Студопедия — Изобразительное творчество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изобразительное творчество






Формирование эстетической установки и эстетической эмоции — составная часть воспитания сенсорной культуры, которое осуществляется в различных разделах программы, в том числе и на занятиях изобразительной деятельностью. Детей учат изображать маленькие и большие, круглые и квадратные предметы, раз­дать. сохранять и изображать цвета, величины и формы предметов и т.д. Основное внимание обращается на закрепление у детей ощущений удовольствия и радости от того, что можно перемешать и гармонично представить цвета, полюбоваться ко; сотой получившегося оттенка.

Данный раздел программы ориентирует педагогов на то что эстетическое развитие детей с ТНР в процессе изобразительно) творчества предполагает сохранение в их отношении к миру диалектики восприятия живого и обобщенного, эмоции и понимания, радости познания и радости изобразительного творчества

Изобразительное творчество детей активно представлено в их изобразительной деятельности. В ходе занятий изобразительной деятельностью с детьми взрослые должны заботиться о развитии аффективной окраски детского восприятия, о формировании неречевых и речевых умений детей выражать свои эмоции, радость интерес и удовольствие от своей деятельности.

Для реализации задач раздела «Изобразительное творчество образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей (самостоятельной или совместной со взрослым). Любое проявление инициативы и самостоятельности детей приветствуется и поощряется. Элементы рисования, лепки, аппликации включаются в коррекционные занятия по преодолению недостатков речевого развитии детей, в образовательный процесс, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность.

 

Педагогические ориентиры:

¾ развивать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам

¾ формировать представления детей об используемых в изобразительной деятельности предметах и материалах (карандаши фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др. и их свойствах;

¾ развивать социальную направленность детской изобразительной деятельности, поощрять стремление изображать себя с ре ди людей, животных, в природе;

¾ развивать у детей анализирующее восприятие и умение от ражать в изображениях существенные свойства объектов;

¾ поощрять стремление детей изображать реальные предметы, помогать им в установлении сходства изображения с предметов («Посмотри! Что получилось? На что похоже?»);

¾ развивать операционально-техническую сторону изобразительной деятельности детей путем специальных упражнений на формирование и закрепление следующих умений: пользоваться карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетать прямые й наклонные линии; рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы; использовать приемы примакивания и касания кончиком кисти;

¾ учить детей перед изображением анализировать образцы, реальные объекты (натуру) в определенной последовательности, используя зрительно-двигательное моделирование формы, обве­дение предмета по контуру перед рисованием и ощупывание пе­ред лепкой;

¾ учить детей сравнивать форму предмета с эталонной формой («Шар круглый. Яблоко как шар. Яблоко круглое») и оформлять результаты сравнения словесно;

¾ учить детей называть предмет и его признаки («Это шар. Шар круглый. Шар красный»), передавать основное содержание выполненного изображения двухсловным предложением;

¾ обучать детей способам изображения человека с помощью специальных упражнений с моделью человеческой фигуры (ре­жиссерской куклой);

¾ учить детей планировать основные этапы предстоящей ра­боты, строить свою деятельность в соответствии с намеченной последовательностью;

¾ развивать умения детей окрашивать изображения красками, карандашами фломастерами,

¾ учить детей выполнять пальцем, кистью и специальными приспособлениями (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;

¾ знакомить детей с приемами декоративного рисования;

¾ учить детей работе с клеем для выполнения аппликаций из готовых форм, знакомить их с приемом рваной аппликации;

¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами, при выполнении аппликации;

¾ совершенствовать умения детей передавать в изображениях пространственные свойства объектов (форму, пропорции, расположение в пространстве);

развивать у детей ориентировку в пространстве листа, со­действовать композицию (равномерное распределение объектов на листе, линейная (фризовая) композиция), обучать их заполнению всего пространства листа бумаги;

¾ обучать детей приемам работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мел­кие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать) по подражанию и образцу;

¾ учить детей оценивать свои работы путем сопоставления их с натурой и образцом;

¾ развивать у детей координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки, выполнения аппликации; развивать движения глаз, опережающие руку;

¾ закреплять представления детей о форме, величине (боль­шой — маленький, больше — меньше, высокий — низкий, длин­ный — короткий) и пространстве (ближе, дальше, верх, низ, се­редина);

¾ учить детей доводить работу до конца;

¾ учить детей работать вместе с другими детьми при выпол­нении коллективных работ под руководством взрослого;

¾ поддерживать положительное отношение детей к результа­там изобразительной деятельности и стремление показывать свои работы другим;

¾ воспитывать у детей стремление радоваться своим и чужим достижениям.

Основное содержание

Рисование. Сравнение и дифференциация предметов по раз­личным признакам (подобрать по образцу, разложить на две груп­пы по двум образцам и т. п.).

Соотнесение формы предмета с эталоном и называние ее: кру­глый (похож на шар), квадратный (интеграция с образовательнойобластью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Закрепление и дифференциация цвета (красный, желтый, си­ний, зеленый, белый и черный), использование цвета в процессе рисования, передача в рисунке основных цветов времен года (зимы, лета) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Преставления о себе и об окружающем природном мире»).

Развитие пространственных представлений. Моделирование изменяющихся отношений между объектами по подражанию, образцу и словесной инструкции. Отражение пространственных отношений в речи: около, вверх — вниз, внизу — наверху, с этой стороны, с другой стороны, в середине, по бокам.

Развитие представлений о величине, сравнение предметов, употребление прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный — короткий) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Обследование предметов перед рисованием в определенной последовательности (с помощью взрослого).

Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию (мяч, яблоко, лента).

Закрашивание листа бумаги кистями разной ширины, тампо­нами из поролона (ваты), губкой круговыми, вертикальными, горизонтальными движениями для последующего выполнения аппликации или рисунка («Звезды на небе», «Цветы на лугу», «Салют», «Листопад» и др.).

Рисование восковым мелком и акварелью. Закрашивание кра­ской листа бумаги (широкой кистью, тампонами из поролона, губкой), на котором предварительно выполнены рисунки вос­ковым мелком или свечой (картинки с сюрпризом: «Грибы», «Де­рево», «Кошка», «Матрешка», «Неваляшка», «Плавают уточки», «Снеговик» и др.).

Рисование предметов округлой формы (шары, бусы, обручи, сушки) с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения. Вклю­чение этих изображений в сюжет («Мячи в сетке», «Сушки на Шпагате», «У мамы красивые бусы», «Шары на елке» и др.) (инте­грация с образовательной областью «Познавательное развитие» — Раздел «Элементарные математические представления»).

Рисование предметов угловатой формы с использованием предварительного обводящего движения как вспомогательного средства для создания изображения («Окна в доме», «Празднич­ная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а также предметов с сочетанием круглой и угловатой формы (тележка, автобус и др.) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел Элементарные математические представления»).

Рисование красками с использованием приемов примакивания (трава, заборчик, листочки и др.) и касания кончиком кисти (В доме зажглись огни», «Горошинки на платье», «Набухли почки» «Распустились листочки», «Салют» и т. п.); составление узоров из точек и мазков на полоске.

Рисование красками, фломастером, карандашом объектов, различающихся по величине («Мама с дочкой гуляют», «Это я имойпапа»). Дорисовывание предложенного изображения по своему желанию.

Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой фор. мы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров) и расположению (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные ма­тематические представления»).

Рисование с натуры (пирамиды из трех-пяти колец, неваляшки, колобка, грибка и др.) после предварительного зрительно-двига­тельного обследования. Повторение изображения по памяти.

Рисование разных деревьев или нескольких изображений од­ного и того же дерева с использованием разных приемов (ли­стья — мазки, которые накладываются друг на друга: кисть плаш­мя — примакивание). Если ребенок освоил прием касания, то по его желанию он может рисовать не мазками, а точками.

Рисование леса, в котором растут разные деревья. Дорисовывание изображений людей или наклеивание их фигурок на рису­нок (самостоятельно или с помощью взрослого).

Рисование разных видов человеческого жилья: деревенского дома с длинным и коротким забором, городского дома. Дорисовывание во всех случаях людей (под деревом, рядом с домом и т. п.) или наклеивание их фигурок на рисунок (самостоятельно или с помощью взрослого,) (интеграция с образовательной обла­стью «Социально- коммуникативное развитие» -раздел «Представ­ления о мире людей и рукотворных материалах»).

Рисование разных машин на городской улице, на шоссе.

Раскрашивание карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений (в том числе и простых сюжетных) по показу взрослого и самостоятельно.

Обрисовывание ладоней и всего тела каждого ребенка Последующее совместное дополнение получившихся контуров деталями. Раскрашивание.

Дорисовывание недостающих элементов в рисунках: ягодок на ветке, частей тела животных (уши, носы, лапы, хвосты), листьев на деревьях, элементов домов (окно, дверь), узоры на ковриках, шелках и т. д.

Заштриховка карандашами контурных изображений разнообразных объектов по показу взрослого и самостоятельно.

Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки. Ассоциирование их с реальными объектами (животными, тучами, растениями, людьми).

Рассматривание дымковской игрушки. Знакомство с основными элементами дымковской росписи. Выполнение элементов ро­списи в полоске.

Выполнение декоративных узоров с чередованием элементов (женские украшения, роспись на посуде и одежде и др.) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Создание композиций с помощью штампов («Белочки гото­вятся к зиме», «В саду поспели яблоки и груши», «Ежи собираю» грибы на поляне», «Зоопарк», «Коврики», «На грядках выросли овощи», «Праздник у зверей» и др.).

Коллективное выполнение рисунков: «Играем зимой (летом)», «Наши праздники» и др.

Рассматривание детских цветных рисунков через кодоскоп.

Создание тематических альбомов из совместных работ детей и взрослых для последующего рассказывания по ним: по време­нам года, к литературным произведениям: «Волк и семеро коз­лят», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Три медведя», «У солнышка в гостях» «Уж ты, радуга- дуга», «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Кто сказал мяу?» Сутеев) и др. (интеграция с логопедической работой, образова­тельной областью «Речевое развитие»).

Лепка Сравнение предметов с предметами эталонной формы шар, куб). Употребление в речи выражения «как шар» (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Развитие у детей восприятия формы и величины предметов; Сличение сходных форм (яйцо и шар, яйцо и лимон, шар и яблоко).

Соотнесение величины кусков глины (заранее подготовленных взрослым) с размерами частей предмета, сравнение их с помощью взрослого («У снеговика внизу большой снежный ком — надо взять большой кусок глины») (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Иллюстрирование содержания сказок с использованием пластилиновых (глиняных) фигурок (с помощью взрослого) (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативной развитие» — раздел «Игра»).

Игры и игровые упражнения на узнавание различных фигурок (мишки, зайки, белки и др.) на ощупь, объяснение, последующее рассматривание и повторное узнавание на ощупь.

Анализ объектов перед лепкой с помощью взрослого (обследование методом ощупывания двумя руками под зрительным контролем).

Лепка из цветного теста предметов округлой формы по подражанию взрослому и по представлению (яйцо, яблоко, грибы, рыбки, пирамида из трех колец, самолет, неваляшка, снеговик.

Лепка предметов округлой формы на основе предварительного обследования (яйцо, яблоко, арбуз, апельсин) по подражанию взрослому или по образцу (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математические представления»).

Конструктивная лепка (от частей к целому) из цветного теста, пластилина и глины (пирамидка из колец или шаров, снеговик, неваляшка, животные, самолет и др.) по подражанию и по образцу. Лепка знакомых предметов по представлению.

Лепка из глины и пластилина объектов, различающихся по величине (курочка с цыплятами, неваляшки — мама и дочка) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» - раздел «Элементарные математические представления»).

Лепка с использованием приемов защипывания краев (блюд­це, миска, печенье), оттягивания (морковка, птичка из целого куска, лимон, огурец, банан).

Лепка скульптурным способом фигурок людей и животных для создания сюжетных композиций по содержанию сказок для по­следующего обыгрывания.

Раскрашивание с помощью взрослого изделий из глины, ис­пользование их в игре с помощью взрослого и самостоятельно. |

Создание поделок парами с целью научить детей договариваться о распределении операций и последовательности их выполнения (с помощью взрослого) (интеграция с образовательной обла­стью «Речевое развитие»).

Рассматривание и обыгрывание изделий художественных промыслов.

Аппликация. Игры и игровые упражнения на развитие восприятия. Выполнение заданий по образцу и словесной инструкции.

Закрепление представлений о цвете, форме, величине: выбор предметов в соответствии с самостоятельно выделенным призна­ком по одному образцу, по двум образцам. Упражнения на чере­дование предметов, раскладывание мозаики по образцу (чередо­вание 1:1, 2:2, 2:1 и др.) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Элементарные математиче­ские представления»).

Составление узоров в полоске без наклеивания по образцу, постепенное увеличение количества элементов (осенних плодов, листьев, праздничных флажков, шаров и т. д.).

Составление узоров из готовых элементов с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ в квадрате, в круге, в полоске (бусы у тети, бусы на елке, веночек из васильков и одуванчиков, тарелка с узором, салфетка с узором).

Создание симметричных узоров. Перенос узора с левой по­ловины на правую (бабочка, украшенная елка, платье и др.) или с верхней части в нижнюю (шарфик, полотенце и др.).

Составление узора в полоске и в круге по образцу (лес — боль­шие и маленькие елочки; улица — высокие и низкие дома; елоч­ная гирлянда — шары разного цвета; сосульки на ветке разной формы и др.).

Предметная аппликация на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Построим дом из трех этажей», «Слепим снежную бабу», «Соберем пирамидку, башенку» и др.).

Сюжетная аппликация из готовых деталей («Дети на прогулке», «Дети осенью в лесу», «Дети слепили снежную бабу», «У дома сад», «Улица» и др.). Самостоятельный выбор детьми изображений (помощь педагога при создании композиции).

Предметная аппликация с использованием приема рваной аппликации.

Аппликация по типу разрезной картинки, го есть путем составления целого из фрагментов («Мальчики и девочки гуляют». «Собака бежит» и др.).

Создание (с помощью взрослого) сюжетных композиций по желанию детей с использованием приема «подвижной аппликации». Последующее рассказывание сюжета и рисование его (интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»).

Рассматривание с детьми декоративной вышивки, росписи, отделки на платье и фартуке и т. п. (интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации («Белочка собирает орешки», «В небе летят птицы», «Зайчики играют на полянке», «Цветные шарики на празднике и др.).

Создание книжек-самоделок (при активном участии взрослого) по сюжетам сказок, потешек для последующего рассказыва­ния («Уж ты, радуга-дуга», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди». «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Репка» и др.) (интеграция с логопедической работе образовательной областью «Речевое развитие»).

Музыка

В музыкальном образовании выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, музыкальное образование и творчество, которые в обучении детей с ТНР имеют свою специфику. В процессе музыкального образования у дошкольников формируется музыкальная культура и музыкальный вкус, дети знакомятся с доступными им художе­ственными образцами современной, классической и народной музыки. При слушании музыки у дошкольников с ТНР форми­руется навык слухового сосредоточения, который стимулирует коррекционную работу по развитию фонематического восприятия, происходит не только обогащение музыкальными впечатлениями и образами, но и развивается способность к анализ слуховых эталонов, рефлексии собственных эмоций и состоя­ний.

Исполнительство и творчество реализуются в пении, в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах. В процессе исполнительства и творчества у детей развивается способность к элементарному музицированию, формируются умения и навыки владения собственным телом, мотивации усовершенствованию, желание принимать участие в публич­ных выступлениях.

Музыкальные занятия на всех ступенях обучения детей проходят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. На первой ступени обучения в них активно участвует учитель-логопед. Элементы музыкально-ритмических занятий учитель-логопед и воспитатели группы включают в образовательную деятельность по коррекции недостатков в речевом развитии детей, в самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность. детьми на групповых коррекционных занятиях. Содержание логопедических и музыкальных занятий на первой ступени обучения детей с ТНР взаимосвязано Эта взаимосвязь проявляется в коррекционно-развивающей работе с неречевыми звуками, в формировании у детей сосредоточения на звуке, в упражнениях на определение местонахождения источника звука, в обу­чении сравнению контрастных и близких по звучанию неречевых туков.

Взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководите­ля и воспитателей имеет огромное значение для развития слухо­вого восприятия детей: восприятие звуков различной громкости громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использовани­ем звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподра­жаний; совершенствование общеречевых умений и навыков (ды­хательных, голосовых, артикуляторных).

Музыкальные, физкультурные и логопедические занятия име­ют общую составляющую в плане выработки динамической ко­ординации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержания двигательной програм­мы при выполнении последовательно организованных движений. Для детей с тяжелыми нарушениями речи особо значимы упраж­нения по развитию движений кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межана­лизаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) Эти упражнения целесообразно проводить на интегрированных занятиях с использованием музыки.

На музыкальных занятиях, организуемых на первой ступени обучения, особое внимание уделяется формированию слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Программное содержание образовательной области «Музыка» взаимосвязано с логопедической работой по формированию ритмических движений в соответствии с характером звучания музыки, развитием слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех ритмических сигналов и т. п.

Важная роль на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей в этот период отводится играм с музыкальными игрушками и инструментами, которые могут использоваться специалистами на различных занятиях: во время рисования играх с образными игрушками, с природным материалом, двигательных играх. Одни и те же мелодии, музыкальные инструменты и игрушки могут применяться в разных вариантах. Это позволяет не только вызывать у детей положительные эмоции, но и устанав­ливать связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т. п.

Содержание образовательной области «Музыка» на первой сту­пени обучения реализуется:

¾ в непосредственной музыкальной образовательной деятель­ности на музыкальных занятиях: в двигательных образных им­провизациях под музыку; в упражнениях для развития певче­ского голосообразования; в упражнениях артикуляционной гим­настики; в интонационно-фонетических игровых упражнениях; в пении взрослого асарреlli; в играх на фонацию звуков и их ме­лодику; в элементарном музицировании, музыкально-ритмиче­ских упражнениях с предметами и без предметов;

¾ в музыкальной деятельности в режимные моменты на утрен­ней гимнастике, на музыкальных физминутках и в динамических паузах, при рассказывании сказок с музыкальным сопровожде­нием, в двигательных образных импровизациях под музыку, при сопровождении рассказывания потешек, прибауток игрой на му­зыкальных инструментах.

Педагогические ориентиры:

¾ воспитывать у детей интерес к музыкальным занятиям, же­лание участвовать в музыкальных играх;

¾ воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на музы­кальное звучание;

учить детей различать звуки по качеству звучания и отражать это в пропевании и проговаривании: высота (высоко — низко), длительность (долгий — короткий), сила (громко — тихо), темп (быстро — медленно); передавать качество звучания плавными движениями рук, хлопками, имитационными движениями; развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах;

¾ обучать детей ориентировке в пространстве зала: идти навстречу взрослому по определенной команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу); ходить, не задевая друг друга; расходиться и собираться вместе (к игрушке, обручу) по музыкальному сигналу;

¾ развивать слуховое внимание и сосредоточение: уметь определять источник звука, его направление без использования зрения;

¾ учить детей прислушиваться к звучанию погремушки, ко­локольчика, неваляшки или другого звучащего предмета, узнавать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

¾ развивать двигательно-активные виды музыкальной дея­тельности: музыкально-ритмические движения и игры на шумо­вых музыкальных инструментах;

¾ формировать у детей вокальные певческие умения в про­цессе подпевания взрослому;

¾ стимулировать умение детей импровизировать и создавать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах;

¾ обучать детей действиям с колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;

¾ учить детей вслушиваться в музыкальное звучание, реаги­ровать на его изменения в двухчастной пьесе сменой движений;

¾ формировать у детей первоначальные музыкальные пред­ставления умение узнавать знакомые мелодии;

¾ учить детей создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (зайчик веселый, грустный, сер­дитый и т. д.);

¾ учить детей различать колыбельную и энергичную плясовую музыку, передавать характер музыки в движении;

¾ развивать чувство ритма (передавать метрическую пульса­цию в размере 1/4 учить передавать ритм в движении вместе со взрослым и по подражанию ему);

¾ знакомить детей с простейшими наглядными моделями (на долгий звук подбирать изображение длинной ленты и наоборот; допевая долгий звук по предъявленной карточке, выполнять Равное движение руками; делать короткие резкие движения ру­ками, сравнивая их с отрывистыми звуками, возникающими при отбивании мяча); обучать их использованию зрительных, двигательных моделей в музыкально-дидактических играх;

¾ развивать общеречевые умения и навыки;

¾ поддерживать активность детей, стимулировать их увлеченность и заинтересованность на снятиях.

Основное содержание

Прослушивание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен. Слушание изолированных шумов (живой природы, бытовых, голосов животных), дифференциация музыкальных шумов, запоминание слуховых цепочек, а впоследствии речевых звуков, дифференциация их и т. д. (интеграция с логопедической работой).

Слушание детских музыкальных произведений: песен, инструментальных произведений. Создание игровых ситуаций для обучения детей слушанию музыкальных произведений до конца и формирования потребности в неоднократном прослушивании понравившегося произведения. Пересказ детям содержания пес­ни с использованием образных игрушек, картинок, видеоклипов с детской мультипликацией и т. д.

Игровые упражнения на различение звучания музыкальны игрушек, детских музыкальных инструментов (погремушек, барабана, бубна, музыкального молоточка, музыкального треугольника, металлофона, шарманки и др.) (интеграция с логопедической работой, образовательной областью «Социально -коммуникативное развитие» — раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Игры и упражнения на привлечение внимания детей к музыкальным звукам, пению. Обучение детей сосредоточению на зву­ке, определению местонахождения источника звука, сравнении контрастных и близких по звучанию звуков. Игровые ситуации на развитие восприятия средств музыкальной выразительности (высоко — низко, громко — тихо, быстро — медленно) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звуке подражаний под музыку (интеграция с логопедическойработой) Игры и игровые упражнения на различение контрастных жанров музыки (колыбельная песенка, пляска, марш).

Развитие у детей слухового внимания и сосредоточения: определять источник («Где погремушка, дудочка?») и направление «Куда идет Паша с дудочкой?») без использования зрения (интеграция с логопедической работой).

Игровые упражнения на определение тембра звучания музыкальных инструментов.

Игры и игровые упражнения на развитие музыкальной па­мяти.

Музыкально-дидактические игры на узнавание голосов детей (звучащих под музыку), звучания различных музыкальных инструментов. Формирование умения вслушиваться в музыкальное звучание, реагировать на его изменение в двухчастной пьесе сме­ной движений.

На занятиях и в совместной деятельности со взрослыми обу­чение детей: различать некоторые свойства музыкального звука высоко — низко, громко — тихо); понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низ­кий регистр); различать музыку по характеру (веселая — грустная); сравнивать разные по звучанию предметы в процессе манипули­рования, звукоизвлечения; самостоятельно экспериментировать со звуками в разных видах деятельности; вербально и невербаль­но выражать просьбу послушать музыку (интеграция с логопеди­ческой работой, с образовательной областью «Речевое развитие»).

Пение. Приобщение детей к пению: пропевание взрослым про­стейших попевок с различной интонационной, динамической окрашенностью (громче — тише) в сочетании с мимикой и пан­томимикой (обыгрывание в движении текста песенки). Пение взрослого с целью вызвать у детей подражательную реакцию.

Пропевание имен детей вместе с музыкальным руководи­телем.

Пропевание детьми вариантов музыкальных приветствий на основе подражания пению взрослого.

Подпевание отдельных слов песни, фраз, интонирование по подражанию взрослому. Упражнения на правильное произноше­ние в песне безударных гласных.

Пение под аккомпанемент различных музыкальных инструментов.

Музыкально-ритмические движения. Простейшие имитационные движения, которые соответствуют тексту песни или действиям с игрушкой («Ножками потопали», «Платочки»), Игровые упражнения на создание простейших характерных образов на музыкального звучания, имитация движений животных (интеграция с логопедической работой, с образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» — раздел «Игра»),

Движения в пространстве зала в соответствии с характеров музыки: ходьба в разных направлениях, друг за другом, врассыпную; обучение хороводному шагу, перестроению из шеренги в круг, в колонну (интеграция с образовательной областью «Физи­ческое развитие» — раздел «Физическая культура»).

Простейшие ритмические упражнения с помощью разнообразных «звучащих» жестов (топать ногой, хлопать в ладоши и пр.) Выполнение под музыку простейших упражнений пальцевой гимнастики.

Упражнения на овладение ритмической последовательностью для развития правильного восприятия и воспроизведения выра­зительных движений, для понимания смысла ситуаций, характе­ра персонажей, их эмоционального состояния и т. д.

Музыкально-ритмические упражнения на ориентировку в про­странстве зала: движение по залу (вперед, назад, к центру, со­браться вокруг взрослого или игрушки, по сигналу разойтись в разные стороны) (интеграция с логопедической работой и образо­вательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).

Выполнение простейших танцевальных движений (ритмичные приседания, выставление ноги на пятку, кружение и пр.).

Упражнения с элементами логоритмики.

Игра на музыкальных инструментах. Игры и упражнения с му­зыкальными инструментами (с колокольчиком, бубном, погре­мушкой, ложками).

Ознакомление детей с фортепиано, металлофоном, гармош­кой, дудочкой (интеграция с образовательной областью «Социаль­но-коммуникативное развитие»— раздел «Представления о мире людей и рукотворных материалах»).

Слушание вступления и окончания музицирования по знаку дирижера (взрослого).

Игровые упражнения, в которых необходимо выбрать инструмент, соответствующий образу песенки, и с его помощью озвучить песню (капают капли, сильный дождь и пр.)

Игра на различных музыкальных инструментах при активной музыкальной импровизации взрослого: дети музицируют на пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе.

Игры на самодельных музыкальных инструментах: ложках, горшках, трещотках, погремушках, баночках с различным сы­пучим материалом (крупой, песком и др.), колокольчиках и т. п. Занятия проходят при активной музыкальной импровизации взрослого.

Подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, ис­полняемой музыкальным руководителем.

Игры детей на музыкальных инструментах с подыгрыванием музыкальным руководителем (музыкальная импровизация).

Игры со звуком (по системе К. Орфа, методика В. Жилина).







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия