Студопедия — Деятельность Дзержинского во главе Деткомиссии ВЦИК.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Деятельность Дзержинского во главе Деткомиссии ВЦИК.






 

Итак, 10 февраля 1921 года ВЦИК выпустил декрет, который объявлял о создании Комиссии по улучшению жизни детей. В отличие от всех предыдущий временных ведомств, эта комиссия напрямую подчинялась ВЦИК, и ее председатель так же назначался ВЦИК. В состав новообразованной комиссии входило шесть членов: от наркомата продовольствия, от наркомата просвещения, от рабоче-крестьянской инспекции (орган государственного контроля), наркомата здравоохранения, от ВЧК, от Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов. Члены комиссии так же утверждались ВЦИК[64]. Позднее в комиссию так же вошли представители железнодорожного отдела ЦК РКП(б), отдела правовой защиты детей, ЦКПрос (ЦК профсоюза работников просвещения), ЦК ВЛКСМ (Союз молодежи) и Центрального совета физкультуры и спорта[65].

12 февраля декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК». Любопытно, что, по сути, решение о создании такой комиссии было принято уже на предварительном пленуме ЦК РКП (б) от 26 января того же года, и пленум безоговорочно решил принять как «сущность предложения», так и «кандидатуру тов. Дзержинского»[66].

Любопытно, что глава наркомпроса, А.В. Луначарский, в своих воспоминаниях[67] отмечает, что инициатива создания комиссии исходила от самого Дзержинского. Луначарский не называет никакой конкретной даты, но имеется лишь косвенная датировка, - речь идет о «репутации Дзержинского», сложившейся к 1922 году. Таким образом, речь идет скорее всего о начале 1921 года, что соотносится с датой основания Деткомиссии ВЦИК и словами Луначарского. Итак, согласно воспоминаниям Луначарского, Дзержинский в один из дней позвонил ему на работу, в наркомпрос, и сообщил, что хотел бы увидеться для детального обсуждения одного вопроса. Сам по себе служебный визит главы ВЧК в наркомпрос был делом необычным, - Луначарский подчеркивал, что два эти ведомства вряд ли могли бы пересечься по работе. Таким образом, действительно кажется, что идея создания Деткомиссии на базе ВЧК не могла принадлежать никому из сферы образования.

Дзержинский заметил Луначарскому, что, по его мнению, Наркомпрос не в состоянии один справиться со столь трудной проблемой, и поэтому на борьбу с беспризорностью необходимо бросить так же и силы ЧК. Он так же отметил необходимость создания комиссии при ВЦИК, при «деятельном участии наркомпроса», куда следует привлечь все ведомства, которые могли бы быть полезными в этом деле. Любопытна аргументация, которую Дзержинский выдвигает в пользу участия в этом деле ВЧК: «я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречается и халатность и даже хищничество!». Логично сделать вывод, что Дзержинский осознавал два обстоятельства, а именно:

 

1) То, что принятые советским правительством меры по борьбе с беспризорностью не являются функциональными, в силу громоздкости и непродуманности системы ведомств.

2) То, что конкретные распоряжения на местах не выполняются частично или полностью игнорируются, что неминуемо требует репрессивного вмешательства.

 

Дзержинский приступил к работе практически сразу, так как осознавал всю чрезвычайность проблемы. По его мнению, детская беспризорность проступает в самых различных формах, - это не только лишенные крова и пищи дети, следствием чего является чудовищная смертность среди подрастающего поколения, но еще и такие явления, как «детская преступность и проституция»[68].

10 февраля датируется приказ по ВЧК № 23[69], направленный председателем ВЧК всем местным отделам Чрезвычайно комиссии. Дзержинский особенно подчеркивал, что «чрезвычайные комиссии не могут остаться в стороне от этой заботы, и они должны помочь всем, чем могут, советской власти в ее работе по охране и снабжению детей…». Особенно примечательно следующее замечание Дзержинского в том же циркулярном письме о том, что в годы войны советская власть не могла обеспечить детей, и этим часто занимались люди, которые, по сути, были «врагами пролетарской революции, чуждые ей и пролетарским детям». Это еще раз укрепляет нас в мыслях о том, что Дзержинский в своих суждениях о деятельности советского правительства, направленных на заботу о детях, был далек от одобрения. Однако было бы ошибкой считать, что Дзержинский задумывал организованный террор против «врагов» в этой области. Возлагая на местные органы ЧК тщательную работу по подбору ответственных сотрудников для выполнения нелегкой работы, Дзержинский в отдельном пункте настаивает на том, что «ЧК должны не вмешиваться, а помогать органам, на которых лежит обязанность заботы о детях». Таким образом, речь, конечно, не шла об «охоте на ведьм» в сфере образования и социального обеспечения.

В целом, Дзержинский четко выделяет перед сотрудниками ВЧК следующие направления деятельности:

1) Сотрудники ВЧК должны тщательнейшим образом собрать сведения и информировать местные исполнительные комитеты о ситуации с детьми, о состоянии детских домов, санаториев, больниц etc.

2) Необходимость контроля за выполнением мер по детскому питанию и снабжению, а так же изыскание способов выполнения всех постановлений по этим вопросам в случае, если таковые не выполняются. Так же – контроль за тем, чтобы здания, предназначенные для детей, никем не отбирались, были в приличном состоянии (проведение ремонта – в случае необходимости), а так же не имели бы недостатка в топливе.

3) жестко карать все случаи нарушения путем информирования местным исполнительных комитетов, а так же передаче дел в революционный трибунал, а, в случае особой тяжести преступления, - гласному разбирательству.

По всем этим пунктам необходимо было дать полный отчет в двухнедельный срок.

Принимая во внимание замечания своего заместителя по комиссии, В.И. Корнева, о том, что у ЧК нет сил на борьбу с беспризорностью, так как вся энергия направлена на борьбу с контрреволюцией, Дзержинский делает особое пояснение, что «забота о детях есть лучшее средство истребления контрреволюции». Это подтверждает нашу точку зрения, высказанную в предыдущем разделе. Губернскими уполномоченными Деткомиссии ВЦИК стали в основной своей массе председатели губернских ЧК[70], в некоторых случаях – они становились заместителями председателей[71]. Так или иначе, Деткомиссия ВЦИК перешла под опеку ВЧК почти полностью.

Первое заседание Деткомиссии прошло в здании ВЧК (Большая Лубянка, 11). На нем Дзержинский сразу же подчеркнул необходимость подключения к борьбе за улучшение жизни детей всевозможных общественных организаций. Обратился он, в частности, к Комсомолу, заметив, что комсомольцам было бы хорошо периодически инспектировать детские учреждения[72].

При том, что в целом начало работы комиссии было положительным явлением, однако необходимо отметить и ряд недочетов: уже в апреле того же года стало известно об откровенном саботировании и противодействию приказу № 23. Так, к примеру, из города Тамбова к Дзержинскому пришла телеграмма, в которой местный губернский уполномоченный по улучшению жизни детей отмечал, что «губчека тормозит» деятельность, причем «особым отделом занят дом, отремонтированный детской больницей, заняты огороды, земля, отведенная под огороды детучереждения»[73].

Дзержинский, стремясь искоренить всяческую ведомственную волокиту, немедленно отреагировал на это известие, телеграфировав председателю Тамбовского губчека Я.А. Левину. Он приказал немедленно разобраться в сложившейся ситуации, напомнив при этом, что «вопрос улучшения жизни детей – один из важнейших вопросов республики»[74]. Разумеется, что невнимание Левина к этому делу могло бы сойти за «контрреволюционную деятельность», и итоги были бы понятны. Таким образом, жесткими, но в целом оправданными мерами Дзержинский регулировал ситуацию.

Однако из описанного казуса примечательно сделать вывод, что иногда губернские уполномоченные и местные органы ЧК работали не в тесном содружестве, но, напротив, мешали друг другу. Есть возможность предположить так же, что председатели местных ЧК, занимая должность губернских уполномоченных, в известной мере использовали свое положение. Очевидно, что подобные случаи не были редкостью. 6 сентября 1921 года вышел Декрет СНК за подписью Ленина, в котором отмечалось, что «принудительное выселение из помещений», занятых детскими учреждениями, «признать допустимым лишь в исключительных случаях в обстановке военных действий». Уплотнение детских учреждений было признано возможным лишь в случае несогласованного занятия ими помещений. Кроме того, детские учреждения нуждались в скорейшем ремонте, и необходимость проведения этого ремонта, ответственность за который возлагалась на ВСНХ, наркомат финансов и оргкомитет государственных сооружений[75].

Примечателен и такой факт. В историографии особо подчеркивается, что Дзержинский сам постоянно стремился принять самое деятельное участие в заботе о детях. Выражалось это в том, что он лично отдавал своему секретарю массу поручений. Записки были такого содержания: «120 тыс. кружек, нужно сшить 32 тыс. ватных пальто, нужен материал на 40 тыс. платьев и детских костюмов, нет кожи для подошв к 10 тыс. пар обуви»[76]. Такие же распоряжения касались и яслей, состава рабочего персонала, количества кроватей для грудных детей и так далее. Все это заставляет еще раз задуматься о том, что деятельность по улучшению жизни детей сталкивалась с определенными трудностями и волокитой, почему работа и была неудовлетворительна, решения не выполнялись, и Дзержинский вынужден был самостоятельно контролировать весь процесс вплоть до самых мелочей, как то ясли, обувь и платья. Вместе с тем, такой детальный контроль позволял председателю Деткомиссии держать в поле зрения каждую принимаемую меру. Принимая во внимание тот факт, что теперь любое саботирование могло быть признано контрреволюционным действием, и сведения об этом прямиком направлялись в ЧК, можно думать, что работа начала стабилизироваться.

28 сентября 1921 года Дзержинский, вслед за декретом СНК от 6 сентября, издает по ГПУ приказ, в котором чекистам строго предписывалось оказывать помощь уполномоченных по улучшению жизни детей. Необходимо было очистить детские учреждения от структур, которые занимали их, препятствовать уплотнению детских учреждений, а так же «возвращения или передачи в арендное использование бывших частновладельческих помещений», которые были отданы под детские учреждения[77].

Еще в 1921 году вышел декрет СНК за подписью Ленина, в котором была поставлена задача по обеспечению детских учреждений продовольствием и продуктами питания. Контроль за организацией этого обеспечения была возложена на наркоматы продовольствия и просвещения[78].

На практике, однако, это мало помогло сложившейся ситуации. Детские дома обеспечивались плохо, продовольствия не хватало: голод было победить не так легко, осенью вновь обнаружился чудовищный недостаток следствие неурожая. Число детей, погибших от голода, доходило до 7,5 млн, а нуждающихся – до 6 млн[79]. Внутри ВЧК употреблялись все средства для решения проблемы. Вот одно из служебных документов ВЧК за 1922 года: «Бюро ячейки Всероссийской и Московской чрезвычайных комиссий доводит до сведения всей молодежи, что, согласно постановлению общего собрания всей молодежи ВЧК и МЧК от 11 января 1922 года, будет производиться ежемесячное отчисление однодневного пайка хлеба в пользу интерната для голодных детей Поволжья»[80].

Это побудило председателя Деткомиссии ВЦИК в марте 1923 года через газету «Известия» обратиться к населению СССР с воззванием «Все на помощь детям». Вообще, надо сказать, что подобного рода документы от имени Дзержинского весьма и весьма редки. В 1924 году он напишет И.В. Сталину о такого рода публицистике, как о «несвойственном мне деле - писать статьи и вести печатную полемику»[81]. Однако ситуация вынудила прибегнуть к этому средству. В довольно сухой и лаконичной по своей стилистике форме, Дзержинский признается, что существующие детские дома не в силах вместить весь поток беспризорных детей. Детям, причем не только беспризорным, но, зачастую пусть и имеющим родителей, но все равно проживающим в крайней бедности, необходима помощь, в том числе и квалифицированная медицинская.

Обращение адресуется всем гражданам СССР, а так же к международным организациям (связанным с Коминтерном). Учитывая все сложившиеся обстоятельства, Дзержинский предлагает с 30 апреля по 6 мая организовать «Неделю беспризорного и больного ребенка». За эти семь дней планировалось собрать добровольные пожертвования и помощь от частных лиц и организация в пользу страдающих детей[82].

Неделя ребенка была положительной мерой, впоследствии такие недели проводились еще не раз. Определить точный объем собранного груза помощи затруднительно, так как для этого необходимо поднимать значительную массу архивных документов. Поддержка носила самый разнообразный характер. Следуя замыслу Дзержинского – «Не стесняйтесь ни формой, ни размером вашей помощи» - люди старались помочь, кто чем может. Деятельность в этом направлении можно проследить на примере организации недели ребенка в Чувашии. Там была образована специальная комиссия (в составе членов крестьянского комитета взаимопомощи, а так же представителей разнообразных организация, как то – обком партии, политпросвет, союз молодежи и так далее), которая обратилась через газету «Чувашский край» к населению с такими словами: «Надо надеяться, что все граждане примут в проведении этой недели горячее участие и окажут посильную помощь беспризорному и больному ребенку[83]… Поддержка может выражаться в самых разнообразных формах: в виде денежных пожертвований, в отчислениях от заработка, в пожертвованиях материалами и предметами ухода для этих учреждений. Союз работников искусств должен помочь постановкой спектаклей и концертов. Союз работников просвещения – агитацией среди населения в пользу беспризорного ребенка. Хозяйственные органы <…> должны поставить себе задачей помочь хозяйственному укреплению детских учреждений путем создания при них мастерских, огородного и полевого хозяйства…»[84]. Исследователь Плеханов подсчитал, что полученные по всей стране во время проведения недели средства были распределены следующим образом: 80% пошло в пользу уже созданных учреждений, и 20% отчислялось на создание новых[85].

Как итог, на примере той же Чувашии, можно показать следующие достижения: «в Чувашобласти для беспризорных детей имеется 25 детских домов, в них воспитывается 1973 детей; 3 дома матери и младенца, детей в них в настоящее время находится – 73; открываются 2 санатории на 70 человек и 5 яслей на 150 человек. Только в 3 детских домах области имеются оборудованные мастерские – сапожная, столярная и пошивочная. Число беспризорных детей в нашей области – 68835. Последгол[86] выделяет ежемесячно 2900 дополнительных детских пайков»[87].

Проблема носила двоякий характер. С одной стороны, число беспризорников было несопоставимо больше того, что могли вместить детские учреждения. Однако же эти детские учреждения требуют финансового и иного обеспечения, на что так же необходимо расходовать средства. Таким образом, создание новых детских учреждений было нецелесообразным, так как средств на их содержание все равно не хватило бы, и дети, приписанные к такого рода учреждениям, мало что приобретут. Одновременно с этим необходимо было каким-то образом сокращать число беспризорников, лишенных крова. Оставалась и проблема детей, имеющих родных, но все равно лишенных средств к существованию.

Однако и положительные результаты были налицо. В период 1921 – 1922 г.г. в Поволжье питание и одежду получили 5 млн. детей, 150 000 – эвакуировано в регионы с более налаженной системой пропитания, и 200 000 – приняты на содержание РККА и прочими организациями[88]. В отношении эвакуации детей вообще следует заметить, что тут так же есть значительная доля усилий Дзержинского, который с 14 апреля 1921 года является так же наркомом путей сообщения РСФСР[89]. Так, 30 июля он уже подчеркивал необходимость мер по налаживанию железнодорожного транспорта для спасения «женщин и детей»[90].

Число приемников-распределителей, в которых беспризорникам оказывалась помощь и в которых они подготавливались к переводу в стационарные учреждения, так же неуклонно росло. Если в 1921 году их 175, то к 1926 году (когда скончался Дзержинский) число это выросло более чем на сотню – действовало порядка 284 такого рода учреждений[91].

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия