Студопедия — Античная философия, этапы развития, школы, мыслители.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античная философия, этапы развития, школы, мыслители.






 

Исторические предпосылки:

  1. Общественное разделение труда и классовое расслоение общества (рабовладение);
  2. Особенности уклада жизни в греческих полисах и широкое распространение в них политических режимов с выборной властью (рабовладельческая демократия, аристократия и др.)
  3. Географическое положение, предопределившее посредническую роль греков между Азией, южной Европой и северной Африкой (торговля, путешествие, обмен знаниями и культурой);
  4. Уменьшение роли традиций в укладе общественной жизни.

Характерные черты:

  1. Появление философских традиций (школ);
  2. Космоцентризм;
  3. Еще остающееся, хотя и снижающееся влияние мифологии;
  4. Основные средства философского познания – острая наблюдательность, обобщение и строгие логические размышления;
  5. Выработка основных философских понятий (категорий):
  6. Зарождение традиций материализма («линия Демокрита») и идеализма («линия Платона»)

 

Этапы развития:

Зарождение основных философских направлений:

       
   

 


Философия европейского Средневековья (II-XIV вв.)

 

Исторические предпосылки:

1. Зарождение и развитие феодальных отношений в Западной Европе;

2. Распад Римской империи и необходимость объединения возникших на ее руинах государств в борьбе с варварами при отсутствии единой социально-экономической и политической базы;

3. Распространение христианства, постепенное превращение его из «религии низов» в господствующую идеологию большинства европейских государств.

4. В идейном плане платонизм и неоплатонизм, позже – аристотелизм.

Основные принципы:

1. Теоцентризм. 2. Креационизм. 3. Провиденциализм.

Характерные черты:

1. Потеря философией своей самостоятельности и превращение ее в «служанку богословия»;

2. Подчинение разума – вере;

3. Разработка философской картины мира, основанной на религиозной (христианской) догматике.

Основные проблемы:

1. Соотношение Бога и мира. 2. Соотношение души и тела в человеке. 3. Соотношение веры и разума. 4. Соотношение философии и теологии. 5. Теодицея (оправдание Бога за земные грехи людей).

Основные этапы становления и развития:

1. Апологетика (I-III вв.) – период деятельности раннехристианских писателей (Юстин Мученик, Тертуллиан, Ориген и др.), в своих произведениях и письмах к римским императорам и их наместникам в регионах (апологиях) защищавших принципы христианства и христиан от критики и преследования.

2. Патристика (III-VIII вв.) – этап выработки патристами (т.н. «отцами церкви») первооснов христианского вероучения путем рационального обоснования и толкования религиозной мифологии и догматики. Основные представители: Василий Великий (выступал против отказа от догмата о единосущности Бога-отца и Бога-сына, изложил и обосновал принципы христианской космологии); Григорий Нисский (разработал теорию символической интерпретации Библии, отстаивал принцип органического единства человечества как «коллективной личности»); Иоанн Дамаскин (идейный противник иконоборчества, систематизировал основные положения патристики); Аврелий Авгус т ин (развил учение о божественном предопределении и благодати, в работе «О граде божьем» основал христианскую философию истории, в автобиографической работе «Исповедь» показал свой трудный путь к Богу через преодоление «заблуждений» и «грехов», считал, что познание вещей возможно лишь через самоочищение в служении Творцу, обосновывал религиозный аскетизм).

3. Схоластика (IX-XIV вв.) – заключительный этап средневековой христианской философии, представленный прежде всего в трудах преподавателей церковных епископальных и монастырских школах и университетах (схоластов). Наиболее характерная черта – рациональное толкование идей, изначально принимаемых за непререкаемую истину (христианских догм и положений, высказанных патристами). Основные представители: Иоанн Скот Эриугена (выдвинул принцип использования философии как средства обоснования религии); Ансельм Кентерберийский (разработал онтологическое доказательство бытия Бога, выводя его из понятия Бога как абсолютного совершенства, считал веру необходимой предпосылкой знания); Фома (Томас) Аквинский (в качестве обоснования христианских идей интерпретировал соответствующим образом учение Аристотеля, понимал Бога как абсолютную силу не только творящую мир по своему замыслу, но и способную уничтожить его после полной реализации этого замысла, предложил пять доказательств бытия Бога).

Несмотря на общую религиозную направленность, этот этап изобиловал многочисленными острыми дискуссиями между схоластами по поводу различных толкований тех или иных теологических положений. Наиболее известным, продолжавшимся несколько веков был спор между реализмом и номинализмом, в основе которого лежали различные толкования природы универсалий (общих понятий).

 
 
Реализм (лат. «реалис» - действительный) Утверждает объективное существование общего


Крайний Подлинное существуют не вещи, а общие понятия (идеи), имеющиеся в уме Бога и служащие ему основой для творения мира (Эриугена, Ансельм Кентерберийский и др.)  
Умеренный Общее имеет три формы своего бытия: 1. До вещей – в уме Бога; 2. В вещах как его творениях; 3. После вещей – в понятиях человеческого ума (Фома Аквинский)
Умеренный Объективно существуют лишь вещи, однако, будучи творением единого Бога, они содержат общее, что и отражается в понятиях о них и, соответственно, в их именах (П.Абеляр)
Крайний Общие понятия – только имена, произвольно и согласованно даваемые вещам людьми, а потому существуют лишь в человеческом уме (И.Росцелин, У.Оккам и др.)

Номинализм (лат. «номина» - имя, название) Отрицает объективное существование общего


Философия европейского Возрождения (XV-XVI вв.)

 

Исторические предпосылки:

1. Рост городов с концентрацией в них развития ремесел, искусства, медицины и др.

2. Развитие торговли и мореплавания.

3. Зарождение внутри феодализма нового (буржуазного) типа общественных отношений.

4. Процесс постепенной секуляризации (освобождения от влияния религии) всех сфер жизни общества.

5. Возрастание интереса к естественнонаучному знанию, а также к античной культуре и искусству.

Основные принципы:

1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм. 3. Пантеизм.

Характерные черты:

1. Восстановление на новом уровне ряда идей античной философии.

2. Выдвижение в центр философских размышлений проблем человекознания, гносеологии и методологии познания.

3. Критика средневековой теологии и схоластики.

Основные проблемы:

1. Деятельность человека как творца собственной жизни

2. Поиск естественных причин вещей как основы творческой деятельности человека.

3. Соотношение общего и единичного как методологический принцип.

Основные представители:

Эразм Ротердамсякий – голландский ученый-гуманист. Отстаивал идею свободного развития человека как личности, выступая в то же время против односторонности его оценок (как позитивных, так и негативных). Критиковал религиозный догматизм, а также невежество и косность общества. Сторонник диалектического понимания мира. Высказывал идею о конкретности истины: «всему свое время и место».

Николай Кузанский –кардинал римско-католической церкви, церковный реформатор, крупный ученый (математик, географ). В философской онтологии – пантеист, сближающий Бога с природой, путем приписывания ей божественных атрибутов бесконечности и разумности. В связи с этим отрицал положение о Земле как центре Вселенной. Критиковал схоластику как способ познания, считая, что основой его должны быть прежде всего опыт и разум. Высказал ряд диалектических идей: об единстве и взаимопереходах противоположностей.

Джордано Бруно – итальянский ученый, развивавший пантеизм Кузанца. Считал материю вечной и естественной предпосылкой как творящего (Бога), так и творимого (мира). Считал Вселенную (как и число миров в ней) бесконечной, отрицая тем самым возможность существования Единого мирового центра. Допускал возможность жизни и разума не только на Земле, но и в других мирах. Сожжен инквизицией в 1600 году.

Мишель Монтень – французский философ. Подверг резкой критике схоластику, называя ее «писанием о писании». Отстаивал взгляд на природу как на объективный и закономерный порядок вещей, изучение которого и считал основной задачей познания. Действительной основой научного познания полагал опыт. Признавая существование Бога, отвергал идею бессмертия души. В области этики был приверженец гедонизма, считая целью человека достижения счастья и удовольствия в земной жизни.

Николо Макиавелли – итальянский (флорентийский) политический деятель и философ. Критиковал теорию божественного происхождения государства, обосновывая в противовес ей его естественное происхождение и призвание – для обуздания негативных качеств (страстей) людей. Политические решения должны определяться интересами укрепления государства и исходить из анализа реальных фактов, а не из норм морали. Опора власти – сила и хитрость. При этом не отвергал роли морали и религии в обыденной жизни, что относил и к политическим лидерам.

 

 

Европейская философия начала Нового времени (XVII-начало XVIII вв.)

Исторические предпосылки:

1. Переход от цехового ремесленничества к мануфактурному и машинному производству.

2. Становление экспериментального естествознания и аналитической математики.

3. Развитие национальных и начало становления мирового рынков.

4. Нарастание борьбы третьего сословия за свободу хозяйствования и доступ к государственному управлению, вылившейся в ряд ранних буржуазных революций.

5. Религиозная Реформация, приведшая к появлению новых (протестанских) конфессий.

Основные принципы:

1. Гносеоцентризм. 2. Метафизичность. 3. Механицизм.

Характерные черты:

1. Абсолютизация роли науки в жизни и развитии общества.

2. Перенос центра философских исследований в область гносеологии и методологии.

3. Борьба эмпиризма (сенсуализма) и рационализма.

Главные проблемы:

1. Роль чувств и разума в познавательной деятельности человека (сенсуализм и рационализм).

2. Выработка подлинно научного метода познания.

3. Обоснование новых (капиталистических) общественных порядков.

Основные представители:

Английский эмпиризм:

Фрэнсис Бэкон – философ и политический деятель, основоположник экспериментальной науки. Основой научного познания считал опыт, без которого разум пуст. Вскрыл причины заблуждений в науке («призраки разума»). Разработчик индуктивного метода. Различал два вида познания: 1) познание Бога (теология); 2) познание сотворенных Богом вещей (естествознание). В работе «Новая Атлантида» рисует общество, построенное на приоритете науки.

Томас Гоббс – продолжатель традиции эмпиризма. Обосновал принцип механической причинности в природе. Обратил внимание на роль языка как средства выработки общих идей. В социальной философии обосновывал теорию «общественного договора», в основе которой идея естественного происхождения государства.

Джон Локк разработчик сенсуализма. Основой познания считал прежде всего «внешний опыт» (чувства), а затем и «внутренний опыт» (рефлексия). Делил все качества вещей на «первичные», принадлежащие самим вещам, и «вторичные», которыми вещи наделяют наши ощущения. В социальной философии отстаивал идеи естественных прав людей и выработал учение о разделении властей.

Джордж Беркли – епископ и ученый, резкий критик материализма с субъективно-идеалистических позиций и Локковского деления качеств вещей на «первичные» и «вторичные». Само понятие материя считал фикцией, рассматривая вещи как существующие в уме человека комбинации ощущений.

Дэвид Юм – классический представитель агностицизма. Считал, что в силу субъективно-чувственного характера наших знаний мы не можем ничего определенного сказать ни о вещах, ни о душе, ни даже о Боге (не только об их характеристиках, но даже о самом существовании). Причины и следствия рассматривал лишь как привычку соотносить одни наши ощущения с другими.

Рационализм:

Рене Декарт французский философ, математик, механик. Выступил с резкой критикой эмпиризма с позиции недоверия опыту как средству научного познания, полагая, что единственным таким средством является разум, в основе которого лежат «врожденные идеи», которым присущи ясности и самоочевидность. Важнейшим признаком мысли считал сомнение. Разработчик дедуктивного метода. В своей онтологии – дуалист. Природу, в т.ч. организмы рассматривал с механистических позиций.

Бенедикт Спиноза голландский мыслитель. В онтологии стоял на позициях пантеизма, считая. что материя, являясь причиной самой себя, обладает двумя атрибутами – мышлением и протяжением. Субстанция же мира – едина (Бог и природа лишь два названия одного и того же). В гносеологии – последователь рационализма Декарта: считал основой познания «интеллектуальную интуицию». Корень всех предрассудков видел в незнании и приписывании вещам человеческих качеств и целей. Разработал учение о диалектике свободы и необходимости.

Готфрид Лейбниц немецкий философ, математик и логик. Отстаивал рационализм с позиций объективного идеализма. Считал, что мир состоит из духовных частиц – «монад», обладающих внутренней активностью. Они делятся на «низшие» (у неживых вещей и растений), «средние» (у животных), «высшие» (у человека) и находятся друг относительно друга в предустановленной Богом гармонии. Учение Л. содержит элементы диалектики, в частности, идею о возможности взаимопереходов монад.

Философия французского Просвещения (XVIII в.)

Исторические предпосылки:

1. Распространение буржуазных общественных отношений в Европе.

2. Нарастание кризисных явлений в жизни феодальной Франции, нарастание и обострение революционной ситуации.

Основные принципы:

1. Вера в разум. 2. Механистичность и метафизичность. 3. Созерцательность (в гносеологии).

Характерные черты:

1. Вера во всемогущество просвещения как движущую силу общественного прогресса.

2. Обостренная критичность по отношению к прежним социальным устоям и традициям.

3. Антицерковная направленность.

Основные проблемы:

1. Поиск основных путей общественного развития, принципов гармонизации жизни общества и человека.

2. Выработка новых общественных идеалов и ценностей («свобода, равенство, братство»).

3. Проблемы гносеологии (познаваемость мира, взаимосвязь чувств и разума, и др.)

Основные направления и их представители:

1. Деизм – не признавал идею личного Бога, видел в Боге лишь первоначало всего сущего, отвергая его вмешательство в дальнейший ход событий в природе и обществе. (Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо и др.)

2. Материализм – отвергал идею существования Бога в любых формах, объяснял происхождение мира и человека с материалистических позиций. Его представители:

Дени Дидро – основатель и редактор первой «Энциклопедии»; в онтологии был сторонником атомизма; утверждал единство материи и движения, хотя и сводил движение к механическим перемещениям и взаимодействиям; отстаивал естественное происхождение сознания; в социологии – сторонник теории «общественного договора».

Клод Гельвеций – идеолог буржуазной революции, в гносеологии был противником агностицизма, приверженцем сенсуализма, в методологии – метафизик-механицист, В социологии и этике явился одним из разработчиков теории «разумного эгоизма», человека рассматривал как порождение общественной среды и воспитания.

Поль Гольбах – вслед за Дидро считал движение способом существования материи, сводя его, в конечном счете, к механической форме; критикуя религию вскрывал ее социальные корни, важнейшими из которых считал невежество и защиту привилегий короля, дворянства и духовенства; в области социальной философии, как и все просветители, оставался идеалистом, считал решающей силой истории деятельность выдающихся личностей.

Жюльен Ламетри – проводил идеи механистического материализма, рассматривая в этом ключе даже человека, считал, что способности материи ощущать (и мыслить) проявляются при воздействии на мозг внешних вещей; высказывал мысль о единстве происхождения всего живого.).

Немецкая классическая философия (XVIII-первая половина XIX вв.)

 

Исторические предпосылки:

1. Германия в это время оказалась между бурно развивающейся Францией и относительно консервативной Россией, что позволило сопоставить и анализировать эти полюса, в том числе и в идейном отношении.

2. Кризис феодализма и зарождение в Германии буржуазных общественных отношений.

3. Взлет духовной культуры в Германии (немецкое Просвещение – Гете, Шиллер, Гейне).

Основные принципы:

1. Рационалистичность. 2. Антидогматизм.

Характерные черты:

1. Критичность к своим идейным предшественникам.

2. Традиционность философской проблематики.

3. Тесная связь с современным естествознанием.

Основные проблемы:

1. Критика прежней и разработка новой логики и методологии познания.

2. Проблема активности человека как субъекта истории и познания.

Основные представители:

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. Два этапа творчества: докритический и критический (по названию трех основных трудов). На первом основными проблемами являлись вопросы естествознания и натурфилософии (выдвижение гипотезы образования планетарных систем из газово-диффузных туманностей; обоснование естественного происхождения человеческих рас и др.; разработка классификации животных). На втором основными проблемами становятся: критический анализ возможностей и путей человеческого познания («Критика чистого разума»); критический анализ природы человеческой свободы и нравственности («Критика практического разума»); критический анализ природы красоты и эстетических категорий («Критика способности суждения»). В первой из названных работ К., критикуя созерцательность прежней гносеологии, отстаивает идею активности познающего субъекта. При этом приходит к выводу об ограниченности возможностей чувственного познания и обосновывает положение о важнейшей роли в нем «априорных» (доопытных) форм чувственности (пространство и время) и рассудка (научные понятия). Наука, по К., имеет принципиальные границы, дальше которых она идти не может: она познает лишь мир явлений («вещей-для-нас»), но не сущностей («вещей-в-себе»). Тем самым К. приходит к агностицизму.

 

Обективный Чувственное познание Рациональное (логическое) познание

мир

Георг Гегель – вершина немецкой философской классики. Объективный идеалист: считал сущностью всего действительного абсолютную Идею, под которой понимал саморазвивающуюся и самопознающую себя всеобщую объективную Мысль: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Главная заслуга – разработка диалектики как Логики и методологии познания, исходный пункт которой – тождество бытия и мышления, понимаемое не статично, а как исторически развивающийся процесс. Внутренним источником его выступают противоречия. Абсолютная идея в своем саморазвитии проходит три этапа: 1) развитие Идеи в лоне «чистой мысли» [ Тезис]; 2) пространственное развертывание в форме своего инобытия – природы [ Антитезис ]; 3) самопознание Идеи в форме человеческого сознания – «духа» [ Синтез ]. Категории диалектики, по Г., есть формы бытия и развития Идеи. Он особо подчеркивал их противоречивость, доходящую до взаимопереходов (возможность ↔ действительность, явление ↔ сущность, необходимость ↔ случайность и т.д.). Главные заслуги в гносеологии – критика созерцательности и агностицизма на основе уяснения роли практики (хотя лишь духовной) в познании.

Людвиг Фейербах – философ-материалист.Завершает немецкую классическую философию. Последовательный борец против религии (не Бог творит природу и человека, а человек как «венец природы», наделенный ею разумом, творит Бога по своему образу и подобию). Дух, сознание, мысль – продукты человеческого тела. Поэтому высшим предметом философии должен быть телесный природный человек, его жизненные потребности и интересы. В этом суть антропологического принципа «философии будущего». В то же время Ф. остается на позициях метафизики, хотя и критикует механицизм прежней философии. Гегелевскую диалектику он не понял и отбросил ее вместе с его идеализмом.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1265. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.028 сек.) русская версия | украинская версия