О положении рук
Чтобы достичь красивого положения рук, для сего должно заботиться об их круглости и непринуждённости; первое зависит от локтей и кистей рук. а. Локти должны находиться наравне с плечами. б. Кисть не должна выдаваться вперёд и быть несколько согнутою. Второе же, то есть непринуждённость, достигается тогда, если руки не будут слишком тверды или не очень слабы; непринуждённости также весьма помогают рапиры.
О положении плеч Изучая первоначальные правила о танцах, должно обращать внимание на положение плеч, которые должно всегда держать более назад, нежели вперёд; ибо от последнего, танцующий легко может казаться сутуловатым; впрочем этому, т.е. сутуловатости, пособляет корсет, описанный выше (в положении о корпусе). Но если окажется, что плечо более менее другого неправильно, в таком случае должно поступать следующим образом: надевая корсет, должно стягивать испорченную сторону более, нежели другую; от сего испорченное плечо должно прийти в правильное положение; помогающий сему корсет, как и сутуловатости, один и тот же.
О кадансах в танце Для лучшего понятия музыки или кодансу (который необходим) в танцах, должно непременно упражняться на каком-нибудь инструмент; ибо такта в танцах есть предмет, на который должно обращать внимание.
Первоначальные Правила или позиции ног 1. Служащие для выправления: головы, корпуса, рук и ног. 2. Служащие для выправления: пяток и пальцев ноги. 3. Служащие для выправления: рук, и с них начинаются все танцы. 4. Служащие для выправления: колен ног. 5. Служащие для выправления: всего тела.
Па Для бальных танцев
1. Средний батман. Вперёд, делается так: отвесть заднюю ногу на вторую позицию, и потом приставить её (вперёд) на третью, через что задняя нога делает (вперёд) средний батман; точно также делает и правая; назад же делается следующим образом: отвесть ногу (но переднюю уже) на вторую позицию, а потом приставить её назад на третью; через что и выйдет батман назад. Это па необходимо: а. Для понятия кадансу. б. Для усовершенствования в твёрдости колен. в. Для выворачивания пяток. г. Оно делается с двух раз, то есть отставить ногу вбок выходить раз, но приставя на третью позицию, два (Этот счёт необходим для кадансу танцующего; часто случалось, что некоторые па, как например, па де баску, учили с трёх раз; - тогда как она танцуется с двух приёмов, хотя и имеет три движения). 2. Ассамбле; оно делается вперёд следующим образом: отведя заднюю ногу вбок, и привскакнув на той, которая держала корпус, стать на третью позицию, но встать так, чтобы отводившаяся вбок нога пришлась уже напереди; назад же делается как и вперёд, но только должно уже начинать с ноги, которая стоит напереди. Здесь должно заметить: а. Согнувшееся колено должно устремляться в бок – совершенно; впрочем это зависит от пальцев ноги, которые должны быть направлены так же вбок непременно. б. Это па всегда употребляется в кадрили. в. Оно делается с двух раз. г. Оно слишком сходно с средним батманом, в котором во второй позиции нога приставляется на третью просто; но здесь это делается посредством маленького прыжка. 3. Ште. Оно делается вперёд, как и ассамбле; но с той разницею, что отведя в бок ногу и вскакнув на другой, стать на одну ту, которая отводилась на вторую позицию; но другая же, т.е. на которой поднимался корпус, остаётся приставленной сзади и пальцами чуть-чуть касаясь пола; назад же делается с передней ноги, сгибая колено задней ноги, отводить переднюю на вторую позицию, и прыгнуть на той, которой колено было согнуто, стать на ту, которая была отведена в бок, а другая же приставлена к ней, но уже спереди. Здесь должно заметить: а. Это па никогда не может быть окончанием какого-либо танца. б. Должно приподниматься как можно плавнее и легче. в. Должно держать совершенно в бок колено и пальцы ноги. 4. Шанжман-де-пье. Па, которое служит для усовершенствования твёрдости пальцев ноги. Оно делается с третьей позиции: привстав на пальцы, переменить ноги, т.е. поставя заднюю вперёд и переднюю назад, стать опять на третью позицию. 5. Шассе. Па, посредством которого танцуется вся кадриль; оно делается: с третьей позиции; привставши на пальцы, и опустясь тотчас вниз, отставить вперёд правую ногу (оно всегда начинается с правой ноги). Далее приставить к ней левую (но приставить так, чтобы она не касалась правой); после отставить опять правую; из чего и выйдет: одно шассе. После первого шассе левая нога остаётся сзади, то для сего и должно: приподнявшись немного на передней, т.е. на правой ноге и опустясь не медля, переносить левую уже вперёд; после приставить правую, и потом отставить левую: из этого выйдет шассе второе, и т.д.; назад же делается как и вперёд с тою только разницею, что начинается уже с задней ноги. Здесь должно заметить: а. В первом шассе приподниматься должно на пальцах обеих ног (это потому, что первое шассе начинается с третьей позиции, где ноги стоят вместе); на втором же шассе, на третьем и т.д. приподниматься должно на пальцах одной ноги. б. Когда же шассе делается вперёд, то должно приподниматься на пальцах лишь ноги передней; но если же назад, то уже на пальцах ноги задней. Чтобы получить плавность или грациозность в танцах, для сего необходимо держаться упомянутого правила, т.е. постепенного поднятия корпуса на пальцы. в. Шассе делается на всей подошве ноги; в противном случае легко может быть кривляние корпуса. г. Должно заботиться о коленях, которые должны быть устремлены в бок, и быть совершенно твёрдыми. д. Оно делается с трёх раз: первый – отставляя правую ногу, второй – приставя левую и третий – отставя опять правую. 6. Па-де-баска. Употребляется в мазурке; начинается с третьей позиции; отведя правую ногу в бок (но не совсем на вторую позицию, т.е. более вперёд). После передвинуть совершенно вперёд левую, и наконец приставить сзади правую, из чего и выйдет па-де-баска. Точно так же должно делать и следующую па-де-баску, но начинать уже должно с левой ноги, т.е. сначала отводится левая нога в бок, после переносится совершенно правая вперёд, и потом приставляется сзади левая, т.е. на третью позицию. Здесь должно заметить: а. Па-де-баска танцуется на всей подошве ноги. б. Па-де-баска всегда делается в два приёма, хотя и имеет три движения, а именно: первое – отставить ногу в бок, второе – переставить вперёд и третье – приставить назад; здесь выпускается, или не должно считать первое движение; и потому переставя уже вперёд, должно считать раз, но приставя же назад, два. в. Многие делают па-де-баску следующим образом: начиная первое движение полукругом, продолжают далее; но это совершенно неправильно, и потому часто, делающий полукругом первое движение, бывает карикатурен. г. Это па употребляется и в вальсе, называемом «Вальс-Казак», и поэтому оно иначе называется Па-де-Казак. 7. Па-де-галоп. Оно употребляется преимущественно в Галопаде, иногда в Котильоне и нередко Экоссесе. Оно делается не прямо, но совершенно боком, т.н. влево, отставя левую ногу приставить к ней правую, и потом без замедления снова отставлять левую, и так приставляя правую и отставляя без замедления левую, продолжать далее. Точно так же делается в правую сторону, с тою только разницею, что отставляется правая нога, но левая уже приставляется. Здесь должно заметить: а. В Галопаде дама берётся как и в Вальсе, с тою только разницею, что левая рука остаётся всегда опущенною. б. Здесь должно более заботиться о даме, которая совершенно зависит от руки кавалера. в. Как кавалер, так равно и дама, приставляемую ногу должны держать вперёд носками, но ту, которая отставляется, совершенно в бок, т.к. к плечу. г. Дама и кавалер должны быть друг против друга. д. Галопад всегда танцуется очень скоро.
|