А-а-а! Тогда извините, я выясню, кто меня ввел в заблуждение (анекдот).
За последние десять лет произошли существенные события по изменению массового сознания, которые затронули десятки миллионов людей. Гласность и перестройка выдвинули М. Горбачева в число важных специалистов по паблик рилейшнз, как отмечают сами американцы (см., к примеру [260]). Мы не будем вслед за С. Курганяном [94] говорить об определенной «злонамеренности» случившегося. Но в любом случае столь резкие изменения за столь малые сроки несомненно представляют исследовательский интерес. Семьдесят лет мы также подвергались определенного рода кодированию (типа «Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!»). Но они носили более естественный характер (если в этом случае позволителен такой термин) из-за растянутости во времени и параллельной смене поколений, происходящей за тот же период. В перестройку все события происходят в краткий срок и в течение непродолжительного периода жизни одного поколения. Даже психоаналитики говорят, что существенных изменений можно достичь за период от полугода до года [3]. Однако это происходит при индивидуализированной и еженедельной работе (2—3 часа в неделю). Все это очень сложный и напряженный труд. К примеру, если достаточно легко удалось совершить распад СССР, то построение государствами СНГ своей идеологии пока окончилось безрезультатно. Напри- Семиотика советской цивилизации 373 мер, Украина содержит в своем массовом сознании противоречивые интерпретации действительности. С одной стороны, газета «Коммунист» печатает свидетельства очевидцев о зверствах бандеровцев, с другой — им ставятся памятники на Западной Украине, что является абсолютно ненормальным для одного государства, в котором обязательно должны быть единые схемы интерпретации действительности. Процессы «кодирования» массового сознания советского периода носили далеко не условный характер, в них вкладывались достаточно большие людские и материальные ресурсы. И при этом лучшие варианты идеологических текстов того периода имеют одновременно высокий эстетический уровень. К примеру, и «Волга-Волга», и даже «Кубанские казаки» сохраняют художественный интерес и сегодня. И зрительская ностальгия по фильмам тех лет, отмечаемая руководителями телевидения, покоится на вполне реальных основаниях. Однако массовое сознание, вероятно, начиная с хрущевского периода, становится раздвоенным, разделенным на официальную и неофициальную точку зрения на одни и те же события. Впервые на авансцену вообще была допущена частная жизнь, ознаменовав начало смены мифологем. «Смена эпох выражается сменой знаков. Советское общество дохрущевского периода было серьезным. Оно было драматическим, героическим, трагическим. 60-е искали альтернативы этой идеологической модели. Они заменили знаки, и общество 60-х стало НЕсерьезным» [40, с. 67—68]. Однако более точно следует сказать, что общество не потеряло серьезности, а допустило еще одну интерпретацию, схему действительности. Они могли сосуществовать, когда описывали разные сферы, к примеру, частную и публичную. Когда же они столкнулись на одной сфере — публичной, конкурируя в признании именно своей интерпретации в качестве единственно верной, между ними разразилась война. «Холодная война» в этом плане может рассматриваться как поддержка одной из конкурирующих точек зрения из-за рубежа. Максимума это раздвоение достигает в брежневский период, когда неофициальная интерпретация по многим вопросам начинает побеждать официальную. С этой точки зре- Г.Г. Почепцов. Семиотика ния лидером «перестройки» скорее можно считать Леонида Ильича, который сделал для собственно развала Советского Союза гораздо больше Михаила Сергеевича. Если идти по концепции С Кургиняна об управляемости этих процессов, то лучшей фигуры, чем Л.И. Брежнев в роли генсека и не требовалось для тех гипотетических лиц, которые это могли бы задумывать. Типажи Ю. Андропова и М. Горбачева уже не могли исправить создавшуюся ситуацию. Они и не могли этого сделать из-за сформированной к тому времени сильной западной ориентацией. К примеру, для того, чтобы облегчить вхождение имиджа Ю. Андропова в это новое информационное пространство ему были приписаны (реальные или мифические) характеристики любви к джазу, виски и западным романам. Массовое сознание реагировало порождением своих текстов в ответ на доминирующую коммуникацию. Два их типа существенным образом формировали интеллектуальную защиту от пропагандистского кодирования: «кухонные разговоры» и анекдоты. Разговоры на кухне не уступали по интенсиву политической пропаганде того времени. Нормой коммуникативного поведения стало признание всего происходящего вокруг чистой пропагандой. Анекдоты также выстроились по всем параметрам идеологической сетки. К примеру, анекдот «из энциклопедии: Брежнев Л.И. — мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой» системно меняет всю иерархию. Анекдоты о Ленине разрушали агиографию первых лиц, о Чапаеве — советскую героику, о чукче — интернационализм и т.д. С одной стороны, массовое сознание таким образом защищается от давления, демонстрируя точки своего наибольшего сопротивления. Кстати, именно таким образом Дж. Фиске определяет массовую культуру [234] как реализующую ресурс сопротивления доминирующей культуре. Массовая культура занята на своем микрополитаческом уровне теми же явлениями перераспределения власти, что и макрополитика на своем. С другой стороны, это явный прием разрушения, когда из реальности конструируется нужный образ, с которым затем и производят все необходимые манипуляции. Так, к примеру С. Кургинян расценивает миф о «командно-административ- Семиотика советской цивилизации ной системе», созданный Г. Поповым, поскольку команда и администрирование свойственны любой системе. Или отмеченное выше стремление скептически оценивать все происходящее как советскую пропаганду. Таким же ярлыком, но уже частичного самоописания является термин «совок» (частичного, поскольку никто себя этим термином не описывает, а переносит его на других). Таким образом, если бы перед нами стояла гипотетическая задача разрушения, мы бы могли идти только таким путем: — предварительный этап (при действующей системе) — конструирование образа, принципиально неправильного. Здесь на первом месте действовали два варианта — осмеяние и обвинение. К примеру, Л. Брежнев подходил для того и другого вариантов — он оглуплялся, и он и его окружение обвинялись в коррупции; этот процесс можно назвать скрытым порождением (или накоплением) негативности; — активный этап (начало разрушения системы) — при акцентуации существующей негативности (открытое порождение негативности) выход был предложен в рамках западной модели. К примеру, как считает С. Кургинян, ни одно высказывание советского политика не обходилось в то время без фразы «У НИХ ВСЕ ХОРОШО, У НАС - ВСЕ УЖАСНО, ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ТАК, КАК У НИХ, И БУДЕТ ТАК ЖЕ ХОРОШО, КАК У НИХ» [94, с. 154]. На примере Украины мы увидели процесс ускоренного решения по этой же модели путем отделения от «империи неправильности», для чего номенклатуре пришлось выпустить на «боевые позиции» творческую интеллигенцию. Затем, после проведенного артобстрела, интеллигенцию вновь вернули на привычные позиции «толкователя уже принятых наверху решений», что вернуло на маргинальные кресла так громко прозвучавшие раньше имена, например, И. Драча или Д. Павлычко. Если в период перестройки интеллигенция могла влиять на принятие решений, то теперь она могла лишь «легитимизировать» своим участием принятые наверху решения. — закрепляющий этап (переход к новой системе) — эйфо Г.Г. Почепцов. Семиотика совым сознанием вопросы. Отсюда идет возникновение интереса к построению новой идеологии, о которой сначала заговорил Б. Ельцин, а затем Л. Кучма и В. Путин. Это можно назвать открьпым порождением позитивности,но работа в этой сфере очень сложна, и мы не имеем достаточного числа специалистов. К примеру, опыт показывает, что даже полный контроль телеэфира может не привести к победе, как это случилось с Л. Кравчуком. Его образ в массовом сознании закреплен только «кравчучкой» и анекдотом о «хитром лисе». Даже отсылка к нему носит меняющийся характер — первый? второй? президент, что отражает совершенно «сырой» характер украинской истории. Кстати, сегодня мы практически потеряли стихию анекдотов, что вновь порождает два возможных ответа. Либо сейчас уменьшилось давление на массовое сознание, что не требует столь же интенсивной его защиты, как раньше, либо отсутствует потребность в разрушении имеющихся стереотипов, если принять гипотезу о сознательном конструировании этого процесса в прошлом. При этом не только исчезла старая идеология, но и не возникла новая, а на безыдеологическом постсоветском пространстве не оказалось места для анекдотов. Каким конкретным образом шло разрушение советских идеологических стереотипов? Избранным инструментарием, по нашему мнению, была контекстная коммуникация. Этим термином мы хотим обозначить тип передачи информации, когда главным становится не само содержание, а передача сопутствующего контекста. К примеру, образ человека, курящего сигару, помимо курения передает нам отсылку на аристократический тип жизни. Что здесь оказывается главным? а) это отсылка на уже имеющийся в сознании образ, его б) эту коммуникацию трудно опровергнуть, поскольку Семиотика советской цивилизации в) принципиальной при таких видах коммуникации является полная отключенность сознания, поскольку мы не осознаем и соответственно не фильтруем получаемую информацию, она идет на более глубинном уровне, чем уровень осознания. При этом проводниками (каналами для массового сознания) стали известные в СССР лица, начиная с того же Гавриила Попова. Перестройка действительно была сделана творческой интеллигенцией, поскольку их авторитет абсолютно не был затронут эрозией советского времени, а наоборот, перед перестройкой они начали выходить на новые более выигрышные позиции. При решении гипотезы об управляемости этих процессов вопрос был бы в другом — система почему-то разрешила это делать, создавая зрелищно выгодные образы типа уничтожения своего партбилета Марком Захаровым. Интересное мнение на страницах «Комсомольской правды» высказал Валентин Распутин, даже если принять во внимание присущий ему синдром обиженного человека. Он начал с упоминания о кампании повальных разоблачения того периода, считая, что тем самым общество принялось уничтожать себя. И далее остановился как на лидерах перестройки, так и на лидерах антикоммунизма: «Кто собирал стотысячные демонстрации у Манежа? Это привилегированная часть общества — научные городки, тот же Зеленоград. Они при коммунизме жили неплохо и первыми начали переворачивать те, прежние порядки. То же можно сказать про академгородки у нас в Новосибирске и Иркутске. Теперь о лидерах антикоммунизма тех лет. В основном это внуки старых революционеров, которые при старой власти жили намного лучше остальных. По сути, они выступили против дела, которому служили их отцы и деды. Но и деды, и внуки воевали против России, против народа, только за свои интересы» («Комсомольская правда», 1996, 25 сент.).
|