Студопедия — Парижский кризис 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Парижский кризис 1 страница






III действие почти целиком посвящено Виолетте, измученной болезнью и всеми покинутой. Уже в небольшом оркестровом вступлении возникает ощущение приближающейся катастрофы. Оно основано на теме умирающей Виолетты из оркестровой прелюдии к I действию, только в более напряженном c-moll. Характерно, что во вступлении к III действию нет второй, контрастной темы – темы любви.

Центральный по значению эпизод III действия – ария Виолетты «Простите вы навеки». Это прощание с жизнью, с минутами счастья. Перед началом арии в оркестре появляется 2-я т. любви (когда Виолетта читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия арии очень проста, строится на плавных мотивах опевания и песенных ходах на сексту. Очень выразителен ритм: акценты на слабых долях и длитель­ные паузы вызывают ассоциации с затрудненным дыханием, с физическим изнеможением. Тональное развитие от a-moll направлено к параллельно­му, а затем к одноименному мажору, тем горестнее возвращение в минор. Форма куплетная. Трагизм ситуации усугубляют праздничные звуки карна­вала, врывающиеся в открытое окно (в финале «Риголетто» в аналогичной роли выступает песенка Герцога).

Атмосферу приближающейся смерти ненадолго озаряет радость встречи Виолетты с вернувшимся Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы» – это еще один вальс, светлый и мечтательный. Однако силы вскоре покидают Виолетту. Торжественно и скорбно звучит музыка последнего прощания, когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон (хоральные аккорды в остинатном ритме на рррр – характерные признаки траурного марша). Перед самой развязкой снова звучит тема любви в предельно тихой звучности струнных инструментов.

 

Вопросы к экзамену

1. Эстетические принципы венского классицизма. Центральные жанры и формы.

КЛАССИЦИЗМ (от латинского classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сложился в 17 в. во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы. Расцвет классицизма в литературе - трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Мольера, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко. В историю культуры это время вошло также под названием "Века Просвещения". Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Ж.Б. Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-сериа. С просветительством классицизма (18 в.; смотри Просвещение) связано творчество Вольтера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гете и Ф. Шиллера (1780 - 90-е гг.); в музыке - оперы К.В. Глюка; вершинной стадией развития музыкального классицизма стало искусство венской классической школы. В России классицизм (возник в последней четверти 18 в.) представлен поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, сатирами А. Д. Кантемира, трагедиями А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина; в русской музыкальной культуре (в сочетании с другими художественными направлениями) - сочинениями М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина и др. Нормативная эстетика классицизма (свод "правил" поэтики дан в "Поэтическом искусстве" Н. Буало) предписывала строгую иерархию жанров ("высокие" - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина, и "низкие" - комедия, сатира, басня, жанровая картина), единство времени, места и действия (в драматургии), языковой пуризм. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность и ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором; изобразительному искусству - строгое развертывание сюжета (ведущий - исторический жанр), ясность и уравновешенность композиции, сдержанное цветовое решение. Поздняя стадия классицизма - стиль ампир.

Классицизм в музыке - это сочетание особой глубины и разнообразия содержания, ясности и простоты с исключительным совершенством и отточенностью форм. Музыкальный классицизм XVIII века называют "Венским классицизмом" и чаще всего связывают с именами трёх композиторов, живших и творивших в Вене - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. К Венской Классической Школе примыкает и Кристоф Виллибальд Глюк, начавший в Вене свою оперную реформу.

Венский классицизм

Понятие классицизма в музыковедении в хронологическом и содержательном отношении далеко не всегда совпадает с классицизмом как общеевропейским художественным направлением, сложившимся в середине XVII века. Классицизм в музыке - это так называемая Венская классическая школа 18-19 вв.: Гайдн, Моцарт, Глюк, Бетховен.

Венская классическая школа подытожила многие процессы, тенденции и явления, которые на протяжении долгого времени зрели и аккумулировались в европейском искусстве. Полифоническое письмо уступило место гармоническому складу с яркой мелодией и четким выверенным аккомпанементом. Сложились жанры классической инструментальной сонаты, квартета, симфонии.

