Языковые особенности очерка
«Я» героя в путевом очерке выражается и при помощи форм чужой речи. Наблюдения за текстами показали, что почти во всех путевых очерках используется прямая речь, во многих – косвенная, в некоторых – диалоги, иногда –несобственно-прямая речь. Но самое распространенное средство включения чужой речи в путевой очерк – все-таки прямая речь. Остановимся подробнее на ее функциях. Например, в очерке Пескова прямая речь встречается два раза: 1) «На Аляске старый речник-капитан рассказал: «Было время – на сутки, а то и больше останавливали пароходы, чтобы дать оленям преодолеть Юкон» (Цель введения прямой речи – придание большей достоверности информации и усиление впечатления); 2) «Константин Симонов в своих дневниках приводит забавный рассказ полковника об оленьем транспорте на войне. “Неприхотливое животное олени! Такие неприхотливые, что ничего, кроме своего ягеля, не жрут. А где его возьмешь, этот ягель?..”» (Прямая речь – цитата призвана передать свидетельства очевидцев). Учитывая систематичность включения прямой речи в очерк, важно обращать внимание на соотношение форм чужой речи, умелый отбор высказываний: они должны быть законченными по смыслу, желательно интересными по форме, характерологичными. В плане лингвистическом путевой очерк отличается разнообразием использования языковых и речевых средств. Подобная возможность связана с тем, что именно в очерке сочетаются элементы художественного и публицистического стилей. Кроме того, в очерке ярко проявляется личностное «я» автора, что дает возможность более свободного использования языковых средств в отличие, скажем, от информационных жанров. Исследователи языка очерка отмечают неограниченность словарного состава текста этого жанра, включающего в себя все пласты лексики. Было подсчитано, что в очерке на 30 слов общеупотребительных используется 1 разговорная единица (в репортаже: на 450 – 1), то есть в очерке разговорной лексики в 15 раз больше, чем в репортаже. Нейтральной лексики в очерке больше, чем книжной (использующейся для создания торжественности). Все лексические пласты в путевом очерке выступают в основной номинативной функции, являясь средством раскрытия темы. Бытовые слова и выражения, разные формы включения профессиональных слов – источник для создания непринужденности, жизненности авторского повествования и для построения речевых портретов персонажей. Синтаксис путевого очерка отличается своеобразием и многообразием своих проявлений. Одна из наиболее частых синтаксических конструкций, используемая в путевом очерке, – вставные конструкции. Например: «Потом выясняется: с рогами – самки. (У других оленей самки рогов не имеют.)» Сообщая эти добавочные сведения, автор как бы предоставляет возможность читателю самому сделать вывод об особенностях этих животных. В путевом очерке вставные конструкции носят именно такой добавочный, пояснительный характер: «С этой силой оленье сердце (загадка: в нем косточка) состязаться не может». Использование вставных конструкций, не являющихся грамматически членами предложения и прочитывающихся быстрее, чем основное предложение, позволяет избежать разъяснений, перегружающих текст. Создает специфику жанра группа контактоустанавливающих вставных конструкций: в них открытая форма авторского «я», мир его чувств и переживаний. Автор выходит на самый прямой разговор с читателями. Например: «По этой причине, а также от беспокойства (сколько пришлого люда в тундре!) и разрушения техникой пастбищ число диких северных оленей в этом веке сократилось в пятнадцать (!) раз». При помощи данной вставки автор выражает свою тревогу за происходящее на Севере. Обратите внимание: для того, чтобы приблизиться к читателям, автор использует в путевом очерке вопросительные предложения: «Чем они для них привлекательны? Ответа на этот вопрос мы у нефтяников не получили». Естественно, что богатый язык очерка предполагает использование сложных предложений с деепричастными, причастными, сравнительными оборотами, различными видами придаточных. Но выбор их зависит от индивидуальной манеры очеркиста. Так, В. Песков в своих очерках чаще пользуется простыми осложненными предложениями, что приближает его изложение к устной разговорной речи. Частым его приемом является использование инверсии. Например: «Перезимовав в менее ветреной лесотундре, весной олени начинают обратный поход на любимый свой Север. (Простое предложение с деепричастным оборотом. Инверсия – «любимый свой Север».) Следом за ними движутся волки – постоянные «пастухи» диких оленьих стад (простое предложение с приложением). Здорового оленя волк не догонит (простое предложение)». В анализируемом очерке «Кормилец Севера» автор применяет прием использования в начале каждого абзаца однотипного по структуре простого предложения, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены существительными. Из 18 абзацев 5 начинаются именно так, и подобные предложения встречаются в тексте. Например: «Взрослый олень – тоже само совершенство в противостоянии северу. Добывание корма – занятие тяжкое. А главный корм у оленей своеобразен – лишайник ягель, малопитательная, лишенная солей и белка растительность» и др. Данные конструкции способствуют емкому выражению основной мысли. Кроме рассмотренных конструкций очерку свойственно использование неопределенно-личных предложений. Частое употребление их связано с введением образа автора, когда нет прямого указания на авторское присутствие (я, мы), но авторское присутствие ощущается очень явно. «Вбегаешь по ступенькам на возышенье, и слон с твоим номером уже стоит “у причала”»; «Стараясь его не пугать, сделали круг» (Из очерков В. Пескова). С введением в текст очерка микротекстов-пейзажей связано использование номинативных предложений, обладающих, кроме значения описательности и бытийности, добавочными оттенками: непосредственного восприятия («Облако пара, и под ним что-то темное»), указания («Это стадо оленей!») или эмоциональной оценки: «Ба! Да это ж рога!» Все эти примеры раскрывают особенности языковых изобразительных средств очерка. Все используемые конструкции позволяют живописнее, ярче и точнее облечь мысли в слова, помогают выделить основные, с точки зрения автора, моменты, отдельные тематические фрагменты.
|