Второе занятие
III. Милетская школа натурфилософии. 1. Фалес Милетский (624–546). а). Отличие учения о первоначале Фалеса Милетского от мифологиче- ской точки зрения (Гомер, Гесиод) и взглядов «богословствующих фило- софов», в частности Ферекида Сиросского. б). Естественнонаучные представления Фалеса. 2. Анаксимандр (611–545). а). Учение об апейроне. б). Естественнонаучные взгляды Анаксимандра. 3. Анаксимен (585–525). а). Развитие и совершенствование учения о первоначале. б). Естественнонаучные представления. IV. Общие черты Милетской школы. V. Роль Ферекида Сиросского и милетских философов в становлении традиции «богословствующих философов»; и натурфилософской тради- ции античности. Тезаурус: Милет; Меандр; меандр; Фалес как мудрец и философ; до- казать, что его основоположение – не миф, не естественнонаучная гипо- теза, а философская проблема; апейрон; метафизика; аэр; способ форми- рования мира из первоначала у натурфилософов. Основная литература 1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998. 401 с. (См.: Гл. 8, с. 199– 228; гл. 9, с. 229–258; гл. 10, с. 259–294). 2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. СПб. 2000. (Гл. 1. § 1. Гл. 2. § 1. С. 106–107. Гл. 3 §1. С. 150–151. § 2. С. 161–165. Заключение. С. 244–247). 3. Гомперц Т. Греческие мыслители. Том 1. СПб., 1999. Введение. Гл. 1. 4. Виндельбанд В. История древней философии. Киев 1995. § 7–11. 5. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. Фе- рекид из Сироса. С. 84–89. Милетцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. С. 100–135. 6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих фи- лософов. М. 1979. Ферекид: С. 100–102; Фалес: С. 69–76; Анаксимандр: С. 103; Анаксимен: С. 104. 7. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. (Начало древнегреческой философии). М.: 1996, 192 с. (Гл. IV – Ферекид. С. 110– 138). 8. Мень А. (Протоиерей) История религии в семи томах. Том 4. Ди- онис, логос, судьба. М., 1992. Гл. 1. Гесиод. Гл. 7. Ионийские мудрецы. 9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. первая. М., 1995. Введение. 10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. 1994. Введение. Гл. 1. Дополнительная литература 1. М. Хайдеггер Изречение Анаксимандра // Васильева Т.В. Семь встреч с М. Хайдеггером. М., 2004. 336 с. (См.: с. 8–9; с. 47–96). 2. Васильева Т.В. Философия. Лучше всего, конечно же вода… // Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. По- собие для студентов. М., 2002. 452 с. (См.: с. 7–18). 3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Про- гресс, 1988. 224 с. (См.: Главы 7–8; С. 126–155. См.: Там же. Ф.Х. Кесси- ди Послесловие. С. 200–219). 4. Марру А.-И. История воспитания в античности. М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1998. 451 с. 5. Ахутин А.В. Эпический исход // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991. 254 с. (См.: С. 5–18; 32–44). Или: Аху- тин А.В. Эпический исход // Ахутин А.В. Тяжба о бытии. 304 с. (См. с. 72–87 и с. 103–116). 6. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. М., 2000. Введение. С. 5–14. 7. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996. 381 с. (См.: С. 104–106). Или Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995. См.: С. 10; 13–16; 48–55. 8. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М.: Изд- во МГУ, 1990. 286 с. (См.: Гл. 1. Соотношение философского и специ- ально-научного знания в учениях мыслителей Милета. С. 22–53). 9. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968. 10. Лебедев А.В. Демиург у Фалеса // Текст. Семантика. Структура. М., 1983. 11. Лебедев А.В. «To Apeiron: не Анаксимандр, а Платон и Аристо- тель» // Вестник древней истории (ВДИ). 1978. № 1, 2. 12. Рожанский И.Д. Античная наука. М.: Наука, 1980. 199 с. Пифагор и пифагорейцы (2 часа) 1. «Пифагорейский союз», орфизм и «пифагорейская жизнь». 2. Жизнь Пифагора (580–500 г. до н.э.). 3. Учение о душе. 4. Учение о числе. 5. Учение о гармонии. 6. Космология Пифагора. 7. Место Пифагора в традиции спекулятивно – символического бого- словия. 8. Традиция пифагорейства в античной философии до 3 в. н.э. и усво- ение пифагорейских идей в традиции Платонизма и неоплатонизма. Тезаурус: философская школа; религиозное сообщество (фиас); поли- тическая гетерия; о-в Самос; Кротон; Метапонт; акусма; метемпсихоз; гармония; спекулятивный. Основная литература 1. Аристотель. Метафизика. Кн.1, гл. 5. 985 b 25, 30. 986 a 986 b 5. 2. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М. 1989. Пифа- гор. Теано. Телавг. Керкоп. Петрон. Бротин. Гиппас. Каллифонт и Демок- ед. Пармиск. – С. 138–156. Пифагорейская школа: С. 465-505; См. также: Филолай С. 432–446; Архит С. 447–59. 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих фило- софов. М., 1979. Пифагор: С. 332–346; Гиппас: С. 356; Филолай: С. 356– 357; Архит: С. 354–355. Дополнительная ____литература 1. Ямвлих Халкидский Жизнь Пифагора. М.: Алетейа, 1997. 184 с. 2. Филострат Флавий Жизнь Аполлония Тианского. М.: Наука, 1985. 328 с. 3. Пифагорейские Золотые стихи с комментариями философа Гиерок- ла. М.: Гнозис, 1995. 122 с. 4. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л.: Наука, 1990. 191 с. 5. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994. 376 с. 6. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб.: РХГИ, 2002. 424 с. 7. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. М.: Про- свещение, 1993. 224 с.
|