ХРУЩЕВСКАЯ «ОТТЕПЕЛЬ» - НОВЫЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИСКУРС
— Что, мамочка, Никита Сергеевич больше не Хрущев? (анекдот). Сегодня Хрущев остался в массовом сознании с кукурузой и «кузькиной матерью», стучащим башмаком в ООН. Более пристальное рассмотрение добавит ему такие факторы, как антисталинизм и определенное послабление жесткости советского государства. Хрущев ассоциируется также и с образом Юрия Гагарина. Хрущев и Фидель Кастро — также подсказывает память, но в этом случае позитив Фиделя оказывался более сильным для советского человека. Хрущев Семиотика советской цивилизации первым отправляется в США, страну, которую пропаганда портретировала только сквозь призму гонки вооружений, американских империалистов, что было знаковым выражением СИЛЫ, а трущобы безработных и забастовки трудящихся демонстрировали СЛАБОСТЬ этого государства. Долгожительство наших лидеров делало их обязательной приметой жизни нескольких поколений. По этой причине с Хрущевым связано бесконечное число ситуаций. Как подлинный лидер он либо принимает решение, отправляя страну по тому или иному пути (например, в сторону целины), либо выносит свой судейский вердикт по поводу правильности/неправильности происходящего (типа оценки искусства). Для него нет границ непонимания: он все знает и по всему имеет свое мнение. Он универсально прав, как и любой другой советский лидер. Он прав заранее, всем остальным уготована участь слушателей. Мы остановимся на не самых обычных дискурсах Хрущева — его встречах с творческой интеллигенцией. Михаил Ромм в начале принадлежал к числу поклонников Хрущева, его называли «хрущевцем». И вот в декабре шестьдесят второго года он получает приглашение на знаменитые встречи Хрущева с творческой интеллигенцией. Необычным на первой встрече оказалось то, что началась она с... еды. Удивились и в перерыве: не была выделена отдельная уборная доля правительства, и кинорежиссер Алов рассказывал, как за ним занял очередь Хрущев. Все перечисленное является знаками обыденной сферы, почему-то допущенной в сферу публичную. Хрущев реагировал на все выступления репликами, а не сидел как молчащий член политбюро. На эти реплики очень бурно реагировал Ильичев. «Ильичев все потирал руки, беспрерывно кланялся, смотрел на него снизу, хихикал и поддакивал. Очень такое странное [впечатление] было, как будто он его подзуживает, подзуживает, подзуживает. И поддакивал, довольный необыкновенно, прямо сияющий» [153, с. 128]. Как видим, диалог в основном разворачивается с Ильичевым, которые и выдает более сильную ответную реакцию, чем сама аудитория. Г. Г. Почепцов. Семиотика Хрущев взорвался на Э. Неизвестном. По предположению М. Ромма, Хрущев устал объяснять искусство для художников, сам ничего не понимая в этом. Он долго искал, как пообиднее объясниггь Неизвестному его искусство. И нашел: «Ваше искусство похоже вот на что: вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака, и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрит изнутри, из стульчака. Вот что такое ваше искусство — ему не хватает доски от стульчака, с круглой прорезью, вот чего не хватает. И вот ваша позиция, товарищ Неизвестный, вы в стульчаке сидите!» [153, с.1 29]. Хрущев задает себя как учителя в любой области, включая искусство. Учителю не принято перечить. Учителю можно только внимать. Вторая встреча начиналась уже не с еды. Хрущев начал вполне доброжелательно, а потом завел себя, внезапно сказав: «"Добровольные осведомители иностранных агентств, прошу покинуть зал". Он пояснил: "Прошлый раз после нашего совещания на Ленинских горах, после нашей встречи, назавтра же вся зарубежная пресса поместила точнейшие отчеты. Значит, были осведомители, холуи буржуазной прессы! Нам холуев не нужно. Так вот, я в третий раз предупреждаю: добровольные осведомители иностранных агентств, уйдите. Я понимаю: вам неудобно так сразу встать и объявиться, так вы во время перерыва, пока все мы тут в буфет пойдем, вы под видом того, что вам в уборную нужно, так проскользните и смойтесь, чтобы вас тут не было, понятно?"» [153, с. 133]. Затем следовал ряд покаянных выступлений. Интересно, что и в их рамках можно было вести диалог. М. Ромм вспоминает свои возражения Хрущеву: «Никита Сергеевич, ну пожалуйста, не перебивайте меня. Мне и так трудно говорить. Дайте я закончу, мне же нужно высказаться! Он говорит: — Что я, не человек, — таким обиженным детским голосом, — что я, не человек, свое мнение не могу высказать? Семиотика советской цивилизации Я ему говорю: — Вы — человек, и притом первый секретарь ЦК, у вас Он говорит: — Ну вот, и перебить не дают. — Стал сопеть обиженно» На следующий день Хрущев начал говорить весело: «Ну что ж, товарищи, должен сказать — вчерашнее предупреждение подействовало. Подействовало! Ничего не просочилось. Даже могу сказать: вчера были приемы в некоторых посольствах, так просто из осторожности, очевидно, не явился почти никто. Даже вот так. Так что, в общем, хорошо, хорошо. Ну-с, давайте продолжать» [153, с. 140]. Потом Хрущев «взрывается» на выступлениях Вознесенского, Аксенова, других. М. Ромм не может понять этого взрыва. Он даже пишет следующее: «А между тем самовозбуждение Хрущева все нарастало, и каждые десять минут выходил бесшумный молодой человек и тихо ставил перед ним стакан с каким-то питьем, накрытым салфеточкой. Хрущев все отхлебывал, и мне уже стало казаться: да не допинг ли это?» [153, с. 145]. Внучка Хрущева Нина, ныне аспирантка факультета исторических наук Принстонского университета, заявила: «Мой дед был маленьким, забавным, толстым человеком, который знал, что он не может состязаться с высоким, подтянутым, преисполненным собственного достоинства президентом Эйзенхауэром» («Известия», 1996, 31 июля). Но подобные взаимоотношения становились реальностью только при столкновении с иной иерархией, внутри же страны маленький и толстый, но начальник, всегда мог стать большим и красивым, поскольку «короля играет свита». П. Вайль и А. Генис назвали ряд примет нового времени, пришедшего с Хрущевым. Они проявляются в разных вариантах. Например, в визуальной сфере: «Стиль эпохи требовал легкости, подвижности, открытости. Даже кафе стали на манер аквариумов — со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных, надол-
|