Комплексная цель модуля 2.
Способствовать освоению студентами количественных методов анализа представлений о Другом человеке как Враге и Друге.
Содержание модуля 2.
В отечественной социальной психологии за последние десятилетия сложились традиции изучения социальных представлений с позиций социальной психологии представлений и психологии социального познания также в качестве специфического феномена, имеющего описанные французскими социальными психологами функции и структуру (Г.М. Андреева, П.Н. Шихирев). Вслед за С. Московичи, Т.П. Емельянова полагает, что особую роль в процессах создания социальных представлений играет дискурс — разговорный процесс, межличностная коммуникация в перманентных процессах социального взаимодействия. Социальные представления группы порождаются и актуализируются в условиях глубоких общественных изменений, выполняют функцию стабилизации эмоционального состояния членов отдельных групп как социальных субъектов, ориентируют их поведение в меняющихся ситуациях. К трактовке социальных представлений Т.П. Емельяновой примыкают трактовки данного феномена М.К. Блок, И.Б. Бовиной, О.А. Гулевич, И.Г. Сизовой, описывающих социальные представления в качестве системы понятий, идей, ценностей, аттитюдов и образов группы, Других и некоторых социальных объектов, берущих начало в повседневной межличностной коммуникации. С позиций отечественной психологии социального познания, социальные представления могут анализироваться и на индивидуальном уровне, как составляющие социального мышления личности. Именно в этом качестве рассматривает социальные представления К.А. Абульханова-Славская. В понимании автора, социальные представления есть когнитивно-эмоциональные комплексные образования индивидуального сознания, сочетающие когнитивный и аффективный компоненты знаний, благодаря которым субъект фиксирует свою позицию по отношению к самому себе, Другим и социальной действительности. воплощающие определенные общественные отношения, являющиеся системами интерпретации, классификации и типологии личностей и событий. С позиций психологии социального познания, ряд авторов (С.Г. Гунбина, Г.Н. Елкина, О.В. Марковская) трактует социальные представления о Другом, прежде всего, как сложившийся в индивидуальном сознании образ Другого, включающий приписываемые ему статусно-ролевые, ценностно-нормативные, внешние, личностные, нравственные характеристики. Г.М. Андреева подчеркивает, что социальные представления, конструируя элементы социальной реальности, придают смысл поведению индивида и группы, интегрируя его в сетке межличностных и межгрупповых отношений, фиксированных в понятиях, категориях и теориях, обеспечивая их стабильность, действенность. Традиция, сложившаяся в отечественной социальной психологии представлений и в психологии социального познания, признает роль как макросоциальных, так и микросоциальных факторов в порождении и функционировании социальных представлений. В рамках отечественной социально-психологической традиции социальные представления эмпирически изучаются не только посредством качественных методов, но и посредством количественных методов (респонденты выбирают заданные a priori варианты ответов): 1) применения анкет с «закрытыми» вопросами; 2) контент-анализа (количественного анализа слов и словосочетаний); 3) психосемантических методов (шкалирования, семантического дифференциала); 4) методов математической статистики (частотного анализа групп элементов представлений, корреляционного анализа). Работы, где авторы применяют только анализ текстов, крайне малочисленны. Эмпирическим объектом становятся, в основном, группы респондентов. Нормативные документы, периодические издания и произведения народного фольклора (тексты) в качестве эмпирического объекта исследований используются достаточно редко.
Цель занятий: способствовать развитию у студентов умений применять количественные методы анализа представлений личности и группы о Другом человеке (в качестве Врага и Друга).
|