Студопедия — Союз НКТ с «ультралевыми». Попытка НКТ-ФАИ захватить власть в Испании и Каталонии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Союз НКТ с «ультралевыми». Попытка НКТ-ФАИ захватить власть в Испании и Каталонии






Наиболее влиятельные течения рабочего движения Испании — «левое крыло» ИСРП и анархо-синдикалисты — были во многом родственны друг другу. Они опирались на одни и те же слои пролетариата, используя сходные традиции и предрассудки трудящихся. причё. именно те, которые отличали /223/ рабочее движение Испании от рабочего движения других стран (отсюда и националистический привкус, свойственный идеологии этих течений).

Главной опорой обоих были профсоюзные организации. Ставка на стихийное движение масс, «ультралевые» и синдикалистские тенденции лежали в основе политики лидеров и ВСТ и НКТ.

Казалось бы, обе силы должны постоянно действовать в тесном единстве. На деле же именно общий для обоих течений узкогрупповой, цеховой характер политики их лидеров превращал их в соперничающие друг с другом кланы и длительное время затруднял сотрудничество между ними. Отсюда и месячный торг Ларго Кабальеро с анархистскими лидерами о министерском представительстве НКТ-ФАИ в октябре 1936 г., и анархистская политика террора по отношению к организациям ВСТ, и борьба лидеров ВСТ против единства профцентров[276], и нападки анархистской печати на Ларго Кабальеро после падения Малаги...[277].

Откровенно раскольническая линия кабальеристов объяснялась крайней непрочностью их влияния, базировавшегося на беспринципном приспособлении к настроениям масс — и революционных, и бунтарски настроенных. Чтобы удержать за собой последние, лидеры ВСТ, с одной стороны, проводили в ряде вопросов (особенно в деревне) политику, близкую к анархистской, а с другой — стремились укрепить организационную перегородку между рабочими ВСТ и НКТ.

Однако уже с осени 1936 г. кабальеристов стал сближать с анархистами страх перед растущим влиянием компартии, классовая политика которой находилась в непримиримом противоречии со своекорыстной «касикистской» линией кабальеристов. Пассивность, проявлявшаяся правительством Ларго Кабальеро по отношению к действиям ФАИ и «бесконтрольных», к анархистским экспериментам на фронте и в тылу, /224/ объяснялась, как правило, именно нежеланием обострять отношения, с потенциальными союзниками по антикоммунистической борьбе[278].

Падение Малаги привело к резкому ухудшению отношений Ларго Кабальеро с КПИ. Бурный рост влияния компартии и её настойчивые требования об изменении политики правительства испугали и ожесточили кабальеристов. Отныне именно в коммунистах видят они врага № 1, а в НКТ-ФАИ — своего естественного союзника. Подобная позиция кабальеристов оживила планы и надежды анархистского руководства. Усиление компартии, сделавшее невозможным установление единовластия НКТ-ФАИ и грозившее уже завоеванным групповым позициям анархистов, пугало тех не меньше, чем Ларго Кабальеро. Общая вражда к КПИ и стала главной причиной их сближения[279]. Сторонниками единства НКТ и ВСТ, направленного как против фашистов, так и против «политиков», были и синдикалистские лидеры НКТ, которые видели в блоке НКТ — ВСТ осуществление своих идеалов единства и власти пролетариата. Синдикалисты не могли понять, насколько губительным было бы для республики и революции устранение с арены борьбы политических партий, и в первую очередь КПИ. Они не осознавали, что проповедуют единство... обезглавленного пролетариата. Снова мираж «окончательной победы революции» заслонил перед ними реальные требования войны. Так союз с кабальеристами стал причиной нового поворота руководства НКТ к максималистской и антикоммунистической политике.

В конце февраля 1936 г. политический союз руководства НКТ-ФАИ и ВСТ стал совершившимся фактом. Старая вражда была временно отложена, так же как и претензии каждой из этих групп на монопольное господство в стране. Началась их совместная борьба против компартии, продолжавшаяся до осени 1937 г.

Непосредственной целью этого союза стало создание так называемого профсоюзного правительства, т. е. передача власти руководствам профцентров (и ФАИ). Ещё с января 1937 г. резко усилилась кампания прессы НКТ-ФАИ против политических партий, сначала — республиканских, потом — всех без исключения. «Политические партии призваны исчезнуть, — угрожающе провозглашала «Фрагуа сосиаль»,— они не хотят /225/ умирать добровольно, но это неумолимый закон. Их историческая миссия закончена»[280]. «Справедливо, чтобы судьбы революции были направляемы и управляемы профсоюзами»[281]. Падение Малаги было использовано для новых атак на политические партии[282].

Быстрое сближение лидеров НКТ-ФАИ с Ларго Кабальеро и его группой поставило вопрос о профсоюзном правительстве на практические рельсы. «Настал момент, — свидетельствует Ларго Кабальеро, — когда НКТ захотела, чтобы в правительстве существовало пропорциональное представительство сил всех течений и организаций[283]. Ясно, что если бы было создано правительство с таким представительством, то профсоюзы оказались бы в большинстве... Представители НКТ говорили, что управлять должны профсоюзы, так как именно они производят материальные блага»[284].

Кабальеристы, быстро переходившие на позиции синдикализма, отнеслись к этому предложению сочувственно. Начались переговоры между руководствами профцентров. 2 марта 1937 г. в кабальеристской «Кларидад» появилось следующее сообщение: «Мы очень близки к взаимопониманию между двумя профцентрами... Желание образовать компактную, чисто рабочую силу крепнет в НКТ... В Валенсии исполнительный комитет ВСТ и национальный комитет НКТ провели ряд совещаний. Обмен мнениями был подтвержден фактами, приобретающими всё большее значение; в то время как в политических кругах усиливаются смятение и беспорядок, в /226/ профсоюзах постепенно укрепляется единство, что в случае необходимости может привести к быстрому и окончательному выходу из нынешнего положения»[285].

Выход, о котором шла речь, и заключался в создании профсоюзного правительства, направленного против Народного фронта. Разрыв союза пролетариата с мелкой буржуазией был бы одним из результатов его... Но острие борьбы за «профсоюзное правительство» было одновременно направлено против компартии [286].

Ни республиканцы, ни социалисты выступить против этих замыслов не посмели. И только КПИ дала им решительный отпор, показав раскольнический, пагубный характер планов «левых» по отношению к Народному фронту и к единству пролетариата, во имя которого якобы замышлялось создание профсоюзного правительства[287]. Коммунисты мобилизовали массы, все партии Народного фронта на борьбу против этих планов, грозивших крушением республики.

Компартия указала тогда, что 9/10 членов ВСТ будут против такого правительства. И действительно, рядовые члены ВСТ и ИСРП, не говоря уже о республиканцах, высказались против профсоюзного правительства. 28 марта 1937 г. против него официально высказались все партии Народного фронта и руководство ВСТ.

Почти одновременно с попыткой создания профсоюзного правительства анархисты попыталась захватить власть и в Каталонии. /227/

Февральские события, падение влияния анархизма среди трудящихся масс области и даже в самой НКТ, укрепление позиций ОСПК крайне встревожили лидеров ФАИ. Выход из создавшегося положения анархистская верхушка искала в установлении своего единовластия в Каталонии[288].

В середине марта анархисты-советники (министры) Каталонского правительства подали в отставку. Лидеры ФАИ—НКТ потребовали в новом правительстве пять портфелей из десяти[289] и главное — единовластия в органах безопасности. Однако в ходе кризиса массы НКТ не поддержали активно требования ФАИ, а ОСПК и ВСТ резко и последовательно выступили против всей политики анархистов в области[290].

Правительственный кризис, «встречный бой» ФАИ с ОСПК, продолжался три недели. В итоге распределение портфелей в правительстве осталось прежним. Однако выполнение ранее изданных декретов о роспуске «контрольных патрулей» и иных органов «безопасности», созданных ФАИ, было официально приостановлено.

Провал планов ФАИ—НКТ крайне озлобил анархистов. Ещё более острый характер придала их борьбе против компартии победа войск Центрального фронта (руководимых коммунистами) под Гвадалахарой. Анархисты и кабальеристы считали теперь победу завоёванной и стремились захватить плоды её в свои руки. В КПИ и ОСПК они видели основное препятствие на пути к этой цели.

Март—апрель 1937 г. стали временем самых разнузданных кампаний анархистов против КПИ в Мадриде, Валенсии, Мурсии и других городах. Теория и практика её были объявлены контрреволюционными. Компартию обвиняли в союзе с фашизмом, в расколе пролетариата, в грабежах, в нелояльности по отношению к правительству, в том, что она убивает трудящихся, и т. д.[291]. Анархисты пытались натравить на КПИ все партии Народного фронта, вбить клин между КПИ и ИСРП. Резко выступили они против создания единой партии пролетариата. Всё более недвусмысленными становились их угрозы. «Деятельность компартии приносит пользу фашизму, /228/ и в ней заключается главная опасность для трудящихся... Когда мы предостерегаем, пусть это внушит страх контрреволюционным группам», — вещала «СNТ»[292].

Поворот руководства НКТ-ФАИ к воинствующему антикоммунизму закономерно совпал с новыми выступлениями экстремистских элементов[293].

Инспирируемые ПОУМ и фашистскими провокаторами, подбадриваемые позицией беспринципного невмешательства, занятой по отношению к ним правительством Ларго Кабальеро, экстремисты приступили к непосредственной подготовке вооруженного путча против республики[294]. С этой целью в Каталонии была создана оформленная экстремистская группа, демагогически названная «Друзья Дурутти». Ядро её составили дезертиры[295]. В начале апреля в Барселону прибыл виднейший лидер экстремистов, председатель Арагонского совета X. Аскасо[296]. Ускорилось накопление оружия в тылу. В середине апреля «контрольные патрули» напали на штурмовую гвардию в Барселоне и овладели на время важнейшими стратегическими пунктами города[297].

Одновременно «Друзья Дурутти», ПОУМ, ЛМ Каталонии, экстремистские группы Эролеса, Хена, Комбина, пресса ФАИ при поддержке таких видных её руководителей, как Эскорса и Мерино, усилили нападки на руководство НКТ и НКТК. На пленуме Каталонского комитета НКТ в апреле 1937 г. экстремисты добились известного успеха: по их настоянию было решено назначить комиссию, уполномоченную «изыскать средства, которые должны быть применены против организаций, не принадлежащих к НКТ». «Вся эта работа, — гласило /229/ решение, — должна вестись осторожно, чтобы избежать вредных последствий и чтобы застигнуть противников врасплох»[298]. Создалось парадоксальное положение: экстремистские группы атаковали руководство профцентра от имени членской «массы» и даже добивались определённых успехов. На деле большинство членов НКТ было сторонниками линии Васкеса, который стоял за поддержку правительства и единство пролетариата. Об этом говорили февральские события, а впоследствии кровавые уроки мая 1937 г. Но авантюристические элементы имели свои сравнительно крепкие и активные организации (группы ФАИ, ЛМ и др.), в то время как организации самой НКТ были аморфны и политически пассивны.

Еще большее значение для данного периода имели непоследовательность и противоречивость политики самого руководства НКТ, его блок с кабальеристами, направленный против компартии. Синдикалистская ограниченность сковывала действия вождей НКТ, обрекала их на пассивность. Всё это укрепляло позиции контрреволюционного крыла анархизма, задерживало отход от него пролетарских масс, увеличивало путаницу и колебания в головах и организациях анархо-синдикалистов[299].

К тому же необязательность решений пленумов и съездов НКТ для её членов крайне затрудняла чёткую дифференциацию в её рядах и организационное закрепление идейно-политической эволюции масс.

И всё же прозрение масс шло — «крот истории» делал своё дело. По-прежнему максимум усилий для этого прилагала компартия. Доклад X. Диаса на мартовском пленуме ЦК КПИ, решение политбюро ЦК КПИ от 27 марта 1937 г., статьи и речи руководителей партии и воззвания организаций её снова и снова призывали массы НКТ к «единству для победы». В ответ на бешеные нападки анархистской печати КПИ твердо заявила, что на НКТ её пресса нападать никогда не станет[300].

Коммунисты настойчиво продолжали борьбу за единство профцентров. Решение политбюро ЦК КПИ от 27 марта /300/ 1937 г. призвало «усилить работу по объединению профсоюзов, ускорить через единство действий создание единого профцентра»[301].

Та же мысль проводится в интервью X. Диаса газете «Кларидад» 3 мая 1937 г., накануне барселонского путча: «Профсоюзного единства страстно желают все рабочие. Необходимо создавать условия для его практического осуществления... Первым шагом к этому единству должно стать создание комитетов связи — центрального, провинциальных, местных. Эти комитеты должны обсуждать общие проблемы трудящихся. Единство должно быть не абстрактным, а базироваться на твёрдой основе: борьбе за увеличение продукции, в защиту условий жизни и труда рабочих и т. д. Такова дорога, которая приведет нас к единому профцентру... Компартия не успокоится, пока не достигнет этой цели»[302].

Анархистский же «Информационный бюллетень» утверждал, что «единство НКТ и ВСТ может существовать лишь в качестве отвлечённой идеи»[303]. Очевидно, какова цена версии о «раскольниках-коммунистах».

Подводя итоги борьбы коммунистов за единство с массами НКТ, за их приобщение к классовой политике, за объединение профцентров, следует признать, что решающих успехов к маю 1937 г. компартия не достигла. Об этом говорила и подготовка к путчу в Каталонии, и позиция руководства НКТ, довольно чутко реагировавшего на настроение масс конфедерации, и отсутствие в ней чётко оформленного унитарного революционного течения. О главных причинах этого, об идейной и организационной слабости революционных элементов НКТ уже говорилось. Весной 1937 г. отрицательную роль в развитии масс НКТ сыграла и позиция кабальеристов. Известное значение имели также слабость работы компартии в тылу и особенно в профсоюзах осенью 1936 и зимой 1936/37 г., некоторые сектантские и оппортунистические ошибки ОСПК. Наконец, отсутствие единой чёткой линии испанского анархо-синдикализма стало дополнительным фактором устойчивости организационного влияния НКТ, в которой уживались самые различные течения. Это было одной из причин того, что, несмотря на идейное банкротство анархизма, несмотря на всё более явное противоречие анархистской политики коренным интересам пролетариата, многие сотни тысяч рабочих оставались в НКТ, медленно и очень неравномерно передвигаясь с экстремистских позиций на революционные. /231/

И все-таки глубоко неверным было бы утверждение о безрезультатности борьбы компартии за единство с анархо-синдикалистами. Благодаря этой борьбе междоусобная схватка в тылу республики была локализована (в Каталонии). Этой борьбой были заложены отдельные элементы того сотрудничества между НКТ и КПИ, которое было осуществлено на последующих этапах войны. И, наконец, именно деятельность компартии во многом обусловила ту эволюцию масс НКТ, о которой уже неоднократно говорилось. Итоги этой эволюции подвел майский политический кризи. 1937 г.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия