Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сознание, его происхождение и сущность





Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что их поведением руководит некое бестелесное начало — душа, вселяющаяся в человека при рождении и по­кидающей его либо временно (например, во время сна), либо навсегда (после смерти). Тогда же были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания идут споры о его природе и сущности, возможности и путях его позна­ния.

Идеалисты и богословы отстаивают мысль о первичности созна­ния по отношению к материи. Они вырывают сознание из матери­ального мира и считают его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей. Дуализм рассматривает душу и тело как равноценные и не зависящие друг от друга субстанции, имеющие разную природу и, соответственно, законы. Атрибутом материи считается протяженность, а души – мышление. Материализм исходит из того, что материя исторически и гносеологически первична по отношению к сознанию: она есть и причина его возникновения, и носитель. Считая сознание вторич­ным по отношению к материи, современный материализм решительно выступает против так называемого «вульгарного материализма» (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Моле­шотт и др.), отождествляющего (полностью или частично) сознание, психику с материей, и полагает, что мысль не вид материи, а особое свойство ее высшего уровня – общества и человека.

Важнейшей особенностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, выражающаяся в том, что составляющие сознание образы и понятия не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальное, по меткому выра­жению К.Маркса, «есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преоб­разованное в ней». Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг на основе практического отношения человека к миру, опосредо­ванного формами, созданными предшествующими поколениями, – вещами, языком, символами.

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи в резуль­тате усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Сегодня известно, что всем материальным образованиям присуще свойство, родственное с ощуще­нием, – отражение, которое представляет собой способность одних материальных систем воспроизводить в себе в тех или иных формах характеристики других материальных систем,взаимодействующих с ними.

Формы отражения напрямую связаны с уровнями структурной организации материи, к которым принадлежит отражающая система, и соответствующими формами движения материи: с усложнением этих уровней и форм усложняются и формы отражения. Так, в неживой природе присутствуют элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Они характеризуются пассивным отраже­нием, Важнейшим их качеством является изо­морфизм (от «изо» и гр. «морфе» - форма), т.е. воспроизведение отражающей системой прежде всего внешней формы и структуры отражаемого объекта. Примерами такого отражения являются наши следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п. Органическим системам свойственно биологическое отражение, основными формами которого являются: раздражимость – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (пример: движение подсолнуха «за Солнцем»; чувствительность – более высокая форма биологического отражения, означающая способность организ­мов воспроизводить окружающий мир в виде ощущений; психика выс­ших животных – их способность систематизировать и в определенной мере даже «осмысливать» свои ощущения, моделировать на этой основе поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно (в том числе субъективно) реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Соответствие уровней развития материи, форм ее движения и форм отражения (по Ф.Энгельсу)

Уровни развития Формы движения Формы отражения
Социальный (общество) Социальная Сознание
Биогенный (живая природа) Биологическая Психика высших животных
Чувствительность
Раздражимоть
Добиогенный (неорганическая природа) Химическая Воспроизводство состава и структуры
Физическая Воспроизводство физических состояний
Механическая Воспроизводство внешних сил и форм

 

Вся жизнедеятельность человека закрепляется в знаниях, нормах, оценках, традициях. При этом как субъект сознания фиксирует свое отношение к действительности, ориентируясь на уже накопленный опыт культуры дан­ного сообщества: производственный, нравственный, познавательный, а также опыт общения. Сознание человека, таким образом, не может проявиться вне общества, вне и независимо от него. Оно – функция, «свойство» не только индивида, но и общества как социальной формы движущейся материи.

Становление человека и человеческого сознания предполагает, чтобы человек с детства, с момента своего появления на свет был включен в сложную ткань социальной жизни, в процесс усвоения им ус­ловий своей жизни. Если же человек с раннего детства лишен этого, то процесс формирования его сознания становится невозможным, о чем свидетельствуют многочисленные факты, когда дети с самого раннего возраста формировались в животной среде или каким-то другим образом были изолированы от социально-культурного окружения. Во всех таких случаях сознание в них не «просыпалось». Напротив, дети, казалось бы, самой природой в большой степени лишены возможности «вхожде­ния» в общество в силу значительной или даже полной потери зрения, слуха и речи, все же приобретают способность формировать в себе полноценные человеческие качества, включая сознание, если удается найти способы связи их с социально-культурной средой.

Таким образом, общественно-историческая сущность сознания обусловлен тем, что оно:

1) является продуктом общественного развития, исторической деятельности всех предшествующих поколений людей;

2) формируется как отражение общественного бытия, реального процесса жизни людей;

3) существует в исторически сложив­шихся в процессе жизнедеятельности общества материальных и духовных формах.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия