Объективное — то, что существует независимо от индивидуального сознания.
Прежде всего, это физические вещи и события, имеющие место в пространстве и времени. Это другие люди, их действия и состояния сознания. Это собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно реально существует Абсолют.
Исторически объективный мир жестко противопоставлялся субъективному. Сегодня ясна невозможность этого во многих случаях.
1. Существуют серьезные основания считать, что субъективное воз
никает как результат коммуникативных взаимодействий субъекта с дру
гими. Коммуникация, предполагая участвующих в ней субъектов и тем
самым относясь к субъективному, в то же время осуществляется в про
странстве и времени, т. е. в объективном мире и с помощью определенных
материальных, т. е. объективных средств (знаки языка, жесты, действия
и т.д.). Такого рода объективное иногда называют интер-субъективным.
2. Объективное может быть не зависимым от индивидуального субъ
екта с его сознанием по существованию, но не по происхождению. Это
относится к вещам, созданным субъектом, а также к его детям.
3. Предметы культуры и воплощенные в них смыслы (включая ору
дия, инструменты, приборы, произведения архитектуры, художествен
ные, научные, философские и иные тексты) существуют объективно,
но в то же время предполагают индивидуальных субъектов с их субъ
ективным миром и субъектов коллективных. Во-первых, потому, что
именно субъекты создают предметы культуры и их смыслы. Во-вторых,
потому, что объективные смыслы, в том числе и те смыслы, которые
пока никем не осознаются, могут существовать лишь постольку, по
скольку имеются субъекты, способные их выявить, сделать собственным
субъективным достоянием (поэтому неправ К. Поппер, когда он допус
кает возможность существования объективного знания без познающего
субъекта (Поппер, 1983 6)). В том случае, если таких субъектов по ка
ким-то причинам не имеется (они погибли, забыли язык, на котором
написаны тексты и т. д.), объективность предметов культуры превра
щается в объективность физических вещей, а их объективные смыслы
утрачиваются.
При решении некоторых проблем приходится различать разные уровни объективности мира. Так, например, известный психолог Дж. Гибсон (Гибсон, 1988) считает, что понять восприятие в качестве способа извлечения информации из объективного мира можно только в том случае, если мы отличим окружающий мир, с которым имеет дело восприятие, от физического мира, о котором говорит наука. Характеристики
6 Зак. 187
Часть II. Проблемы и принципы эпистемологии
окружающего мира во многом отличны от тех, которые свойственны физическому миру. Это касается пространства, времени, событий и др. К тому же первому присущи такие возможности, которые существуют вполне объективно, но в то же время имеют смысл лишь в соотношении с потребностями и размерами воспринимающего существа (животного или человека).