ИМЯ ТВОРЦА ДОЩЕЧЕК
По сей день идут споры о том, был ли один создатель "Книги Велеса" или много: и они переписывали и дописывали тексты дощечек из века в век... Все так, была и традиция, жреческая, восходящая к самому Бояну, Бусу и Златогору из рода Белояров. Были и послушники, проходившие обучение в храмах, в знаменитых на весь славянский мир центрах ведического знания, - таких как Руян на Балтике, Сурож и остров Буян (Тамань) на Черном море, святилища Киева Древнего и Новгорода Великого. В сих центрах переписывались древнейшие летописи, сказания. И многие волхвы читали проповеди на праздниках поминовения предков. Среди волхвов был, я уверен, тот, кто продолжил дело предков и завершил традицию Бояновых и Златогоровых песен. И этот создатель, его единая сильная личность как бы "витает" над образами "Книги Велеса", она чувствуется в каждой строке, в тексте каждой дощечки. Волхв с "Книгой Велеса", рис. А. Асова Этот волхв являлся личностью необычайной, обладал воистину божественной мощью слова, широчайшим кругозором и знанием древней истории; был посвящен в величайшие глубины и таинства славяноведической традиции. Такая личность приходит раз в эпоху и оставляет след в вечности. Так каково же имя преодолевшего бездну времени творца "Книги Велеса"? Дошло ли оно до нас? Дошло. Оно нам известно давно, уже двести лет! Оно указано уже в каталоге известного археографа Александра Ивановича Сулакадзева, того самого, у коего хранились дощечки "Книги Велеса" в начале XIX века. В сокращенном виде оно указано и в самих "дощечках" (а именно в надстрочной записи дощечки № 12, о чем подробнее будет рассказано ниже). И имя это Ягила Ган. В каталоге А.И. Сулакадзева даже указано, что жил он в IX веке недалеко от Новгорода, "в Ладоге". Имя волхва Ягила вполне обычное, западнославянское. Звучит оно и как "Ягайло", "Ягайла", "Ягелло" (могло оно звучать и в древности так или близко к тому, но при передаче "велесовицей" превратилось в "Ягилу"). Польская королевская династия XIV-XVI веков. Ягеллонов, основателя коей звали Владислав Ягайло (Ягелло), так его родовое имя передают средствами современной русской азбуки, а по-польски его записывают как Jagiello. Очевидно, что "велесовицей" сие имя могло (и должно) было записываться так: «ягила» - «ягјела» (что совпадает с польской транскрипцией), а А.И. Сулакадзев неизбежно должен был его передать как Ягила. Фамилия или родовое имя Ган имеет опять-таки западнославянское звучание: у чехов есть имя Ганка (его носил известный чешский ученый, работавший с "Краледворской рукописью"). Есть и немецкая фамилия Ганн, имеющая славяно-венедские корни, ибо в славянских языках ган (а также бан, пан, наконец, хан) означает царь или князь. Есть и созвучное слово ком, означающее жрец, что вполне подходит для волхва, принадлежащего к жреческому роду. В связи с этим мы можем предположить, что ладожский или, что более вероятно, новгородский волхв Ягайло Ган был из рода западнославянских (то есть венедо-ободритских) волхвов. Этим-то и объясняются очевидные в его речи так называемые "польские" черты, на кои потом указывали многие филологи. Да и в толковании Триглава2, где он на место старого "словенского" Велеса ставит "венедского" (западнославянского) Святовита, вполне объяснимо западным происхождением волхва Ягайло. Таким образом, имя его дает нам право говорить о "венедских" корнях его рода, а также о том, откуда сей род пришел во словенские земли.
|