Студопедия — ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. 1. Что может стать темой публицистического эссе?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. 1. Что может стать темой публицистического эссе?






1. Что может стать темой публицистического эссе? Назовите предмет, факт, явление современной жизни, размышление о котором (субъективное) может вызвать активный интерес читателя молодежной газеты.

2. Используйте прецедентный текст – афоризм В.А. Сухомлинского – для индивидуально-авторской интерпретации: «Воспитание невозможно, если нет стремления к самовоспитанию».

Сформулируйте тему эссе, подчеркнув своеобразие, личностный характер избранного вами подхода к решению темы. Попробуйте найти риторическую фигуру (подобие, противопоставление), которая может стать художественно-смысловым центром эссе.

В начало

 

Глава 3

СЛОВО

 

«Слово» – термин, обозначающий жанр публицистики. Известен и описан как жанр ораторской речи. Выделение «Слова» в качестве специального газетного жанра считается вопросом спорным [60]. Однако для становления русской национальной публицистики и художественной прозы – это жанр основополагающий. «Слово»– в древнерусской литературе название произведений поучительного характера» [61], это «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Обозначение жанра было в самих названиях: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона и «Слово о власти и чести царской» Феофана Прокоповича, «Похвальное слово Петру Великому» М.В. Ломоносова и «Слово о Ломоносове» А.Н. Радищева... Этим произведениям были тесны рамки «похвального слова». Так, «Слово...» Ф. Прокоповича и «Слово о Ломоносове» А. Радищева – по жанровым признакам – ближе к политической статье, а «Слово» Ломоносова о науке – будет ли это «Слово о происхождении света», о пользе химии или о рождении металлов – это научно-публицистические трактаты, не имеющие отношения к жанрам ни богословской, ни художественной литературы.

Таким образом в русской словесности этот жанр ораторской публицистики наполнился новым содержанием, постановкой серьезных общественных и научных проблем.

Отличительной особенностью жанра оставалась его обращенность к массовой аудитории, сохранение традиций «литературно-устной речи» (по определению В.В. Виноградова), что отражалось «в особенностях синтаксического и лексического строения «устной речи» в литературе, в своеобразии ее композиционной структуры» [62].

В XIX веке, первой половине XX века произошло своеобразное угасание жанра «Слова», однако, по определению Д.С. Лихачева, это тот случай, когда жанры «продолжают свое течение, но уходят с «дневной поверхности» литературы» [63].

Именно с возрождением риторики в середине XX века, с усилением потребности в жанрах устной произносимой речи, которая с помощью СМИ может быть растиражирована и дойдет до массового зрителя ТВ, слушателя радио и до массового читателя газеты, связано возрождение «Слова» в журналистике.

Соглашаясь с суждением В.Д. Пельта [64], что «слово» как жанр «еще не нашло себе равного места среди других обычных жанров газетной публицистики», мы тем не менее считаем целесообразным представить его характеристику в нашем пособии.

Какие жанровые признаки, претерпев изменения, а многие – сохранившись, характеризуют сегодня этот жанр?

 

Жанровая специфика «слова»

По жанрово-стилистическим признакам «слово» в периодических изданиях во многом сближается с эпидейктической речью и может быть обозначено как ее письменный вариант.

Эпидейктическая речь – торжественная, произносимая в особо торжественных ситуациях. Чаще всего она соотносится с особо значимым общественным событием или «круглой датой» этого события, с юбилеем выдающего человека. В традиции русского красноречия – это «похвальное слово», подчас звучащее как бы от лица современников автора, но вместе с тем раскрывающее личностный характер восприятия автором события или героя речи. Не случайно в заглавии произведений этого жанра нередко появляется местоимение «мой»: «Мой Пушкин», «Мой Малый театр».

И все-таки это особый жанр публицистики, исходным текстом которого может быть и устная речь, и произведение, сразу созданное как текст, предназначенный для публикации в газете или журнале. Представляется несомненным его «отпочкование» от жанра богословской риторики, хотя ряд структурно-стилистических особенностей сохранился.

Из композиционных особенностей следует отметить своеобразие функции зачина или введения. Это может быть: прямое обращение к слушателям, мотивация выбора предмета речи, определение (или перечень вариантов) возможных аспектов рассмотрения темы.

Таков, например, зачин «Слова похвального Петру Великому», «говоренного апреля 26 дня 1755 года в публичном собрании Санкт-Петербургской Академии наук» М.В. Ломоносовым:

«...Откуда начну мое слово? От телесных ли его дарований? От крепости ли сил?.. От Геройского ли виду и возраста, с величественною красотою соединенного?» [65].

Вспомните начало «Слова о полку Игореве» (обращение к «братии»: каким «складом» начать скорбную повесть о походе Игоря?).

В начале основной части дается определение темы «слова». Как правило, это определение субъекта или объекта речи через использование таких риторических топосов, как имя, основные свойства. Далее идет обоснование общественной значимости события или лица – в историческом контексте. Это достаточно обобщенная и эмоционально окрашенная характеристика, для создания которой используется топос «свидетельства»: цитаты из высказываний самого героя, ссылки на авторитет (оценочные суждения – чаще всего прецедентные тексты) и т.п.

Затем следует оценка героя или события с позиций современности. Время выдвигает новые критерии оценки, выявляет новые ноты созвучия события или деятельности выдающегося человека современности – и здесь очень важно охарактеризовать качества героя речи с этих позиций, чтобы убедить слушателя (читателя) в животрепещущей связи идей и мыслей великого человека с днем сегодняшним.

Наконец, «заключение» как структурный компонент жанра отличается опять-таки обращенностью к адресату-слушателю.

Эта двойственность оценочного суждения (в контексте истории и современности), особая публицистичность, в основе которой – утверждающий характер торжественной речи, обращенность к адресату и непосредственность реализации авторского «Я» (личное местоимение обязательно появляется в тексте, эмоционально-смысловоесодержание которого видится сквозь призму авторского восприятия), и составляют особенности жанра «слово».

Иногда терминологическое обозначение жанра проявляется в заглавии: таковы юбилейные статьи о писателях-классиках («Слово о Толстом», «Слово о Лермонтове»); чаще же принадлежность к жанру предопределяется содержательно-структурными и коммуникативными признаками текста.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 552. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия