Изобразительное творчество. На этой ступени обучения дети уже имеют достаточный изобразительный опыт, относительно сформированные умения и навыки Их увлекает не только процесс
На этой ступени обучения дети уже имеют достаточный изобразительный опыт, относительно сформированные умения и навыки Их увлекает не только процесс изобразительной деятельности, но и ее результат. Самостоятельная изобразительная деятельность детей становится осмысленной, целенаправленной и доставляет им удовольствие. Основной формой организации работы с детьми в этот период становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества. Изобразительная деятельность детей на третьей ступени обучения предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации. Для развития изобразительных умений и навыков большое знание имеет коллективная деятельность детей, как на занятиях, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи группы из изображений, появившихся в результате обрисовывания и дорисовывания контуров тел детей и взрослых, детских ладошек; изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам, выполнение коллективных картин и др. На третьей ступени обучения детей с ТНР продолжается целенаправленное формирование потребностно -мотивационного, целевого, содержательного, операционального и результативвного компонентов изобразительной деятельности. Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений. Усиливается социальная направленность содержания рисования, лепки и аппликации, расширяется речевая работа с детьми в процессе изобразитель деятельности (в виде словесного отчета и предварительного планирования). Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий «подпитывающий» содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т. д. Если на второй ступени обучения декоративное рисование осваивалось в виде простого заполнения геометрической формы, то на третьей ступени обучения дети осознанно наносят узор на вырезанные из бумаги силуэты одежды, посуды, головных уборов и пр. Они начинают творчески подходить к созданию узоров. Рассматривая и анализируя простые по композиции орнаменты дети учатся показывать и объяснять расположение узора (в углах, в середине, по сторонам и т. д.).
Педагогические ориентиры: ¾ развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату, стимулируя потребность детей участвовать в ней; ¾ поддерживать стремление детей к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); ¾ уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, учить смешивать и получать оттеночные цвета красок; ¾ расширять умения детей анализировать объекты перед изображением с помощью взрослого и самостоятельно, отражать воспринятое в речи, передавать свойства объектов в рисунке, лепке, аппликации; ¾ учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание; ¾ учить детей оценивать свои работы путем сопоставления с натурой и образцом, словесным заданием; ¾ закреплять пространственные и величинные представления детей, используя для обозначения размера, места расположения, пространственных отношений различные языковые средства; ¾ развивать у детей чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; ¾ совершенствовать приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); ¾ знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка); ¾ учить детей определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.); ¾ вызывать у детей интерес к лепным поделкам, поддерживать их стремление лепить самостоятельно; ¾ учить детей определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности; ¾ закреплять умение детей анализировать образец и воспроизводить его в аппликации, лепке, рисовании; ¾ развивать координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию в процессе рисования, лепки, аппликации, ¾ формировать умение детей вместе с педагогом и самостоятельно планировать этапы и последовательность выполнения работы; ¾ расширять представления детей о скульптуре малых форм, выделяя средства выразительности, передающие характер образа; ~~ продолжать знакомить детей со специфическими особенностями жостовской, хохломской и городецкой росписи, учить их узнавать и называть предметы народного декоративно-прикладного искусства; —развивать у детей художественное восприятие произведем изобразительного искусства, учить их эмоционально отклик; на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений и выражать свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов. Основное содержание
|