же, даже несмотря на то что наши ощущения относительно этих объектов могут круто меняться. Например, одна из стратегий — это константность формы. Если вы встанете и обойдете вокруг стула, то изображение стула, про­ецируемое на вашу сетчатку (ощущения), будет меняться с каж­дым совершаемым вами шагом. Однако вы воспринимаете фор­му стула как нечто неизменное. Только представьте, насколько невозможно беспорядочным был бы наш мир, если бы все объекты воспринимались по-разному каждый раз, когда менял­ся угол зрения.

Другая из стратегий касается константности размеров. Это ПеРЦептивная способность, которая имеет наиболее непосред­ственное отношение к статье Тернбалла. Благодаря констант-

ности размеров вы воспринимаете знакомый объект как имею-щий одну и ту же величину, вне зависимости от того, на каком расстоянии от вас он находится. Если вы видите школьный ав­тобус, находящийся от вас на расстоянии двух кварталов, то изображение, проецируемое на сетчатку, будет идентично про­ецируемому изображению маленького игрушечного автобуса, рассматриваемого вблизи. Тем не менее вы воспринимаете на­ходящийся вдали автобус в его большую, натуральную величи­ну. Схожим образом, если вы смотрите на двух стоящих в поле людей и один из них располагается на расстоянии примерно трех метров от вас, а другой — тридцати, то вы будете ощущать того, кто более отдален, как человека ростом в один метр. При­чина, в соответствии с которой вы все же воспринимаете его как человека нормального роста, заключается в вашей способ­ности поддерживать константность размеров.

Ваше восприятие, прибегающее к использованию какой-либо из описанных стратегий, можно и обмануть. Это то, на чем стро­ится работа зрительных (оптических) иллюзий. Режиссер может снять сцену, в которой корабль попадает в ужасный шторм. Хотя камера снимает модель корабля длиной в 60 сантиметров, пла­вающую в специально обустроенном резервуаре, мы восприни­маем его как полноразмерный корабль по причине эффекта кон­стантности размеров и по причине отсутствия каких-либо дру­гих объектов для сравнения, дающих ключ к определению его истинных размеров. В фильме-мистификации «Аэроплан» (Airplane) 1980 года мы видим комнату, снимаемую камерой, рас­положенной в углу, снизу. При этом съемка происходит прямо за телефоном, стоящим на письменном столе (мы, соответствен­но, полагаем, что вскоре этот телефон должен зазвонить). Теле­фон находится так близко к объективу камеры, что кажется ог­ромным на экране, но мы воспринимаем его как телефон обыч­ной величины благодаря нашей способности поддерживать константность размеров. Перцептивный сюрприз возникает тог­да, когда телефон начинает звонить и актер проходит через ком­нату, чтобы ответить. Как только актер поднимает трубку, мы ви­дим, что телефон и вправду так огромен, как выглядит: его высо­та составляет около метра!

Последний важный момент, который должен быть рассмот­рен до того, как мы обратимся к представленному в данной главе

исследованию, ответа на вопрос, являются ли наши -рцептивные способности результатом научения или же врож-яенньши. Результаты исследований, проведенных с участием людей, которые были от рождения слепыми, а затем смогли об­рести зрение, позволяют предположить, что наша способность к восприятию отношений «фигура—фон» является, по крайней мере отчасти, врожденной; то есть она присутствует от рожде­ния. Но с другой стороны, перцептивная константность — это продукт опыта. Когда маленькие дети (в возрасте 5 лет и менее) видят машины или поезда на расстоянии, они воспринимают их как игрушечные и порой весьма настойчиво заявляют о своем желании иметь эту вещь. К 7—8 годам формируется констант­ность восприятия размеров, и дети уже могут правильно оцени­вать размеры объектов с учетом изменения расстояния до них. Психологи задаются вопросами: какой именно опыт позво­ляет нам приобретать эти способности? И может ли сложиться такая ситуация, что человек достигнет зрелости, но не будет об­ладать некоторыми перцептивными способностями? Что ж, краткий доклад Тернбалла, опубликованный 30 лет назад, про­ливает свет на данные вопросы.

МЕТОД

Как уже было сказано в начале главы, Тернбалл не психо­лог, а скорее антрополог. В конце 1950-х и начале 1960-х годов он находился в густых лесах Итури (Ituri Forest) в Заире (в на­стоящее время территория Конго), изучая жизнь и культуру пиг­меев БаМбути.

Поскольку Тернбалл — антрополог, базовым методом его ис­следования было естественное наблюдение, то есть наблюде­ние за поведением по мере того, как оно развертывается в есте­ственных условиях. Для психологов данный метод исследова­ния также имеет большое значение. Например, различия в агРессивном поведении между мальчиками и девочками во вре­мя игры могут быть изучены посредством техник наблюдения. Для изучения социального поведения, проявляемого такими Риматами, как шимпанзе, также потребовался бы метод, пред­лагающий наличие естественного наблюдения. Подобные сследования часто бывают дорогими и поглощающими мно-


го времени, но существуют определенные поведенческие фе­номены, которые не могут быть правильно исследованы при использовании каких-либо других способов.

Тернбалл совершал экспедицию, перемещаясь по лесу от од­ной группы живущих там пигмеев к другой. Его сопровождал молодой человек (ему было около 22 лет) — Кенж (Kenge), жи­тель одной из деревень местных пигмеев. Кенж всегда сопровож­дал Тернбалла, когда тот проводил свои исследования, выпол­няя функции гида и представляя Тернбалла тем группам БаМбу-ти, которые не были с ним знакомы. Наблюдения Тернбалла, вошедшие в его опубликованный доклад, начались, когда он и Кенж достигли восточного склона холма, очищенного от дере­вьев для постройки там миссионерского пункта. Вследствие про­изведенной вырубки деревьев открывался дальний вид над ле­сом — такой, что просматривались высокие горы Рувензори (Ruwenzon Mountains). Поскольку леса Итури чрезвычайно плот­ны, крайне необычно было видеть пейзажи наподобие этого.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7