Студопедия — ADOPT A PIECE OF THE EARTH
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ADOPT A PIECE OF THE EARTH






Роль дизайна в ландшафтной структуре.

 

Ландшафтная архитектура – искусство проектирования и создания гармонично организованной среды открытых пространств, сочетающей как природные, так и антропогенные (техногенные) элементы ландшафта. Среду открытых пространств, формируемую архитекторами, представляют сады и парки, лесопарки, курортные зоны, национальные парки, исторические ландшафты, площади, улицы, внутриквартальные территории городов и других населенных пунктов.

Знаменательно, что поводом для появления термина «ландшафтная архитектура» стало проектирование первых национальных парков в США в 70-х годах 19 века. Однако искусство создания открытых архитектурных пространств известно с давних времен. Его история насчитывает не одно тысячелетие.

Главными истоками, питавшими ландшафтную архитектуру, были садово-парковое искусство и градостроительство. Гармоничное единение рукотворного и естественного в культурном ландшафте – основная цель ландшафтной архитектуры.

Среди ее «строительных материалов» важнейшую роль играют природные компоненты ландшафта: литогенная основа (включая пластику рельефа), воды, почвы, растительность, воздушная среда. Принцип природно-антропогенной адаптивности имеет в ландшафтной архитектуре первостепенное значение. Оптимальная «вписанность» архитектурных объектов в структуру исходного природного ландшафта – важный критерий ландшафтного проектирования. Среда открытых пространств должна быть функционально целесообразной и эстетически совершенной. Польза и красота – неизменные ориентиры ландшафтного архитектора.

Какова же роль ландшафтного дизайна в ландшафтной архитектуре? Дизайн (design) в переводе с английского означает проект, чертеж, рисунок. Этим термином определяется художественное конструирование предметной среды по законам красоты и функциональной целесообразности. В недавнем прошлом дизайн рассматривался преимущественно как процесс эстетического и функционального усовершенствования массовых изделий промышленного производства: автомашин, станков, инструмента, предметов быта, обуви, одежды и т. п. В последнее время этот термин стали трактовать шире. Он органично вошел и в ландшафтную архитектуру.

По мнению архитекторов: «Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта».

В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов.

Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.

Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории -–разного рода зеленые насаждения, водоемы и др. Особенно велика роль ландшафтного дизайна в художественном конструировании открытых городских, рекреационных и других средообразующих геосистем. Геосистемы иного функционального назначения, например сельскохозяйственные, промышленные, энергетические, транспортные, также нуждаются в нем. Однако далеко не всегда становятся его объектом.

Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландщафтного пространства как в территориальном, так и временном аспектах.

Истоки современного ландшафтного дизайна следует искать в садово-парковом искусстве. Выработанные им на протяжении веков законы, правила, нормы и в наше время играют определяющую роль в художественном оформлении антропогенного ландшафта.

 

Эстетическое обустройство лесопарковых ландшафтов.

 

В отличие от описанных выше садово-парковых ансамблей, лесопарк представляет собой естественный лесной ландшафт, приспособленный для рекреационных целей. Лесопарковые комплексы обычно входят в состав лесопаркового защитного пояса городов, выполняя природоохранные функции. В виде зеленых клиньев они внедряются в пределы самого города. Таким образом, в функциональном отношении лесопарки двуедины. С одной стороны, они играют важную роль в экологическом каркасе города. С другой – лесопарк – рекреационная геосистема. Его удел – обеспечение комфортной природной среды для кратковременного, главным образом однодневного, отдыха горожан. Соответственно производится функциональное зонирование лесопарка. Часть его территории, преимущественно глубинные участки лесных массивов, наделяются природоохранными функциями. Остальное отводится под рекреационную зону. Дизайну лесопарков посвящена богатая литература.

Создание лесопарков предполагает строгое следование правилу максимального сохранения естественного ландшафта. Уход за лесными массивами в условиях рекреационных нагрузок сочетается с дизайном рекреационной зоны. Он заключается в эстетическом обустройстве рекреационного ландшафта: проложении разумно спланированной сети пешеходных дорожек и троп, организации видовых площадок, полян, лужаек, обустройстве естественных водоемов или строительстве новых.

В лесопарках недопустима организация аттракционов, ресторанов, кафе, торговых ларьков. Нежелательно включение в их структуру искусственных цветников, зеленых стриженых газонов, фонтанов. Малые архитектурные формы обычно ограничиваются скамьями для отдыха и навесами, беседками от дождя. Арки, обелиски, ротонды, скульптурные украшения не гармонируют с естественными лесопарковыми ландшафтами.

Лесопарк состоит из закрытых и открытых пространств. Закрытые пространства – это лесные массивы, открытые – поляны, лужайки, водоемы. Главными композиционными элементами в лесопарках средней полосы России служат леса. Они занимают в парках более 50 % территории. Общая площадь лесопарка должна быть достаточно обширной – не менее нескольких сотен гектаров. Так, вся лесопарковая зона Москвы, включая лесопарковый защитный пояс столицы, занимает 61800 га. Из них 6000 га находится в пределах городской черты. Наиболее крупными московскими лесопарками являются: Лосиный остров – 3000 га, Битцевский, вместе с усадьбой Узкое, - около 1800 га, Измайловский – 1437 га, Кузьминки – 962 га. Главные лесообразующие породы в них: береза (40% насаждений), сосна (20%), липа (18%), дуб (10%). Реже встречаются насаждения с преобладанием осины, лиственницы, ели, черной ольхи.

Пешеходные прогулочные дорожки и тропы необходимо умело вписывать в естественный ландшафт с учетом как экологических, так и эстетических факторов. В целях сохранения лесных насаждений от рекреационной дигрессии дорожно-тропинчатая сеть в лесопарках не должна превышать 3 – 5 % территории. Она прокладывается там, где человек способен свободно пройти, не прибегая к помощи какого-либо транспорта. При этом следует избегать заболоченных, рыхлопесчаных, завалуненных и других труднопроходимых участков. Искусственные покрытия из асфальта или бетона на пешеходных лесных дорогах нежелательны. На топких местах прокладываются гати. Для защиты непрочного почвенного покрова от вытаптывания его иногда укрепляют деревянными чурбаками. Дорожно-тропинчатая сеть должна соответствовать пластике рельефа, не быть чрезмерно прямолинейной и не превышать по крутизне подъемов и спусков 6-7 %. Там, где уклоны более значительные, например, в горной местности, прибегают к использованию специальных дорог-серпантинов. Примером могут служить прекрасно обустроенные терренкуры в курортной зоне Кисловодска. Наиболее подходящими элементами рельефа для трассировки прогулочных дорожек представляются подножья холмов, слаборасчлененные надпойменные террасы речных долин, берега озер и прудов.

Лучший вариант прокладки прогулочной дорожки – вдоль контакта контрастных природных урочищ или местностей, т. е. В экотонных позициях ландшафта. При этом значительно обогащается пейзажное разнообразие прогулочных трасс. Поочередная смена пейзажных картин по ходу передвижения рекреанта, хорошая видимость окрестностей – обязательная забота дизайнера. В конечном счете прогулочные дорожки должны приводить посетителя лесопарка к местам, с которых открываются наиболее живописные пейзажи. В результате видовые точки оказываются как бы нанизанными на прогулочную сеть. Поэтому при проектировании лесопарка в первую очередь намечают видовые точки, а затем соединяют их единой трассой движения рекреантов.

В то же время не рекомендуется чрезмерно перегружать посетителя красивыми видами. Они должны перемежаться с нейтральными природными картинами. Желательно, чтобы наиболее живописные пейзажи возникали перед взором путника внезапно, поражая эффектом динамического контраста. Неожиданное раскрытие пейзажного вида, вызывающего эмоциональный восторг и восхищение, определяется в ландшафтной архитектуре специальным термином «ах-ах». Такие возгласы можно слышать, когда тропа, проложенная в густом лесу, вдруг выводит путников к бровке высокого обрыва, с которого открывается изумительная по красоте панорама речной долины с залесенными склонами, луговой поймой и лентой меандрирующего русла, отороченного каймой уремных зарослей. В дизайне лесопарка, национального парка существует правило: каждая рекреационная дорожка, тропа – путь к неожиданным открытиям, удивлениям, эмоциональному восторгу. Литовские специалисты в области эстетики ландшафта назвали этот прием «эффектом динамической контрастности».

Полезны, но в меру, всевозможные дорожные указатели; поставленные на перекрестках, развилках дорог, они ориентируют посетителей, определяя направление к основным композиционным объектам. В национальном парке «Гауя» (Латвия), площадью в несколько сотен гектаров, при сложной планировке территории размещено более 500 указателей. В курортных зонах на прогулочных тропах (терренкурах) обычны метки, указывающие пройденное расстояние, крутизну подъемов и спусков.

Важную роль в дизайне лесопарков играют поляны и лужайки. Они выступают как субдоминантные композиционные единицы в морфологии лесопаркового ландшафта. В обширных по площади парках поляны могут занимать 1-2 га. Чаще их размеры скромнее. Желательно, чтобы открытые пространства полян имели визуально фиксируемые границы и легко охватывались единым взглядом. Как правило, поляны и лужайки размещаются на ровной, субгоризонтальной поверхности. Иногда занимают пологие зеленые склоны к озеру, реке или пруду.

По-разному решается проблема их опушки. Спокойную, мягкую воздушную линию с округлыми кронами деревьев создают опушки из лиственных пород: липы, дуба, вяза, березы. Сплошная стена елей видится как зубчатый, готически заостренный рубеж леса. В средней полосе России при естественном развитии лесного массива ель практически не выходит на опушечный экотон. Ее маскирует краевая лента белоствольного березняка.

Значительную роль в композиции полян играют отдельно стоящие деревья – солитеры и древесные, древесно-кустарниковые группы. Как визуальные доминанты они служат локальными композиционными узлами лесопарка. На малых по размерам полянах (до 0,25 га) обычно ограничиваются одним солитером. На полянах покрупнее, помимо солитеров, располагают группы деревьев от трех-четырех до восьми-десяти. Композиционные доминанты должны хорошо обозреваться с видовых точек, украшая и разнообразя травяной ковер полян. Для создания солитеров и групп обычно используют те же древесные породы, которые формируют опушки. В любое время года эффектными среди полян выглядят вековые липы, стройные ели, белоствольные («сахарные») березы, кряжистые дубы.

В районах черноморского субсредиземноморья роль парковых солитеров обычно играют платан восточный, ливанский и гималайский кедры, крымская сосна, каштан конский и др. Группы из трех-четырех пирамидальных кипарисов, кипарисовые аллеи украшают многие парки курортных зон Крыма и Черноморского побережья Кавказа. Кажется, сама природа предложила архитекторам идеальную модель готики. Поэтому кипарисовые кулисы часто служат естественным обрамлением дворцовых парковых сооружений.

Редко какой из лесопарков обходится без водных объектов. Реки, озера, пруды и водохранилища, морские заливы необычайно оживляют ландшафт, обогащая его эстетически. В лесопарках, лишенных естественных водоемов, они создаются искусственным путем. Чаще всего прибегают к строительству прудов.

В Москве известны многочисленные старинные пруды в Измайловском лесопарке, в Кузьминках, в Царицыно и др. Северную часть лесопаркового защитного пояса столицы украшают обширные зеркала Клязьменского, Учинского, Пестовского водохранилищ. Как правило, водные объекты служат композиционными узлами или осями всего лесопаркового ландшафта. Из глубины лесных массивов к водоемам прокладывается дорожно-тропинчатая сеть. Создается система видовых точек для визуального восприятия их водной глади и открывающейся за ней пейзажной перспективы. Наилучшее восприятие обеспечивается вдоль длинной оси водного объекта – реки, пруда и др. Менее выигрышны ракурсы поперек линейно ориентированных водоемов.

Особенно привлекательны в эстетическом отношении водоемы со сложной конфигурацией береговой линии. Наличие речных излучин, мысов и заливов на озерах и прудах необычайно обогащает пейзажную картину лесопарка. Привлекательны залесенные острова. Отражение береговых пейзажей в зеркале водоема удваивает эстетический эффект. Поэтично выглядят плакучие ивы, склоненные над водой. Прибрежные лесные насаждения не должны быть сплошными. Между ними необходимы разрывы луговых полян и лесных прогалин, планировка которых увязывается с расположением береговых видовых точек и открывающимися пейзажными перспективами.

В ряде лесопарков специфическую эстетическую роль играет мир камней и скал. Скопления крупных валунов, каменистые глыбы и нагромождения, скалистые обрывы придают пейзажу черты первозданности. Их умелое освоение в дизайне обостряет эстетическое восприятие ландшафта, придает ему новые, необычайные грани видения. В качестве примеров на память приходят: экзотический Алупкинский хаос в Крыму, знаменитые «Столбы» под Красноярском, скалистые береговые утесы долины р. Гауя в одноименном национальном парке (Латвия), группа массивных буро-красных скал, чередой стоящих в урочище Джеты-Огуз (Семь быков) в горах Тянь-Шаня (у юго-восточной окраины Иссык-кульской котловины). Порой волнует даже прикосновение к отполированной тверди гранитного валуна, принесенного древним ледником в наши края из далекой Скандинавии.

Что касается обустройства лесопарков малыми архитектурными формами (скамьями, навесами, беседками и другими укрытиями), то злоупотребления здесь нежелательны. Оно должно быть строго ограниченным и максимально гармоничным с ландшафтным окружением. Следует избегать стандартных решений как в конструкции малых архитектурных форм, так и расположении их на местности. В большинстве случаев эти антропогенные элементы лесопарка размещаются на площадках с хорошим пейзажным обзором.

 

Дизайн городского ландшафта.

 

Прогрессирующая урбанизация – одна из наиболее ярко выраженных тенденций современной антропогенной эволюции ландшафтной сферы Земли. Из всех известных видов рукотворных ландшафтов городские отличаются наибольшей преобразованностью исходной природы. Еще в середине 19 века К. Риттер писал о Париже: «Это такое чудовище – крупный город! Такой мировой город является искусственнейшим продуктом истории, это – самый искусственный плод, который носит Земля!» Интересно, что бы он сказал о современных мегаполисах, насчитывающих 10-15 и более миллионов жителей. Многие из них представляют полифункциональные геоэкосистемы селитебного, административного, культурного, промышленного, транспортного назначения, обеспечивая необходимые условия для проживания, трудовой занятости, учебы, культурного и медицинского обслуживания, отдыха горожан. Урбанизированные территории занимают в настоящее время не более 4% суши Земли. В то же время в них сосредоточено около 70% земного населения.

Современные города и новые кварталы старинных городов, возводимые методом типовой застройки, безлики и разнообразны. Эстетика их облика, как правило, крайне бедна, а визуальная среда гомогенна и агрессивна. На психику человека она действует угнетающе. Тому есть подтверждения со стороны медицинской статистики. Именно в крупных современных городах фиксируется наибольшее число психических расстройств вплоть до суицида. Еще И. В. Гете подметил, что «в плохо устроенном городе обитатели, сами того не подозревая, пребывают в пустыне сумрачного существования».

Ландшафтный дизайн города призван нейтрализовать это негативное воздействие путем эстетического обогащения, убранства визуальной городской среды. При этом главное внимание уделяется открытым незастроенным пространствам: зеленым насаждениям, водным объектам, замощенным территориям. Их проектированию посвящено немало трудов ландшафтных архитекторов.

Посредством дизайна создается необходимое разнообразие городского ландшафта; его структура насыщается природными элементами, физиологически и эмоционально родственными человеку. Масштабность городского пейзажа становится более антропной, а его визуальное восприятие доступным с высоты естественного человеческого роста.

Существует неразрывная связь между ландшафтным дизайном и экологическим обустройством города. Принято считать, что городской экологический каркас, помимо собственно средообразующих и природоохранных функций, обязан решать задачи дизайна. Поэтому озеленение города, сохранение естественных и строительство новых водоемов всегда расценивается с позиций двуединства экологии и эстетики.

В ландшафтной архитектуре принято различать несколько иерархически соподчиненных уровней, или стадий проектирования. Каждый из них отличается своим составом функциональных и композиционных проблем. Выделяются следующие основные уровни проектирования: районная планировка, генеральный план, проект земельной планировки, отдельное архитектурное сооружение.

На стадии районной планировки разрабатывается территориальный план всего региона городской агломерации, включая ее ландшафтно-экологическое окружение. Нуклеарная геосистема крупного города, как правило, формирует по периферии ряд функциональных зон, в том числе лесопарковый защитный пояс. Частичное внедрение последнего в черту города, в виде так называемых зеленых клиньев – характерная примета современной урбанизации.

Собственно экологический каркас города разрабатывается в рамках генерального плана. В него включаются такие элементы естественного ландшафта, сохранившиеся при застройке, так и специально создаваемые зеленые массивы и водоемы. Необходимо обеспечить системную целостность экологического каркаса, подключив к нему упомянутые выше зеленые клинья лесопарков в качестве главных экологических ниш. Роль же соединяющих их экологических коридоров должны играть бульвары, аллеи, скверы, озелененные набережные, залесенные крутые склоны холмов, долин, овражно-балочной сети.

Среди задач детальной планировки важное место занимает эколого-эстетическое проектирование отдельного парка, сквера, пешеходной зоны, озеленение жилого района. На стадии проектирования отдельных объектов разрабатывают схемы парковых сооружений, малых архитектурных форм, игровых площадок и т. п. Особо подчеркнем, что на всех перечисленных стадиях ландшафтного проектирования параллельно решаются проблемы дизайна. Их значение возрастает по мере детализации проекта, при переходе от региональных к локальным урбосистемам.

Многие старинные города хранят богатое историко-культурное наследие. Памятники истории, зодчества и культуры формируют их духовную ауру. У каждого города она своя. Будучи органичной частью городского дизайна, они во много крат увеличивают его эмоциональность. Таковы города-памятники Флоренция, Венеция, Рим, Париж, Санкт-Петербург, Севастополь, Самарканд и др. Недаром И. В. Гете сравнивал Венецию с мечтой, сотканной «из воздуха, неба, воды и камня».

Приемы ландшафтного дизайна в городах разнообразны. С одной стороны, они направлены на эстетическое освоение элементов природного ландшафта, сохраняющихся при городском строительстве, как-то: рельефа, водных объектов, естественных зеленых массивов. С другой – на создание искусственной эстетической среды: озеленение, мощение, строительство водоемов, малых архитектурных форм и др.

Ведущий геоэкологический принцип ландшафтного строительства – принцип природно-хозяйственной адаптивности – не теряет своей значимости и в городском дизайне. Современное архитектурное проектирование все чаще производится «от ландшафта».«От ландшафта» оно исходит и в вопросах дизайна. Учет местных природных условий позволяет достигать наилучших экологических и эстетических результатов. Зеленое убранство городов должно быть и в зональном, и в эдафическом отношениях в полной мере адаптивным.

В первую очередь, как это принято в планировании культурного ландшафта, им осваиваются экотонные (контактные) позиции. Ими могут быть приречные (приморские) зоны, крутые склоны и их подножья, прибровочные полосы междуречий, а также все неудобные земли – овраги, балки, заболоченные низины.

Для городов у моря традиционны приморские бульвары и парки. Ими славятся Одесса, Севастополь, Ялта, Сочи и др. «Нагорными (склоновыми) лесами и лесопарками знамениты высокие правобережные кручи Киева, Нижнего Новгорода, Москвы близ Воробьевых гор. По ним прокладываются аллеи-серпантины с видовыми точками на крутых поворотах. Пологие и покатые склоны холмов и долин порой превращают в искусственно террасированные с лестничными переходами и зелеными откосами. Поймы и речные острова – лучшие земли для создания гидропарков; низкие, надпойменные террасы – для спортивных арен. Стрелка при слиянии или бифуркации речных русел – прекрасная позиция для композиционного узла, фокального архитектурного объекта городского пейзажа.

Красива и величественна стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге с ее могучими ростральными колоннами или остров Сите с собором Парижской Богоматери, как бы «плывущим» среди вод Сены. Конечно, весь экологический каркас города с его естественными и искусственными зелеными насаждениями и водоемами должен находиться под пристальным вниманием дизайнеров.

Ландшафтный дизайн адаптивно соотносится не только с местными природными условиями, но и функциональными зонами города. Он различен в культурно-административном центре, районах жилой застройки, транспортных, промышленных и рекреационных зонах.

В общественных центрах управленческого, историко-культурного, образовательного, торгового назначения все чаще в современных городах производится разделение пешеходных и транспортных зон. Примером такого функционального членения могут служить Старый и Новый Арбат в Москве, пешеходные улицы и площади Берлина, Варшавы, Праги, Санкт-Петербурга и многих других крупных городов. Они становятся объектом специального дизайна. Часто подбирается орнаментированный тип мощения плиткой, брусчаткой. Замена асфальта декоративным покрытием – очевидный признак городской территории, отданной в распоряжение человеку. Озеленение проводится в стиле аллеи, бульвара. Освещение художественно оформленными светильниками и строительство малых архитектурных форм также входят в программу дизайна пешеходных зон.

Озеленение заметно различается по составу и масштабу растительных композиций на транспортных и пешеходных улицах. Известный ландшафтный архитектор А. П. Вергунов отмечает, что «на транспортных артериях зеленые насаждения рассчитываются в основном на восприятие человека из окна движущегося автомобиля. Здесь преобладают значительные, длиной несколько сотен метров, компактные и однородные зеленые полосы. На пешеходных улицах нужно обеспечить смену впечатлений через каждые 50-100-150 м, поэтому рядовые посадки здесь чередуются с открытыми пространствами газона, большие древесно-кустарниковые группы – с малыми и т. д. Особое значение придается разнообразию породного состава деревьев. Для пешеходных пространств отбираются наиболее ценные декоративные породы, например, имеющие выразительную форму кроны, специфическую текстуру коры и т. д.

Различаются и преобладающие типы посадок. Кроме аллейных, широко применяются групповые древесно-кустарниковые посадки, деревья-солитеры, «букеты» деревьев. Большую роль играют декоративные газоны и цветники, вертикальное озеленение фасадов зданий и малых архитектурных форм».

Помимо полностью изолированных от городского транспорта пешеходных зон, для массового пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха предназначаются городские бульвары. Они сопровождают транспортные магистрали (Бульварное кольцо в Москве, Елисейские поля в Париже), улицы жилых кварталов, набережные. В старину бульвары закладывались на месте крепостных валов. Пронизывая ряд районов города, они играют определяющую облик города эколого-эстетическую роль.

Дизайн городских площадей также имеет несколько решений. Перед фасадом главных общественных зданий (резиденции главы государства, парламента, дома правительства), у крупных исторических памятников и наиболее значительных культурных центров формируется открытая эспланада с зеленым партером, цветочными массивами, широкими аллеями, водоемами и фонтанами. Таково пространство перед фасадом главного здания Московского университета на Воробьевых горах. Ядро других площадей, расположенных близ культурных и торговых центров, образуется сквером с фонтанами и скамьями для отдыха. Так выглядит Театральная и Пушкинская площади Москвы. В скверах на фоне травяных газонов размещаются кустарниково-древесные группы. Характерны клумбы с искусно подобранной палитрой цветочного узора.

Площади, лежащие на перекрестке бойких транспортных магистралей, украшают центральным круговым газоном. Посреди него возвышается солитер – одиночное крупное дерево с правильной конусовидной или шаровидной кроной – либо группа из трех-пяти деревьев. В южных городах солитерами могут быть каштаны, платаны, ливанские кедры. Круговые газоны на центральных площадях Нью-Дели с развесистыми баньянами – излюбленное место ланча индийского чиновного люда. Декоративны кустарниково-древесные группы с конусовидным силуэтом. В их центре помещается одно высокое дерево, окруженное деревьями другой породы меньшей величины. А по периферии устраивается кайма из кустарников.

Характерным элементом ландшафтного дизайна в общественных центрах города являются внутренние дворики офисов – своеобразные «зеленые гостиные» для отдыха служащих и приватных бесед. Плотные зеленые изгороди из кустарников изолируют их от городской суеты и шума. Умело размещенные газоны, цветочные клумбы в сочетании с небольшими бассейнами, фонтанчиками и декоративным мощением дорожек успокаивающе действуют на нервную систему.

Ландшафтный дизайн жилых кварталов ориентирован как на озеленение улиц, так и на внутриквартальных пространств. Суммарно в селитебных зонах города зеленые насаждения должны занимать не менее 50% площади. Проезжие и пешеходные улицы традиционно сопровождаются аллеями, бульварами, открытыми газонами, цветниками. Внутриквартальные территории отводятся под зеленые массивы (своего рода микропарки), детские и спортивные площадки. В ряде городов, особенно южных, в этих местах можно встретить небольшие бассейны, пруды. Определенная роль в ландшафтном дизайне жилых кварталов отводится рельефу. Естественные перепады высот используются для образования нескольких уровней застройки, отделенных друг от друга акцентированными зелеными уступами. Для изоляции внутриквартальных пространств от шума и загрязнения со стороны транспортных магистралей применяется специальное обвалование с древесными насаждениями по гребню вала. В полосе, примыкающей к дому, шириной от 5-6 м, создаются приквартирные садики – своеобразный «зеленый этаж» дома. В средней полосе России он обычно состоит из газонов с кустами сирени, чубушника, боярышника, калины, шиповника и цветочных клумб.

В условиях плотной коттеджной застройки городов Западной Европы вошло в традицию выращивание маленьких садиков перед фасадом лома. Они отделяют его от тротуара и проезжей части улицы. Помимо зеленых насаждений здесь применяют декоративное мощение плиткой (или гравием) тропинок и миниатюрных площадок. Иногда небольшое плоское пространство перед домом используется для создания сада типа «ксист», состоящего из прямоугольных и квадратных газонов с бордюрами, при четкой осевой планировке. Прилегающая к саду стена дома украшается зеленым вертикальным ковром лианоподобных вьющихся растений (дикий виноград и др.). По внешнему периметру садики замыкают зелеными декоративными стенками либо насыпным озелененным валом.

Специфичны внутренние дворики в кварталах индивидуальной застройки городов исламского Востока. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре и других городах Центральной Азии в каждом дворике, полностью изолированном от внешнего мира глухими стенами зданий и дувалами, обязательно есть небольшой водоем, вымощенный камнем, а иногда и фонтанчик. Окруженный галереей тенистых террас, примыкающих к домовым покоям, дворик обсажен деревьями абрикоса, граната. На специальных опорах, порой в виде перголы (зеленого коридора), вьется виноградная лоза. Дорожки мощены галькой, гравием, каменной или бетонной плиткой. Здесь мы видим своеобразный вариант испано-мавританского дворика типа «патио».

В плотной городской застройке развитых стран стали прибегать в последнее время к классическим образцам малого японского сада. Ограниченное пространство организуется в нем так искусно, что производит впечатление значительного по площади. Различают несколько видов малого японского сада: сад камней («сухой сад»), сад воды, сад мхов, комплексный пейзажный сад. Главное в их композиционном устройстве – умелое сочетание природных и искусственных форм: растений, камня, воды – с одной стороны; элементов малой архитектуры (беседка, легкий домик для чайной церемонии, декоративные фонари) – с другой. В Японии до сих пор очень популярными остаются чайные сады.

В современных крупных городах, где каждый клочок земли стоит больших денег, очень популярными стали сады на крыше. Они разнообразны по композиции, но чаще представляют собой цветочные газоны. Актуальность дизайна «ландшафтов крыш» или «пятого фасада» с каждым годом возрастает.

 

Городские парки.

 

Рекреационные зоны города – это прежде всего его парки. Они возникают по-разному: нередко на месте бывшего лесопаркового комплекса, оказавшегося в процессе роста города в его границах, или на бывших пустырях, свалках, территориях заброшенных карьеров и других городских неудобьях. В зависимости от исходной природной основы и степени ее антропогенной трансформированности городской парк в разной мере может включать элементы естественного ландшафта и нацело рукотворные. Их соотношение связано помимо того как с функциональной направленностью парка, так и с выбором ландшафтно-архитектурного стиля, положенного в основу паркового проектирования.

Существуют специализированные парки: развлекательные с аттракционами, спортивные, детские, мемориальные, парки-выставки и др. Назначением парка (или его отдельных функциональных зон) диктуется применение либо регулярных, либо пейзажных моделей композиции. В полифункциональных парках можно найти место для тихого отдыха, детских забав, спорта и развлечений.

Главное внимание в дизайне городских парков уделяется пластике рельефа, водным объектам и в особенности растительности. Эстетизация рельефа предполагает целенаправленное подчеркивание разновысотности его уровней, террасовых ступеней и уступов, останцовых холмов и низин. Живописны террасированные парки с леатничными и серпантинными спусками в приморских городах (Одесса, Сочи, Севастополь) и городах предгорий (Кисловодск, Нальчик), где значительны перепады высот. Крутые уступы укрепляются подпорными стенками, сложенными декоративным естественным камнем (рустом). Орографические депрессии используются для создания водоемов: прудов, водохранилищ, каналов. Их украшают водными каскадами, водопадами, фонтанами.

Вода в парке во всех ее формах очень живописна. Она может быть тиха и спокойна, отражая в своей зеркальной глади солнечные блики, мерно плывущие облака, зелень и скульптурные украшения берегов. И в то же время динамична, с шумом и блеском вырываясь из фонтанов, падая сверкающими струями водопада или сплошным скатертным потоком сливаясь по ступеням каскада. Во второй половине 20 века стали популярны цвето-музыкальные фонтаны. Их устройство таково, что позволяет синхронизировать движение фонтанирующих струй с освещением различной яркости и цвета, а также музыкальным сопровождением. В тихие летние вечера искрящиеся водные струи и брызги в гармоничных сочетаниях с мелодичной музыкой и переливами света и цвета производят неизгладимое впечатление.

Растительный покров в городских парках богат и разнообразен. Обобщенно его можно представить в виде трех основных декоративных композиций:

- древесные и кустарниковые насаждения;

- цветочные композиции;

- зеленые газоны.

Часто они сочетаются друг с другом. При этом роль доминирующего фона обычно играет газон. Солитеры и группы, стоящие среди газона, служат, как правило, композиционными узлами паркового пейзажа. Им свойственны живописные очертания, броское, эффектное цветение, сезонная аспективность листвы. В средней полосе России на роль солитеров чаще всего выбирают: дуб, клен, плакучую иву, белый тополь, пихту. Насаждения из нескольких деревьев и кустарников, называемые группами, обычно образуют постепенный переход (парковый экотон) от открытого газонного пространства к лесному массиву. Группа строится по принципу контраста и гармонии входящих в ее состав растений. Принято использовать три, пять или семь деревьев одной или нескольких пород, например, сочетая по контрасту ель и березу, пихту и шаровидную иву. В ряде случаев применяется декоративная подсветка солитеров и групп. Вечером они как бы светятся изнутри, создавая иллюзию сказочного мира.

Самая традиционная парковая цветочная композиция – клумба. Она всегда слегка приподнята над окружающим газоном и смежной дорожкой. Клумбы изощренных узорных сочетаний с разнообразной цветовой гаммой называются арабесками. Регулярные композиции из клумб и цветочных партеров обычно украшают вход в парк или размещаются перед фасадом паркового зеленого театра, концертного зала.

В цветочных парковых композициях обязательно учитываются законы колорита, цветовых сочетаний. Опытом установлено, что наилучшим образом гармонируют цвета, отстоящие друг от друга в цветовом спектре через два интервала. Например, оптимальны сочетания оранжевого (желтого) и синего, красного и зеленого. Иногда допускаются сочетания цветов с интервалом через один. Например, желтый и голубой, фиолетовый и оранжевый. Раздражающе действуют на визуальное восприятие цвета стоящие спектрально рядом красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Что касается зеленого цвета, то он играет роль объединяющего фона в цветочной композиции и его эмоциональное воздействие на человека всегда благотворно.

Парковые газоны принято разделять на три вида: партерные, луговые, мавританские - цветущие.

Партерный газон отличается горизонтальной поверхностью и тщательно подстриженным зеленым ковром однородных трав. Как правило, он имеет строгие геометрические очертания, являясь непременным элементом регулярного парка. Ему свойственна гармоническая колористическая гамма, не допускающая излишней пестроты красок. Изящным обрамлением партерного газона часто выступает невысокая цветочная кайма, либо бордюр, либо рабатка.

Луговые и мавританские газоны типичны для парков пейзажного стиля. Ими оформляются опушки зеленых массивов и живописные поляны. Траву луговых газонов выкашивают реже и не так низко, как на партерах. Мавританские газоны, помимо газонных трав, засеваются однолетними цветами, что придает им яркий и пестрый естественный облик.

Аллеи – один из важнейших композиционных элементов паркового дизайна. С обеих сторон их обсаживают рядами ритмично расположенных деревьев и кустарников. Построение аллей возможно как в регулярном, так и пейзажном стиле. В первом случае для их обрамления подбирают деревья преимущественно компактных форм: голубые ели, пирамидальные тополя, кипарисы, пальмы. Кустарники часто стригут в стенку. В пейзажных парках тенистые аллеи, напротив, утопают под раскидистыми кронами лип, кленов, платанов и др.

 

Планировка и убранство садовых участков.

 

Процесс субурбанизации охватил в последние десятилетия чуть ли не полмира. Не миновала его и Россия. Многие горожане стали ныне владельцами садовых участков в пригородных садовых кооперативах. На первых порах приобретенные шесть-восемь соток использовались преимущественно под огороды и плодово-ягодные сады. Однако со временем, помимо чисто утилитарных целей, садовым участкам начали придавать и рекреационные функции, благо что и площади их возросли до 10-20 и более соток. Следом развернулось бурное коттеджное строительство. Естественно, возникла необходимость в специальной планировке сада, его художественном обустройстве. При наличии достаточных финансовых возможностей такую работу можно поручить специально приглашенному дизайнеру. Но куда интереснее и выгоднее заниматься ею самим землевладельцам, организуя ландшафтное пространство участка согласно собственным вкусам и представлениям о гармонии и красоте.

Здесь рождаются широкие перспективы для композиционной фантазии садоводов. Но следуя принципу природно-хозяйственной адаптивности, целесообразно оставаться в рамках того экологического потенциала, которым располагает исходный естественный ландшафт. Природа выдвигает перед садоводами жесткие требования приспособления к местному климату, рельефу, почвам, почвообразующим и подстилающим породам, грунтовым водам и т. д. Параллельно на садовых участках широко применяются различные виды мелиорации земель: дренаж верховодки высокостоящих грунтовых вод, подсыпка грунта и выравнивание микрорельефа, создание искусственного гумусо-аккумулятивного горизонта почвы и др. В итоге используется адаптивно-адаптирующая стратегия природопользования.

В отношении дизайна участков немало ценного можно найти в садовом наследии помещичьих усадеб дореволюционной России. В определенной мере его можно реанимировать и в наше время. В этом наследии мы находим умелое приспособление западноевропейских моделей регулярного и пейзажного садоводства к русскому ландшафту. Однако в России был выработан свой особый, неповторимый усадебный стиль, воспетый нашими художниками иписателями. О нем еще в 18 веке говорил основатель отечественного садоводства А. Т. Болотов: «Всего бы благоразумнее было бы нам, колико можно, осторожными и не спешить никак перенимать манеры у других, а паче испытать производить сады собственного своего вкуса, и такие, которые бы, колико можно, сообразнее были с главнейшими чертами нашего характера. Я не сомневаюсь, что таковые сады могли б для нас быть и прочнее и приятнее всех прочих; потому что они, будучи согласны с нашими склонностями, могли б доставить нам многочисленные удовольствия и увеселения».

Адаптированные к нашим условиям отечественные варианты регулярного и пейзажного стилей остаются главенствующими в садовом проектировании по сей день. В садовых кооперативах их применение, конечно, ограничено небольшими размерами участков, но вполне доступно, даже если ставить целью создание не только сада для отдыха, но и сада-огорода. И для того, и для другого можно найти достаточно места, если в вашем распоряжении 8-10 соток земли, не говоря о больших площадях. Рекреационная часть сада обычно размещается в наибольшем удалении от подъездной дороги. Как и при устройстве парков, главными строительными компонентами ландшафтного дизайна остаются здесь растительный мир, вода, камень. Немало художественного эффекта можно добиться, умело используя пластику рельефа.

Строго симметричный регулярный сад позволяет рационально использовать ограниченное пространство. Он импонирует вкусам людей аккуратных и организованных, любящих строгий порядок во всем, что их окружает. Регулярный цветник или партерный газон всегда гармонично соотносятся с фасадом дома-коттеджа, перед которым бывают разбиты. Неподалеку от дома часто создается так называемый внутренний дворик, замыкаемый древесно-кустарниковым окружением. Его используют для приема гостей, чаепития, тихого отдыха и чтения, настольных игр и бесед на свежем воздухе. От террасы дома к внутреннему дворику неплохо проложить зеленую галерею из вьющихся лианообразных растений на сводчатых опорах – нечто вроде перголы.

Как всегда, прекрасным украшением для сада являются водоемы. Даже совсем небольшой бассейн, обрамленный искусным мощением и зелеными посадками, безусловно, оживляет и разнообразит садовую среду. На самом солнечном и сухом месте привычно видеть альпийскую горку, где среди каменистых развалов выращиваются живописные группировки растений – петрофитов.

От въездных ворот к входу дома традиционно прокладывается парадная аллея. В средней полосе России чаще всего липовая. Ее, как и садовые дорожки, принято покрывать слоем гравия или выстилать плиткой. Специальное декоративное мощение не занятых участков сада – один из эффективных приемов современного ландшафтного дизайна.

Лучшим обрамлением всего участка служат зеленые изгороди. Представленные ажурными насаждениями высоких в 1,5-3 м кустарников, они очень живописны. Глухие дощатые или каменные заборы, напротив, разрушают интимную садовую ауру.

Несмотря на ограниченность площади, рекреационная зона садового участка, может быть представлена и в виде небольшого пейзажного парка. Общим фоном всей композиции видится ярко-зеленый травяной газон (луговой или мавританский). Для частичного затенения на нем высаживают редко стоящие деревья с достаточно развесистыми кронами (липы, клены, каштаны). Порой их заменяют плодовыми – яблоней, грушей.

Наиболее сильным эмоциональным акцентом парка обычно служит водоем с живописными, неправильных очертаний берегами и зарослями таких гидрофитов, как кувшинка белая (именуемая в народе водяной лилией или лотосом севера), кубышка и др. Для контраста по соседству с водоемом возможно сооружение альпинария с хаотическим нагромождением каменных глыб, подернутыъ разноцветной пленкой накипных лишайников, и гвездящимися в расщелинах петрофитами. Древесно-кустарниковые насаждения в виде куртин, малых рощиц, зеленого обрамления внутреннего дворика, как правило, уступают по занимаемой суммарно площади открытым пространствам. В садах пейзажного стиля оптимальным принято считать территориальное соотношение тех и других, приближающееся к золотой пропорции.

Как видно, воспроизведение в малых масштабах классических композиций садово-паркового искусства вполне доступно и для садовода-любителя. При этом возможны многообразные вариации известных стилей. И не только отечественных или западноевропейских, но и восточных, в частности изящных японских малых садов или испано-мавританских двориков типа патио. Однако еще раз подчеркнем: все они должны быть оптимально приспособлены к местным природным условиям и соответствовать этнокультурным вкусам. Об этом нельзя забывать, пользуясь многочисленными зарубежными наставлениями по ландшафтному дизайну садовых участков, которые в обилии появились в последние годы на российском книжном рынке.

 

 

 

 

Text 1

 

 

Bradford pear is proving to be one lemon of a tree.

 

Michael and Angela Cohen bought their Parisppany house in part for 22 pear trees that lined the street.

Then, last year, one of the trees toppled onto their front yard after a heavy rain. That was just after high winds cleaved huge branches from three other trees on the block. A week ago, the remnants of Hurricane Isabel ripped limbs from two other pear trees. As one fell, it pulled down power lines to the couple s home.

“It is like they re cursed,” Angela Cohen said of the trees.

In a way, they are, and it is a problem communities across New Jersey will face more and more.

Thirty years ago, Bradford Callery pear trees were considered «an urban foresters dream»

Growing rapidly, blossoming early and losing their leaves late, they became the tree of choice in many New Jersey cities and hundreds of new subdivisions. According to the U.S. Agricultural Research Service, the Bradford, which does not bear fruit, is among the 10 most widely planted ornamental trees in the eastern United States.

But, to the dismay of arborists, they turned out to be so delicate they begin to self-destruct in about 20 years. Aggressive pruning might add 10 or 15 years to their lives, but eventually the trees have to be replaced.

“They re in every county of the state”, said Nicholas Polanin, Rutgers Cooperative Extension agricultural agent in Somerset County, naming towns like Hoboken, Jersey City, Weehawken, Branchburg, Cranford and Morristown. «They start out looking really nice from an aesthetic standpoint but then they fall apart.»

“It is what the men call “the overtime tree,”” said Greg Hurley, supervisor of the Shade Tree Commission in East Brunswick. “We have taken close to 1,000 of them down in last10 years.”

The problem is that all the branches grow from the same starting point, about 8 to 10 feet from the ground. From there, three or four «leaders» grow upward from the trunk. As the tree grows to about 30 feet, branches, with thick mantles of leaves, stretch from the leaders.

“It is not so bad in the beginning but, in 20 years, all those branches are so large they wind up fighting with each other”, Polanin said. All it takes is a high wind, a heavy snow or even a dousing rain to rip one or more of the leaders from the tree, Polanin said.

It was not supposed to be that way. After developing the Bradford from seeds collected in China more than half a century earlier, the Agricultural Research Service thought it had found the perfect tree for city streets and suburban subdivisions.

“It was easy to plant, grew in any kind of soil- it was an urban foresters dream”, said John Kuser, professor emeritus in the Cook College department of ecology, evolution and natural resources.

And beautiful, too. The display begins in spring with a bower of white blossoms that evolve into dark green foliage. In the fall, the leaves turn deep red and remain on the branches long after other trees shed their leaves.

Princeton Township, where Kuser chaired the Shade Tree Commission for 30 years, planted scores of the trees. “But when they got 20 feet high, we saw they were very brittle,” he said. “Of course, you would not know that until they got that high.”

About 10 years ago, the New Jersey Shade Tree Federation announced it was taking the Bradfords off its list of recommended trees.

“They were all over the place and that is another reason why we do not push them because too many trees of one variety can be a problem,” said Bill Porter, executive director, recalling the fungus that wiped out the popular Dutch elm in the 1940s and 1950s.

As for Bradfords, New Jersey is not the only place where the trees have lost favor. Ice damage prompted Greensboro, N.C., to remove a number of trees in March and the University of Virginia ripped out a line of them along a campus road three years ago. Even National Arboretum removed them from its parking lot.

Possible replacements include other types of pear trees, like Whitehouse, Red Spire and Capitol, which are slimmer and shorter than Bradfords and not as likely to split.

In New Jersey, foresters have been using aggressive pruning techniques they said are prolonging the lives of remaining Bradfords by 10 or 15 years.

Parsippany started doing that about 10 years ago and the tactic has cut the number of trees lost to about three or four a year, said James Walsh, superintendent of the parks and forestry department. “We take out, or shorten, the heavier wood,” he said.

But eventually there comes a point when damaged trees must come down. That will soon be happening to the eight pears that have graced Lorraine Court in East Brunswick for 35 years, said Hurley, the shade tree supervisor.

“I am pretty fed up with them.”

 

Exercises

Find the Russian equivalents:

-aggressive pruning technique

-parking lot

-to line the street

-to become the tree of choice

-arborist(s)

-to take down

-starting point

-to rip a branch from a tree

 

 

What is the English for:

-сбрасывать листья(2вар)

-испорченное, поврежденное дерево

-треснуть, расщепиться (о дереве)

-плодоносить

-столкнуться с проблемой

-декоративное дерево

-удобное (удачное) для города дерево

-цветение

 

 

Follow the 7-th passage and draw the mature Bradford pear

 

 

-Describe Bradford pear

-How many “leaders” does average Bradford pear have?

-What technique can prolong the life of Bradford pear?

-What are Whitehouse, Red Spire, and Capital?

-Name tree-related organizations you found in the text.

-What climatic changes can cause a problem with Bradford pear?

-How do you understand “an urban forester”?

 

 

5.Find

Bradford pear

Advantages Disadvantages

 

 

Text 2

 

ADOPT A PIECE OF THE EARTH

-.

 

Take A Guess.

What's the best way to takecare of a small patchof grass? A) Pave it with concrete to







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 670. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия