Истина – знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию.
Важнейшими характеристиками И. в ее диалектико-материалистическом понимании являются объективность и конкретность, а также то, что она представляет собой не застывший результат познания, а процесс, в котором происходят постоянные взаимопереходы, так называемых, абсолютной и относительной истин.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТИНЫ
| | | |
| | КОНКРЕТНОСТЬ
характеристика истины, выражающая зависимость ее от условий, в которых существует и познается исследуемый объект.
| |
| ОБЪЕКТИВНОСТЬ
характеристика истины, выражающая независимость ее содержания от субъекта познания – человека и человечества.
| |
Взаимосвязь и взаимопереходы абсолютного и относительного в истине позволяют рассматривать ее не как окончательный результат познания, его полное завершение, а как внутренне противоречивый процесс постоянного увеличения совпадения содержания наших знаний о действительности с нею самой.
Критерии истины
ПРАКТИКА
Практическая проверка на соответствие знания действительности
| |
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ
Полезность полученного знания для человека (человечества)
| |
ВЕРИФИКАЦИОННЫЙ
Принципиальная возможность проверки
чувственным опытом
| |
ЛОГИЧЕСКИЙ
Логическая строгость выводов, сведение их к простому и ясному знанию.
| |
С у б ъ е к т и в н ы е к р и т е р и и Объективный критерий
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕНАУЧНОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Развитие – понятие, выражающее важнейшее свойство всей действительности. Проясняется оно в соотнесении с более широким понятием – движение, которое выражает всеобщую изменчивость в мире. Развитие представляет собой особый вид движения, характеризующийся последовательностью и необратимостью изменений. В понимании развития в истории философии сложились две противоположные концепции:
Концепции развития в истории философии
Критерии Концепция
различения развития
| М е т а ф и з и ч е с к а я
| Д и а л е к т и ч е с к а я
|
Понимание источников
развития.
| Внешние воздействия на предмет, без ко-торых любые его изменения невозможны.
| Основные – внутренние противоречия,
дополнительные – внешние воздействия.
|
Понимание механизма
(способа) развития.
| Плавные, постепенные количественные из-
менения, не переходящие качественные.
| Ваимопереходы количественных и качест-
венных изменений.
|
Понимание направленности
развития.
| Либо «по кругу», либо «по прямой» (восхо-
дящей – прогресс, нисходящей – регресс).
| Единство «круга» и «прямой» – «спираль»
как выражение поступательности и преем-
ственности.
|
Понимание взаимосвязей
между предметами.
| Взаимосвязи носят исключительно внешний
и случайный характер.
| Взаимосвязи носят всеобщий закономерный и характер, т.к. определяются необходимыми
внутренними противоречиями.
|
Итоговое различие
| Односторонность подходов, проявляющая
себя в таких формах, как догматизм и реля-
тивизм.
Отрицание саморазвития в мире.
| Стремление к всесторонности в подходе к
анализу действительности
Признание саморазвития в мире.
|
Исторические Концепция
эпохи развития развития
|
М е т а ф и з и ч е с к а я
|
Д и а л е к т и ч е с к а я
|
Античность
| Концепция бытия как Абсолюта, отрицаю-
щая изменчивость в материальном мире
(элеаты – Парменид, Зенон).
| Стихийная диалектика в понимании ма-териального мира (Гераклит) и его по-знания (Сократ, Платон) – 1-ый этап.
|
Средневековье
| Религиозная догматика в патристике (Ав- густин) и схоластике (Фома Аквинский).
|
|
Возрождение
|
| Восстановление диалектических традиций в учениях Кузанского и Бруно
|
Новое время (XVII-XVIIIв)
| Механицизм, порожденный становлением
классической науки (механики – Ньютон, аналитической геометрии (Декарт).
|
|
Новое время (XIXв)
| Метафизический материализм Фейербаха.
| Идеалистическая диалектика немецкой классики (Гегель) – 2-ой этап.
|
Вторая половина XIX – – XX вв
|
| Материалистическая диалектика
(марксизм и последователи) – 3-й этап
|
Структура материалистической диалектики
Первая определяет вторую