Инвенция
Тема. В области тематики очерк не имеет ограничений. Предмет изображения в очерке – всегда современность, жизнь людей во всем ее разнообразии: труд, образование, семья, быт, отдых, международные связи. Такое же тематическое разнообразие свойственно и информационным жанрам. Разница заключается в подаче темы и формулировании ее. Уже этот начальный этап – выбор и формулировка темы – должен показать, что автор собирается изложить выбранную тему в жанре путевого очерка. В чем же своеобразие определения тематики очерка? Во-первых, на начальном этапе тема определяется в общих чертах, может корректироваться по ходу развертывания маршрута и даже изменяться в зависимости от наиболее сильных впечатлений автора. Во-вторых, тема путевого очерка обычно не ограничивается одним событием, а включает описание мест, событий, людей, с которыми автор знакомится на протяжении всего пути. В общих чертах тему путевого очерка можно сформулировать следующим образом: описание наиболее ярких и интересных эпизодов и впечатлений за время маршрута. Так, тема представленного в пособии очерка В. Пескова «Кормилец Севера» – описание автором жизни тундры зимой. Когда тема намечена, требуется накопление впечатлений, материала, фактов. Следует заметить, что отбор материала в путевом очерке (ПО) гораздо более свободен, чем, например, в информационных жанрах, и менее предсказуем, поскольку автор может выбрать наиболее яркий и выразительный материал. Для эффективного раскрытия темы служат «общие места». Какие же из них наиболее часто используются в данном жанре? 1. Род и вид. Ни один ПО не обходится без использования данного «общего места». Всестороннее раскрытие темы в ПО невозможно без указания данных отношений. Например: «Предпочтение они (олени) отдают тем же грибам (род), что и люди, – подберезовикам, подосиновикам, маслятам (разновидности)». 2. Целое и части. В смысловом и структурном отношении данный топос является незаменимой частью ПО. Используется такое «общее место» и при создании портрета героя, и при описании пейзажа, и при подробном изложении действий и поступков героев. Это дает возможность детально и ярко показать увиденное автором. Песков использует данный топос для доказательства исключительной роли оленя в жизни на Севере. Например: «Олени –это пища: мясо и молоко. Шкуры оленьи – это одежда, обувь, одеяла, мешки, ремни и покров для жилищ. Олень –это транспорт в бескрайней тундре. Оленья кровь – средство против цинги». Последовательное описание составных частей помогает создать отдельный микротекст, продолжающий развертывание темы и способствующий ее раскрытию. 3. Обстоятельство. Можно выделить следующие разновидности этого топоса: указание места, микротекст-пейзаж, указание времени. Указание места выражает суть и назначение ПО. Это может быть конкретное географическое название. Например: «На Аляске мы наблюдали потерявшегося недельного возраста олененка». Возможно также описание увиденного без конкретного названия места: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна». В ПО микротекст – пейзаж, несомненно, является и необходимым элементом содержания, и украшением жанра, поэтизирующим его. В каждом ПО обязательно присутствует прямое или косвенное указание на время. Без данного «общего места» этот жанр может не состояться. Например: «Но жизнь, когда присмотришься, все же тут теплится и зимой». Данный топос может включать в себя указание на количество дней, проведенных автором в пути, неоднократное указание времени, позволяющее связать в единое текст («сначала», «в течение трех дней», «спустя время», «затем»). 4. Свойства. Данное «общее место» тесно связано с введением в любой очерк «публицистического героя», это понятие может быть представлено и «героем-человеком», и «героем-животным», и «героем-городом», и «героем-автором». Суть «публицистического героя» состоит в скрещении двух координат: объективного и субъективного. Объективность создается тем, что герой выражает социальную ситуацию, субъективность же – личным впечатлением автора. Характерное в герое ПО раскрывается лишь на основе его поступков, качеств, значимых действий. В анализируемом очерке В. Пескова «Кормилец Севера» таким героем является олень, образ которого передается через авторское восприятие. Последовательно, тщательно выписывает автор свойства своего героя. Например: «Зимний снег для оленя – препятствие небольшое. Копыта раздвоены и широко раздвигаются. Кроме того, задние «пальцы» копыт находятся вровень с передними (внешняя характеристика), с первыми холодами начинают олени свои великие кочевья, идут проторенными тысячелетними путями, на которых встречаются горы, встречаются реки (действия)». 5. Определение. Поскольку путевой очерк содержит в себе несколько микротекстов, то определение появляется в данном жанре неоднократно, раскрывая содержание каждого нового смыслового отрезка. Автор, используя определение, показывает предмет речи с тех позиций, которые соответствуют его замыслу. В путевом очерке можно обнаружить все виды определений. Например, определение, построенное на родовых-видовых отношениях: «ягель – малопитательная, лишенная белка и солей растительность». Определение, включающее в себя свойства предмета: «Грибы – самое большое лакомство и самый питательный корм коренных северян» (наряду с родовыми-видовыми отношениями в определении перечисляются свойства). Интересно и выразительно определение метафоричное, которое часто встречается у В. Пескова: «Следом за ними движутся волки– “постоянные пастухи” диких оленьих стад» или «Олень на Севере – это сама жизнь». 6. Причина – следствие. Чаще всего этот топос используется в аргументирующей речи. Так как для ПОхарактерны различные виды доказательств, причинно-следственные отношения являются компонентом текста данного жанра. Например, В. Песков, выдвигая в качестве тезиса мысль, что добывание корма для оленей – занятие тяжелое, описывает причины этого: «надо разрывать снег», «смертельна для стада оттепель». 7. Сопоставление. Поиски общего и противоположного между явлениями создает возможность особого структурирования текста. Вот отдельный микротекст в анализируемом ПО: «Олени дикие от домашних разительно отличаются величиной, статью и бодростью, хотя живут примерно в равных условиях. Но дикий волен, а покоренный его собрат служит людям, ничего не получая взамен. Отсюда хилость, маленький рост и тихая грусть в больших миндалевидных глазах...» Таковы внутренние «общие места» путевого очерка. Кроме внутренних «общих мест» в путевом очерке используются и внешние топосы, к которым относятся: ü статистические данные: «...число диких северных оленей сократилось в пятнадцать (!) раз»; ü цитаты из научных сочинений, газет, журналов, художественной литературы: «Константин Симонов в своих дневниках приводит забавный рассказ полковника...»; ü исторические справки: «Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра...» («Слоновая пристань в Амбере»); ü хроникально-информационные вставки; ü описания географического характера: «Настоящую слоновую пристань встретили мы близ Джайпура в городке Амбер. Над городком, на горе, открытая солнцу и ветрам из пустыни, стоит старинная крепость– дворец великих Моголов». Работа над очерком требует большого, всестороннего и тщательного изучения вспомогательных материалов. Итак, этап инвенции в путевом очерке сохраняет ту же структуру, что и в других жанрах, но журналист наполняет ее по-своему, придавая индивидуальные черты, свойственные только жанру путевого очерка. Это своеобразие заключается в следующем: ü автор всегда накапливает материал не за письменным столом, а по ходу маршрута. И здесь очень важна его наблюдательность, острота зрения, в какой-то мере интуиция (что из увиденного затем войдет в очерк); ü автор изучает вспомогательный материал, способный помочь раскрытию темы; ü автор собирает объективные данные, присоединяя к ним известную долю субъективности в описании мест, событий; ü автор формулирует тему с учетом маршрута, отбирает наиболее важные, существенные характеристики предварительно и во время пути, на основе тщательного знакомства с возможно более широким кругом фактов, мнений, личных впечатлений, наблюдений, пользуясь при этом «общими местами». Все разнообразные материалы путевого очерка, все его образы собираются вокруг главной задачи: изобразить, создать единое впечатление о том, что автору показалось интересным, занимательным.
|