Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие и проблема бытия в философии: история и современность





Онтология (гр. «онтос» – сущее, «логос» – учение) ― философское учение о сущем как таковом, а не об отдельных вещах или их классах. Возникает еще в древности и вплоть до нашего времени выступает основой философских размышлений о мире.

Считается, что у истоков О. стояли элейские философы (Парменид, Зенон и др.) Парменид первый ввел понятие «бытие» в философию, придав ему более глубокий, нежели в обыденном языке (бытие как существование, наличествование), смысл. Согласно ему, Бытие (подлинное) лежит за пределами чувственного опыта и может быть постигаемо лишь мыслью, а потому само тождественно некоей объективной мысли. Оно представляет собой Абсолют и обладает вечностью, бесконечностью, непротиворечивостью, неизменностью. Вещный мир, воспринимаемый в опыте, характеризуется как неподлинное, иллюзорное бытие. Понятие же «небытие» полагается за пустое, т.е. бессодержательное, поскольку его нельзя выразить логически непротиворечиво: если признать небытие существующим, то оно должно быть отнесено к бытию.

Отождествление Бытия с Абсолютом (хотя и с различными вариациями) характерно для всей европейской философии, вплоть до Нового времени. Для Демокрита таким Бытием являются атомы, для Платона – «мир идей», для Аристотеля – «форма форм». При этом у Демокрита бытие вещественно (материально), а у Платона и Аристотеля – объективно-духовно. Все они в том или ином виде признают и небытие: Демокрит как необходимое условие существования и движения атомов; Платон как материю, представляя ее лишь как возможность, а не действительность вещей; Аристотель придает понятию небытия относительный смысл, соотнеся его с бытием вещи (то, что она представляла собой до ее появления и после уничтожения). Средневековые мыслители придали понятию бытия теологический смысл, отождествив его с Богом.

В философии Нового времени, особенно в материализме, бытие отождествляется с природой, что означало разрыва с Абсолютом, на место которого возводится человек, обладающий безграничной способностью познания и на этой основе преобразования природы («Знание – сила»). По сути, это означало конец онтологии в ее прежнем виде и ее совпадение с гносеологией (теорией познания). Это находит свое выражение и в немецкой классике, в частности у Канта и Гегеля. Для первого – онтология, как учение о сущем, не может существовать независимо от принципов его познания, для второго – бытие абсолютной Идеи есть одновременно ее и саморазвитие, и самопознание посредством Духа, т.е. человеческого сознания. Тем самым бытие и понятие становятся синонимами, поскольку рассматриваются как формы прежде всего духовной деятельности. Формировалось рационалистическое понимание бытия. В марксистской философии, продолжавшей эту традицию на материалистической основе, «бытие вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наша точка зрения» (Энгельс). Иначе говоря, принципы бытия можно вывести лишь из положительного знания о действительном мире.

В западноевропейской философии второй половины XIX-ХХ веков появляются и получают распространение иррационалистические учения, рассматривающие бытие как непосредственное и нерасчлененное единство субъекта и объекта. Так, «философия жизни» (Дильтей, Ницше и др.) провозглашает подлинным бытием жизнь и потребности ее возрастания, экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр и др.) объявляет самого человека предельным бытием, поскольку, как писал Сартр, вопрос о бытии значим лишь как вопрос о его смысле, а смыслы всегда задает сам человек.

Постоянное расширение и углубление проблемы бытия с необходимостью привели к выработке важнейшей в мировоззренческом плане категории субстанции. Дело в том, что бытие представляет собой неразрывное единство двух сторон: существования и сущности. В понятии субстанции (лат. «субстанцио» – сущность, то, что лежит в основе) как раз и выражается сущностная сторона бытия. Особенно активно разработка этой категории велась в Новое время (Декарт, Спиноза, Гегель). Субстанция, по их мнению, представляет собой такое самообусловленное предельное основание бытия, к которому сводятся все конечные формы его проявления.

В различных онтологических учениях субстанция понимается по-разному. Так, в объективно-идеалистических концепциях в качестве субстанции выступает некое объективно-духовное начало, в субъективно-идеалистических – различные формы человеческого сознания, в материалистических – объективная реальность (материя). Различают также метафизическое понимание субстанции, как неизменного и абсолютного начала, и диалектическое – как изменчивой саморазвивающейся сущности. Количественная интерпретация субстанции выступает в трех формах – монизма, дуализма и плюрализма.

Необходимо также отметить, что в современной философии выделяют ряд сфер (или видов) бытия: 1) объективно-природное бытие; 2) бытие «второй» (очеловеченной) природы: 3) бытие общества; 4) бытие человека, как единство природного и общественного бытия; 5) бытие духовного (индивидуального и надындивидуального).







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 2288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия