ПОСЛЕ БРАВЛИНА
После правления Бравлина малосвязанная политически "империя" стала распадаться. В Новгороде власть перешла к князю Буривому. А в Киеве стал править, опираясь на варяжскую дружину, князь Рус (коего арабский историк Ибн Руста называл Хакан Рус), и он потом правил до 40-х годов IX века. Все эти тридцать лет Ягайло, судя по всему, был далек от княжеских хором. Не обращается он ни к Русу, ни к Буривому, даже их имен нет в "Книге Велеса". И есть основание полагать, что он остался служить в храмах Сурожа, единственных, описанных со всей подробностью. Ягайло рассказывает и о религиозной реформе, о включении в литургию ряда молитвенных формул античного пророка Аполлония Тианского и даже появления в храме рядом со Сварогом и Матерью Славой статуи Дыя Патера (Перунца), в коей нетрудно узнать Юпитера. Так, включая в славянскую ведическую службу элементы античного богослужения, Ягайло стремился укрепить древнюю веру среди греко-римской части населения Сурожа. А на проповедях в дни Радогоща Ягайло поминает о более чем тысячелетней истории освоения славянами Причерноморья, о борьбе с греками, готами, хазарами. К тому времени осложняется обстановка в причерноморских степях. Хазары в 833 году с помощью византийских инженеров построили на Дону крепость Саркел. А затем подчиненные хазарам мадьяры стали совершать набеги на славянские земли. Князь Рус правил по крайней мере до 839 года, отражая набеги хазар и мадьяр, и в тот год он послал послов для переговоров с империей о прекращении помощи хазарам. Однако вскоре мадьярский воевода Олом взял приступом Киев и наложил на киевлян дань. А окончательно правление династии Кия в Киеве прервалось после того, как град взял приступом Дир, или, как его называет Ягайло, Дирос Эллинский: "...Он пришел к нам и побил нас из-за нашего разделения и усобиц". Византийская интрига завершилась успешно. А в новгородской Руси в эти же годы погиб на реке Кумене (в нынешней Вятской области) князь Буривой, и новгородцы избрали посадником его сына Гостомысла. Гостомысл тогда же стал поддерживать борьбу своих родичей вендов-ободритов против натиска немецких рыцарей. Он возглавил поход на Людовика Немецкого в полабских землях. Дочь его Умила, будучи при нем в том походе, вышла замуж за князя бодричей Годлава, и вскоре у них родился сын Рюрик. В 844 году Гостомысл, а также его сыновья погибли в битве с Людовиком Немецким, потому в Новгороде стали править посадники, уже не принадлежавшие роду Гостомысла. Сурожскую Русь, где тогда жил Ягайло, эти события трогали мало. И говорил Ягайло только о постоянно возраставшей хазарской угрозе, рассказывал о том, как в прошлые столетия русичи отбрасывали хазар за Дон, когда их вели в бой князья Скотень и Храбр, воевода Гордыня. Сдержанно отзывается он и о Дире, ибо, несмотря на то что тот пришел к власти при поддержке Византии, Дир не стал разрушать традиционный уклад жизни киевлян и не преследовал за веру. В 860 году корабли Дира совершили удачное нападение на Константинополь в отместку за преследования и обращение в рабство русских купцов. Согласно венецианской хронике, "русы возвратились из похода с триумфом". И тогда же, обеспокоенные усилением славян, византийский двор и патриарх Фотий послали к славянам и хазарам двух миссионеров Кирилла и Мефодия. Они три года проповедовали в славянских и хазарских землях. В Херсонесе Кирилл изучал даже славянскую письменность у некоего русина. Вспомнил о сей миссии и волхв Ягайло, он говорил о Кирилле, "который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим...". Ягайло упоминал и о реформе письменности, предпринятой Кириллом, который на самом деле пытался ввести не ту кириллицу, которую мы теперь знаем, а глаголицу. И была эта реформа предпринята для того, чтобы "мы утратили свою письменность", и таким образом была бы отсечена вся древняя литература, народ лишился бы исторической памяти. После миссионерской деятельности "солунских братьев" в 864 году Византия предприняла поход в славянские земли, воспользовавшись чудовищной засухой и голодом. Византийцы захватили Болгарию, и патриарх Фотий болгар и самого князя Бориса крестил по византийскому обряду. Потом, по свидетельству Ягайлы, "Русь была растоптана греками-ромеями, которые шли по морским берегам до Сурожи" (Лют III, 6). Итак, в 864 году, на 73-м году жизни (как мы полагаем), Ягайло был вынужден покинуть захваченный византийцами Сурож, где он к тому времени прожил уже полвека. С семьей он возвратился на родину, в Новгород Великий.
|