Ксенофан – его влияние на философию Гераклита
и учение элеатов (6 часов) Занятие первое. Ксенофан и Гераклит 1. Жизнь и идеи Ксенофана из Колофона (570–480/470). 2. Гераклит Эфесский – 540/535 – 470 (акмэ – 504–501): образ жиз- ни и образ мысли. 3. Диалектика Гераклита Эфесского: · основополагающий диалектический принцип Гераклита: «Panta rei»; · относительность и изменчивость свойств и качеств предметов и яв- лений; · борьба и единство противоположностей; · значение понятия «игра» в учении Гераклита. 4. Учение Гераклита о первооснове мира. 5. Космология Гераклита. 6. Учение Гераклита о Логосе: вопросы познания. 7. Связь космологии и гносеологии Гераклита. 8. Отличие позиции Гераклита от позиции Анаксимандра Милет- ского (611–546). 9. Отношение Гераклита к идеям Ксенофана Колофонского. Тезаурус: Колофон; Великая Греция; Элея; монизм; дуализм; плюра- лизм; пантеизм; монистический пантеизм; сфайрос. «Panta rhei»; диалек- тика; релятивный; релятивизм; агон; первоогонь; логос; гармония; игра. Литература 1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. См.: Гераклит. С. 176–257. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих фи- лософов. М., 1979. См.: Анаксимандр; Ксенофан; Гераклит. 3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. § 17–18. 4. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. Часть первая. Гл. 1. (5). С. 61–80. 5. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М., 1995. Гл. 3 (1). С. 49–69. 6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл. 2 (1); Гл. 2 (3). 7. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Т. 4: Дио- нис, логос, судьба. М., 1992. Гл. 8: Парменид и Гераклит – два антипода? С. 71–85. 8. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука. С. 286–302. 9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху // Избр. произведе- ния: в 3 т. М.: REFL-book, 1994. Т. 3. С. 207–225. Занятие второе Учение элеатов. Ксенофан и Парменид. 1. Философский смысл теолого-космологической проблематики Ксе- нофана из Колофона (570–480/470). Ксенофан как предтеча элеатов. Вли- яние его спекулятивно – символического богословия на элеатов. 2. Личность Парменида (540–480), акмэ – 504–501; его поэма «О при- роде». 3. Учение Парменида о бытии и познании. В чём выразилось влияние, или в чём сходство позиций Ксенофана и Парменида. Онтологизм Пар- менида: · характеристика бытия; · характеристика небытия; · отношение к проблеме возникновения, уничтожения, движения; · тезис о единстве бытия и мышления; · знание по-истине и знание во мнении. Тезаурус: Парменидовский образ жизни; Дике; докса; умозрение; ак- мэ; онтология; гносеология. Занятие третье. Учение элеатов. Зенон. Мелисс 1. Первые опыты в области логики: апории Зенона Элейского (490– 430). Каков способ его рассуждений? Раскройте диалектический смысл его воззрений. 2. Аристотель и Гегель об апории «Ахиллес и черепаха». 3. В чём отличие позиции Мелисса от позиции Парменида. 4. Учение Парменида в отношении к позиции Анаксимандра Милет- ского (611–546) и Ксенофана Колофонского. 5. Сходство и различие взглядов Гераклита и элеатов. Тезаурус: логика; апория; апейрон, сфайрос, космология, дихотомия. Литература к занятиям (второму и третьему) по учению элеатов 1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. См.: Парменид; Зенон; Мелисс. С. 274–330. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих фило- софов. М., 1979. См.: Анаксимандр; Ксенофан; Парменид; Зенон; Мелисс. 3. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. § 19–20. 4. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. Часть первая. Гл. 1 (5). С. 61–80. 5. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М., 1995. Гл. 3 (2). С. 67–78. 6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл. 2 (3). 7. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Дио- нис, логос, судьба. М., 1992. Гл. 8. Парменид и Гераклит – два антипода? С. 71–85. 8. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука. С. 286–302. 9. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху // Избр. произведения: в 3 т. М.:REFL-book, 1994. Т. 3. С. 218–231. 10. Широков В.С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки. 1982. № 4. С. 94–101. 11. Анисимов А.М. Апории Зенона и проблема движения // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН. М., 2000. Вып. XIV. С. 139–155. 12. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л.: ЛГУ, 1988. 264 с. 13. Смирнов А.В. Соизмеримы ли основания рациональности в раз- ных философских традициях? Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама // Сравнительная философия. М., 2000. С. 167–212. 14. Вилесов Ю.В. Апории Зенона и соотношение неопределенностей Гейзенберга // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. М., 2002. № 6. С. 20–28. 15. Шалак В.И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ). М., 2008. С. 189–204. Младшие натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор (2 часа) 1. Эмпедокл из Акраганта /Агригента/ (490-430): личность и судь- ба. 2. Учение о первовеществах и первосилах: своеобразный синтез идей старших натурфилософов и богословствующих философов. 3. Этические воззрения Эмпедокла. 4. Познавательная позиция и связь её с другими сторонами учения Эмпедокла. 5. Анаксагор из Клазомен (500–428). Его жизнь в Афинах в «век Перикла». Вынужденный отъезд в Лампсак. 6. Учение Анаксагора о гомеомериях и нусе: в чём состоит бли- зость учения Анаксагора старшим натурфилософам и богословствующим философам. 7. Теоретико-познавательные воззрения Анаксагора и их связь с другими сторонами его учения. Тезаурус: первоэлементы: огонь, земля, вода, воздух; дружба, любовь, Киприда, Афродита, вражда, ненависть, Арес; Перикл, Аспазия, Фидий, Эсхил, Софокл, Еврипид. Гомеомерии, нус. Литература 1. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. См.: Эмпедокл. С. 330–414. Анаксагор. С. 505–535. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих фи- лософов. М., 1979. См.: Эмпедокл; Анаксагор. 3. Якубанис Генрих. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки. Гёльдерлин Фридрих Смерть Эмпедокла: Драма / пер. Я.Э. Голосовкера. Киев: Синто, 1994. 232 с. (См.: С. 15– 131). 4. И.Д. Рожанский Анаксагор. М.: Мысль, 1983. 142 с. (Мыслители прошлого). 5. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. § 21–22. 6. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. Том 1; Часть вто- рая. Гл. 5. Гл. 6. 7. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М., 1995. С. 110–111, 113. 8. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл. 2 (4.1 и 4.2). 9. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Ди- онис, логос, судьба. М., 1992. Гл. 9. От разумного мира к мировому разу- му. Анаксагор. С. 86–94. 10. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука. С. 312–342. 11. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху // Избр. произведе- ния: в 3 т. М.: REFL-book, 1994. Т. 3. С. 231–251. Атомизм Левкиппа – Демокрита (2 часа) 1. Личность Демокрита из Абдеры (460–370): события жизни, свя- занные с его учением. 2. Идейные источники атомизма Левкиппа – Демокрита. Суть ато- мистической концепции и основные её понятия: атом, пустота, причина, детерминизм, случай. Отличие атомизма от материализма. 3. Познавательная позиция Демокрита. Роль чувств и разума в по- знании. 4. Религиозные и этические воззрения Демокрита, их связь с его атомизмом. 5. Общая характеристика натурфилософской традиции античности: милетцы, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур (341–279), Тит Лу- креций Кар (94–54). Тезаурус: Абдеры, атом, пустота, детерминизм, причина, случайность, эвтюмия, мера, материализм, идеализм. Литература 1. Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 189–206; 213–228; 246–270; 372–378. 2. Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 53–178. 3. Антология мировой философии. Т. 1. С. 321–346. 4. Демокрит. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах. М., 1935. 5. Лукреций Тит Кар. О природе вещей / пер. с лат., вступит. ст. и комментарии Ф.А. Петровского. М., 1958. 260 с. 6. Асмус В.Ф. Демокрит. М., 1960. (Мыслители прошлого). 7. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995. § 23- 24. 8. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1999. Том 1; Часть тре- тья. Гл. 2. Гл. 3. 9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М., 1995. Часть 1. Гл. 4. С. 79–97. 10. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Гл. 2 (4.3; 4.4). 11. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Ди- онис, логос, судьба. М., 1992. Гл. 13. Механическая вселенная. Демокрит. С. 115–119. 12. Г.-В.Ф. Гегель Лекции по истории философии. Книга первая. СПб.: Наука. С. 302–312. 13. К. Маркс Различие между натурфилософией Демокрита и натур- философией Эпикура // Из ранних произведений. М., 1956. С. 17–98. 14. Виланд Кристоф Мартин История абдеритов. М.: Наука, 1978. 271 с. 15. Гончарова Т.В. Эпикур. М.: Мол. гвардия, 1988. 303 с. (ЖЗЛ). Софисты и Сократ (4 часа)
|