В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что все в мире разумно, что на земле и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок; своеобразное равновесие истины и красоты - отсюда стремление к созданию идеального по форме произведения, где выверена каждая фраза, каждое предложение; с прозрачной фактурой и выразительной мелодией.

Говорить об общих характерных чертах надо осторожно. В самом деле, разве можно подвести под одну черту Корнеля и Расина, Глюка и Бетховена? Становление, развитие и наиболее полное воплощение принципов классицизма приходятся на период XVII-XVIII вв., охватывают практически весь художественный процесс и находят всестороннее теоретическое обоснование в эстетике классицизма и Просвещения. Стилевые составляющие метода классицизма неоднозначны, противоречивы и многообразны, даже в каждом конкретном виде искусства - будь то поэзия, живопись или музыка - налицо огромная амплитуда стилистических проявлений, борьба идей и идеалов.

Открытие классицизма заключалось в придании незаинтересованному созерцанию статуса мировоззренческой всеобщности. Сам предмет любования стал другим, преобразился. Уже не изящные статуэточки, не сцены галантного общения перед нами. Искусство классицизма мировоззренчески возвысило предмет любовного созерцания. Осознанно или не осознанно, оно стало выражать стремление к высочайшему идеалу совершенства, к райскому устроению души и жизни. Гайдн говорил, что Бог не будет обижаться на него, что он славит Его в новом светлом и ясном стиле.

Сложное, но наиболее полное, всеохватное определение классицизма дал Медушевский: "Генеральный принцип… - уже не молитва и не проповедь, а восторженное любование совершенством интенсивного развития в кристалле результирующей одномоментности, несущей в себе отблеск божественной красоты". [Медушевский В.В., статья "Христианские основания сонатной формы", Православный педагогический журнал "Глагол", 3.06.04]

Понять - значит продолжить, говорили романтики. И в самом деле они выявили своим слухом и осознали это скрытое в музыке гениев классицизма новое светоносно-огненное содержание. Григ усматривал в музыке Моцарта откровение высшей красоты и сравнивал ее с раем, из которого мы изгнаны грехами современной жизни. Какое высокое сравнение! Э.Т.А.Гофман пишет: "Моцарт вводит нас в глубину царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, - это скорее предчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах духов. Гайдн романтически изображает человеческое в жизни… Моцарт больше занимается сверхчеловеческим, чудесным, обитающим в глубине нашего духа [Гофман Э.Т.А. Музыкальные новеллы. - Петербург, 1922. - С. 56-57]. И Шуберт восторженно восклицает: "О, Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много таких благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах!" Сколь далеко это ощущение музыки как воплощения лучшей, нездешней жизни от изящных "багателей" - безделушек рококо! Багатели Куперена - всецело "здесь", а фортепианные концерты Моцарта явным образом выступают за пределы этого бытия.

Словно бы отстраненный взгляд классического искусства все же не является холодным и безучастным. Улыбышев хорошо это показал на примере моцартовских опер, отмечая необыкновенно теплое отношение композитора ко всем персонажам. Беспристрастная доброжелательность художественного взгляда есть то, что в первую очередь привлекает нас к классической музыке. Доставляемое классицизмом чувство светлой, безоблачной радости, словно бы освобожденной от тяжести нравственных размышлений барокко, полного ощущением моральной ответственности человека, как бы компенсировалось верой в нерушимую гармонию мироздания.

Жанры. В искусстве Венской Классической Школы окончательно кристаллизуются жанры классической симфонии, сонаты, концерта, квартета и т. п., классическая сонатная и вариационная формы, определяется новый тип оперного и симфонического оркестра, совершается реформа оперных жанров. В творчестве Венских Классиков универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности, одновременно в нём нашли развитие качества новых для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в этой музыке с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре художественного мира - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в процессе их взаимодействия.

Абсолютно классическая трактовка знаменитой симфонии отвечала всем эпитетам венского классицизма: гармоничность, стройность, соразмерность, безупречная логика и последовательность развития.

Создателем этого жанра является Й. Гайдн. Симфония - произведение, в котором выражаются философские основы эпохи. Каждое поколение вписывает новое содержание в рамки, предписанные Гайдном, но это содержание неизменно остается крайне значительным и касается самых основ бытия. Вступление к симфонии и во времена Гайдна, и позднее - это своего рода "микрофонная пауза" души, отражение внутреннего "я" современника, когда он как будто ни во что не погружен и ничем не занят. Вступление - своеобразная "сцена жизни", какой она предстает человеку-современнику, когда на этой "сцене" еще нет персонажей. Во вступлении звучит ведущая интонация, с которой человек обращается к миру и воспринимает его. Более двухсот лет прошло со времени создания "Военной" симфонии, и сегодня ее начало поражает размеренностью и покоем, разливающимся в неторопливой менуэтообразной теме. Жизнь для человека галантного века - это место общения, место встречи с людьми, поэтому в симфонических вступлениях Гайдна так часто слышится церемонная учтивость, видится вежливая заученность жестов, где поклоны чередуются с элегантными "променадами" - эта музыка не навязывает себя, а напротив, как бы прислушивается к происходящему…

Моцартовская симфония полностью лишена даже намеков на дивертисментность, еще вполне свойственную Гайдну, не говоря уже о майнгеймцах. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной музыке того времени. "Хафнер" и "Линцская", полные блеска и глубины, осуществляют целый переворот в области симфонии и показывают метаморфозу стиля Моцарта. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией.

Каждая из 9 симфоний Бетховена - целый мир, со своими идеями и законами. Вопреки распространённому мнению, настоящий Бетховен - вовсе не фанатик-революционер, готовый ради борьбы и победы отказаться от всего человеческого, а певец свободы и счастья, в пылу сражения не забывающий о цели, ради которой приносятся жертвы и совершаются подвиги. Для Бетховена активно-драматические сочинения и пасторально-идиллические - это две стороны, два облика его Музы: действие и размышление, борьба и созерцание составляют для него, как для всякого классика, обязательное единство, символизируя уравновешенность и гармонию природных сил. Это подтверждает "Пасторальная" симфония. Совершенно естественно в первой ее части "Воспоминаний о сельской жизни" звучат отголоски деревенской музыки: свирельные наигрыши, сопровождающие сельские прогулки и танцы поселян, лениво переваливающиеся напевы волынки. Однако рука Бетховена, неумолимого логика, видна и здесь. И в самих мелодиях, и в их продолжении проступают схожие черты: возвратность, инерция и повторность господствуют в изложении тем, в малых и больших фазах их развития. Ничто не отступит, не повторившись несколько раз; ничто не придет к неожиданному или новому итогу - все вернется на круги своя, включится в ленивый круговорот уже знакомых мыслей. Ничто не примет навязанного извне плана, а будет следовать заведенной инерции: всякий мотив волен неограниченно разрастаться или сойти на нет, раствориться, уступая место другому подобному мотиву.

Среди камерно - инструментальных ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и фортепьянные сонаты. Гайдном и Моцартом был разработал тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонии языка.

В клавирной музыке отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об исполнительском искусстве того времени с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Венскими классиками было создано большое число произведений других жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории, реквием и пр. заняли достойное место в мировой исполнительской практике.

Важная сфера его творчества венских классиков - музыкальный театр. Глюк провёл оперную реформу. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в "Идоменее", в "Свадьбе Фигаро". На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями ("Волшебная флейта"). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы "Дон Жуан". В единственной опере Бетховена "Фиделио" романтизм соединился с зингшпилем. Убежденный сторонник идеалов равенства и братства, выдвинутых Великой французской революцией, Бетховен выбрал сюжет о верной жене, избавляющей от тюрьмы и казни несправедливо осужденного мужа. Композитор необычайно тщательно отделывал оперную партитуру: он закончил Фиделио в 1805, сделал вторую редакцию в 1806 и третью - в 1814. Однако оперный жанр ему не удавался; до сих пор не решено: то ли Бетховену удалось все-таки преобразить зингшпиль в замечательную оперу, то ли Фиделио - это грандиозный провал.

Имена. Видный представитель венского классицизма, Диттерсдорф был одним из самых знаменитых композиторов своего времени.

Его перу принадлежат свыше 40 концертов, ряд камерно-инструментальных ансамблей, свыше 120 симфоний, в том числе 12 программных симфоний по "Метаморфозам" Овидия (около 1786 г.).

Музыка Диттерсдорфа характеризуется обилием ярких, неожиданных, остроумных эффектов, асимметричным строением фраз, широким использованием фольклора; лучшие из его поздних произведений примечательны богатством тематизма и насыщенностью изложения. С 1786 г. в Вене с успехом шли зингшпили Диттерсдорфа; особой популярностью пользовался первый из них - "Доктор и аптекарь". Кроме зингшпилей, Диттерсдорф также написал: оратории, кантаты, музыку для церкви.

Важный период в творческой деятельности Глюка связан с работой в области французской комической оперы для французского театра в Вене, куда он переехал после пребывания в ряде других стран. 5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории оперного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене "Орфей" Глюка на текст Кальцабиджи. Это было начало оперно-реформаторской деятельности композитора.

Для слушателей века Просвещения композитор Глюк был символом высоких гражданских чувств, строгости и силы. Его музыкальному стилю лучше всего подходит обозначение "революционный классицизм", то есть стиль, заключающий в себе идеал, стиль непреклонный и зовущий к действию. Устремления Глюка-классика поддерживало его увлечение древнегреческой трагедией, которое разделяли многие современники.

Йозефа Гайдна (1732-1809) - принято считать первым венским классиком. Жизненный и творческий путь Гайдна был на редкость долгим. При Гайдне протекала деятельность мастеров Барокко Генделя и Баха; Моцарт, словно ослепительная комета, осветил своим присутствием жизнь композитора. Музыкальная культура Великой французской революции сложилась тогда, когда Гайдн уже достиг наивысшей творческой зрелости. При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. При Гайдне начал свою творческую жизнь романтик Франц Шуберт. На этом столь продолжительном творческом пути, будто пролегающем сквозь разные пласты художественной культуры, Гайдн проявлял удивительную самостоятельность.

Разум - Бог просвещения - определил рационалистическую основу творчества Гайдна. Он был достойным сыном того великого поколения, к которому принадлежали Дидро, Руссо, Шиллер и Лессинг. Музыка Гайдна почти всегда пронизана оптимизмом, радостью бытия. Бодрая, жизнерадостная, уходящая своими корнями в народное творчество, она привлекает своей непосредственностью, искренностью и энергией. Йозеф Гайдн был образцовым сыном своей эпохи: он был, выражаясь современным языком, отчаянным трудоголиком: не знал уныния, никогда не жаловался на судьбу, искал во всём светлые моменты и даже из частички радостного умел делать всеобщий грандиозный праздник. Может показаться удивительным, но это действительно так: Гайдн многие годы был ограничен в своих действиях, он не был свободным человеком, так как работал и жил в имении князя Эстергази, и в силу служебных обязанностей был тенью своего хозяина. Музыка сопровождала князя ежедневно, режим композитора и руководителя княжеской капеллы целиком и полностью зависел от жизненного алгоритма Эстергази, но как истинный сын своего века, он никогда не знал уныния и не сетовал на судьбу. Во всем человек Просвещения находил светлые стороны: он был убежден, что чтение, музыка, общение с детьми и друзьями вполне могут создать иллюзию счастья, в которой так нуждается каждый. Музыка Гайдна идеально передает эту "философию радости" и чаще всего опирается на музыку светского досуга, связанную с самыми счастливыми минутами бытия. Это музыка охоты, музыка балов и маскарадов, музыка серенад и дивертисментов, народные песни и танцы, менуэты блестящие и простодушные, и, конечно, комическая опера с ее радостным оживлением и бьющей через край энергией. Первая часть Симфонии №48, названная в честь австрийской императрицы "Мария-Терезия", прекрасно передает приподнятую атмосферу музыки Гайдна, ее неизменную бодрость и остроумие.

В музыке Вольфганга Амадея Моцарта гармонично сочетаются культ разума, идеал благородной простоты и культ сердца, идеал свободной личности. Стиль Моцарта всегда считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и постине аристократической изысканности. Г.В. Чичерин писал: "Ни один композитор так не утончён, не требует такой музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к Леонардо да Винчи. "Джиоконда" есть музыка Моцарта в красках" [Г. Чичерин, исследовательский этюд "Моцарт", Л. "Музыка", 1979, с.219].

Среди огромного количества произведений, созданных гением Моцарта, оперы - любимые детища. Какая богатая галерея жизненных образов выведена в моцартовских операх. Возвышенные и комические, нежные и озорные, умные и простоватые - все они изображены естественно и психологически достоверно.

Совершенство творений Моцарта, поэтичность музыкальных образов и драматический талант в своё время открыли двери музыкального театра перед юным П.И. Чайковским, который в последствии писал: "Моцарт - есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки... то, что мы называем идеал".

Людвига ван Бетховена называли "Титаном". Художник - титан и человек - титан, который в искусстве и в жизни противостоял ударам судьбы, выступал против косности и посредственности, поддерживал идею свободы и равенства. В юности, горячо воспринявший идеи французской революции, Бетховен в своих сочинениях отразил героику революционной борьбы, мощное дыхание пробудившихся масс.

Бетховен считал искусство делом огромной человеческой значимости. "Свобода и прогресс - вот цель искусства как и всей жизни", - говорил Бетховен.

Бетховен продолжатель традиций Моцарта. Но его музыка приобретает совершенно новые выражения: драматизм в музыке доходит до трагизма, юмор - до иронии, а лирика становится откровением страдающей души, философским размышлением о судьбе и мире. Фортепианная музыка Бетховена - образец художественного вкуса. Современники часто сравнивали эмоциональный настрой сонат Бетховена с патетикой трагедий Шиллера. Для фортепиано у Бетховена написано 32 сонаты. Широкой известностью пользуются: "Патетическая", "Лунная", "Аврора", "Аппассионата".

Музыка Бетховена поражала современников своей смелостью в передаче эмоциональных состояний, вулканом страстей и величественным спокойствием философских раздумий.

М.И. Глинка считал Бетховена вершиной Венского классицизма, художником, наиболее глубоко проникнувшим в глубины человеческой души и в совершенстве выразившим её в звуках. Бетховен же говорил: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой!".

Прекрасное у Бетховена прорывает оболочку классицистского аффекта, оно созидается и созидает, не заботясь о соразмерности конструкций. Впервые музыка выходит на рубежи социальной драмы, в которой индивидуальное чувство подчинено грандиозной общественной "сверхзадаче". Весьма примечательно, что стиль Бетховена не был до конца воспринят ни Гете, ни Гегелем: Гете находил у него "чрезмерное обилие прекрасных деталей", противоречащее натурфилософскому духу Просветительства; абстрактные тождества гегелевского "абсолютного духа" казались бледными и схематичными в плебейски-полнокровной жизненности бетховенского симфонизма.

Между тем века классицизма уже отступали; в беспрецедентной полистилистике "Дон Жуана", в бунтующем духе "Эгмонта" угадывалось столетие романтизма с его трагической иронией, неустроенностью художественного сознания, свободой лирической интимности.

2. Общая характеристика творчества Й. Гайдна. Его историческое значение. Основные жанры творчества.

Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Он с удивительной чуткостью воспринимал народные мелодии различного происхождения, характер крестьянских танцев, особый колорит звучания народных инструментов, какую-нибудь французскую песенку, ставшую популярной в Австрии. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией. «В залы дворцов, где обычно звучали его симфонии, с ними ворвались свежие струи народной мелодии, народной шутки, нечто от народных жизненных представлений» (Т. Ливанова, 352).

Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка [1], но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна. Гармоничный и ясный взгляд на мир доминирует и в его музыке, и в мироощущении. Он всегда был общителен, объективен и доброжелателен. Источники радости он находил повсюду – в жизни крестьян, в своих трудах, в общении с близкими людьми (например, с Моцартом, дружба с которым, основанная на внутреннем родстве и взаимном уважении, благотворно сказались на творческом развитии обоих композиторов).

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

Детские годы

Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе.

Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику (Франку), служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой присоборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку. К сожалению, в капелле ценили только голос мальчика, поручая ему исполнение сольных партий; композиторские же наклонности, пробудившиеся уже в детские годы, остались незамеченными. Когда голос начал ломаться, Гайдна уволили из капеллы[2].

1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками (изредка удавалось найти частные уроки или поиграть на скрипке в бродячем ансамбле). Но одновременно это были и счастливые годы, полные надежд и веры в свое композиторское призвание. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия