Студопедия — Старая норма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Старая норма







Переход в героическое время

Героическое время также носит особый характер из-за своей концентрированности: принятие решений, проведе­ние тех или иных действий всегда реализуется «в доли се­кунды». Перед нами концентрированное время, поэтому в нем могут действовать не все. Трус не может принять реше­ние за то время, которое отпущено для этого ситуацией в отличие от героя, потенциально готового к подвигу.

Герой мирного времени преодолевает физические законы: он «пашет», «добывает уголь», делая это за пределами воз­можного. Это Стаханов, Паша Ангелина. Подобное собы­тие, как правило, накладывается на параллельное событие перехода героя в новое состояние: стать комсомольцем, коммунистом, метростроевцем и т.д. Он хочет и стремится быть в этом пространстве, социально более высоком, для чего ему следует выполнить ряд дел, существенных для об­щества. В фильме «Большая жизнь» совершившего трудо­вой подвиг героя к концу второй серии назначают началь­ником шахты. При этом шахтеры в фильме не только работают вместе, но и вместе проводят свободное время, создавая идиллическое единое пространство-время. Все это являлось отражением взглядов советских вождей, именно такая картина мира была всего милее их сердцу.

Герой мелодрамы движется в схеме потери (мужа, жены, детей). Появление героя в сюжете связано с тем, что он не знает о потере или о двойнике. Для такого сюжета очень важно узнавание тайны, которую знает зритель (или заранее догадывается), но не знает сам герой. Подобный сюжет ха­рактерен для оперетты, мыльной оперы, женского романа. Герой мелодрамы также проникает в новый социальный круг, который он не смог бы преодолеть, если бы за ним не было тайны. Подобного сюжета не лишена и сказка, напри­мер, вариант Золушки с ее проникновением в высший свет. В западных вариантах одним из важных моментов является


334 ______________________ Г.Г. Почепцов. Семиотика

преодоление сословных границ, которое удается совершить герою (героине). В сталинском варианте этого сюжета дви­жение верх по социальной лестнице обусловлено трудом во благо общества. В нашем случае западный мелодраматичес­кий сюжет переплетается с героическим сценарием мирного времени. Например, в фильме «Свинарка и пастух» любят и ищут друг друга передовики производства. Только они — равноценные в труде во благо — могут полюбить друг друга. Нельзя себе представить вариант «женского романа», т.е. ме­лодраматического повествования, без социальной нагрузки в рамках сталинской эпохи. Например, А. Жданов следующи­ми словами укоряет А. Ахматову:

«Разве можно культивировать среди советских читателей и читательниц присущие Ахматовой постыдные взгляды на роль и призвание женщины, не давая истинно правдивого представления о современной советской женщине вообще, о ленинградской девушке и женщине-героине, в частности, которые вынесли на своих плечах огромные трудности во­енных лет, самоотверженно трудятся ныне над разрешени­ем трудных задач восстановления хозяйства?» [63, с. 16].

Из двух ролей женщины — женщина в любовной/семей­ной роли и женщина на восстановлении народного хозяйс­тва — возможен выбор только одной.

Враг выступает в роли антипода героя. Враг, как прави­ло, связан незримыми нитями либо с дореволюционным прошлым, либо с западным настоящим. Например, о М. Зощенко А. Жданов говорил следующее:

«Насквозь гнилая и растленная общественно-политичес­кая и литературная физиономия Зощенко оформилась не в самое последнее время. Его современный «произведения» вовсе не являются случайностью. Они являются лишь про­должением всего того литературного «наследства» Зощенко, которое ведет начало с 20-х годов <...> Это означает, что Зощенко как тогда, так и теперь не нравятся советские по­рядки. Как тогда, так и теперь он чужд и враждебен совет­ской литературе» [63, с. 9].

В этом же докладе А Ахматова выводится из «дворян-ско-буржуазного течения в лтературе».


Семиотика советской цивилизации



Враг действует исподтишка, раскрываясь только в самый последний момент. Поступки врага исходно плохи, пос­кольку он делает их скрыто. Герой, в отличие от него, ха­рактеризуется цельностью своего характера. Враг может об­мануть героя, прикинувшись иным, но распознавание врага обязательно наступает. Мифология сталинского «Краткого курса» раскрывает подобное коварство врага:

«Теперь, когда открытая борьба против колхозов потерпе­ла неудачу, они изменили свою тактику. Они уже не стре­ляли из обрезов, а прикидывались тихонькими, смирными, ручными, вполне советскими людьми. Проникая в колхозы, они тихой сапой наносили вред колхозам. Всюду они ста­рались разложить колхозы изнутри, развалить колхозную трудовую дисциплину, запутать учет урожая, учет труда. Ку­лаки поставили ставку на истребление конского поголовья в колхозах и сумели погубить много лошадей. Кулаки соз­нательно заражали лошадей сапом, чесоткой и другими бо­лезнями, оставляли их без всякого ухода и т.д. Кулаки пор­тили тракторы и машины. Кулакам удавалось обманывать колхозников и проводить вредительство безнаказанно пото­му, что колхозы были еще слабы и неопытны, а колхозные кадры не успели еще окрепнуть» [73, с.302—303].

Враг пытается уничтожить положительные результаты труда героя. Это мальчиш-гаюхиш при мальчише-кибальчи-ше. Он, как мы помним, продался за бочку варенья и ящик печенья. Выбор этой цены автором говорит сам за себя, ха­рактеризуя особенности того времени.

Враг служит оправданием того, что происходит. Причем не менее важным, чем герой. «Враги народа» в сталинское время своим вредительством не давали наступить эре всеоб­щего счастья. Сходная модель была и по другую сторону «железного занавеса». Как пишет директор Института ком­муникативных исследований Лилдского университета Фи­липп Тэйлор:

«В кино повсюду были шпионы: как еще можно было объяснить то, что технологически более слабые русские сделали ядерную бомбу, если предатели не передали им секрет?» [262, р. 261].



Г.Г. Почепцов. Семиотика


Систематика врагов предполагает два типа: враги внут­ренние и враги внешние.

ВРАГ







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия