Понятие общественного прогресса
Прогресс - (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит мыслителям XVIII века, а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - французский экономист и социолог Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) и французский философ – просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции, что вполне объяснимо: идея общественного прогресса как величайшей ценности - это выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам. Три характерные черты отличали первоначальные прогрессистские концепции. Во-первых, это идеализм, как попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном развитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Во-вторых, существенным недостатком ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (Огюст Конт, Герберт Спенсер). В-третьих, восходящее развитие ограничивалось достижением какого-нибудь облюбованного ученым общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании. Эти недостатки в значительной степени были преодолены в марксистском понимании сущности общественного прогресса, включающем в себя признание его противоречивости и, в частности, того момента, что одно и то же явление и даже ступень исторического развития могут быть одновременно прогрессивными в одном отношении и регрессивными, реакционными — в другом. Так, в ряде областей духовной культуры феодальное общество уступало рабовладельческому, что послужило основанием для просветителей XVIII века смотреть на средние века как на простой «перерыв» в ходе истории. И это не смотря на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, огромные технические успехи XIV и XV веков и создание предпосылок для возникновения экспериментального естествознания. Если попытаться в общем виде определить причины общественного прогресса, то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить общественный прогресс. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой. В ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, поскольку каждая удовлетворенная потребность порождает новую. Ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества. Отметим, что в своем мировосприятии социального прогресса люди выступали и выступают 1) пессимистами; 2) оптимистами; 3) придерживаются идеи цикличности («Жизнь как тельняшка – полоса черная, полоса белая»; «Зебра – символ удачи», в том смысле, что за черной полосой всегда приходит белая). Пессимисты высказывают неверие в возможность более разумного и справедливого общественного устройства, считая, что прошлое всегда лучше настоящего. Ностальгия об ушедшем «золотом веке» уходит корнями в античную мифологию. Художественно эту идею выразил еще античный автор Гесиод (VII в. до н. э.) в работе «Труды и дни». Этот миф представляет схему развития (точнее - регресса) человечества от первоначального блаженного золотого века к нынешнему – железному. Изначальное состояние, согласно Гесиоду, «золотой век» - эра безоблачного счастья: все было в изобилии, а труд был не обязательным – сама земля давала людям то, в чем они нуждались, каждый жил безмятежно, проводя время в свое удовольствие. Другое дело – железный век, ставший в итоге уделом человечества. Люди проводят дни в трудах и заботах, всюду царит зло, властвует насилие и попирается справедливость. Генетически эти века (золотой, серебряный, медный, век героев, железный век). Каждый из них – замкнутый цикл, завершающийся полной гибелью соответствующего поколения из-за деградации населения и все более отчетливого отсутствия уважения к богам. Со временем стали идеализировать не только первобытное состояние, но и античность, и эпоху Возрождения, и царскую Россию по мере их удаления в прошлое (как времен «канувших в лету»). Считается, что христианство также опирается на идею о потерянном рае и об изначальном грехе человечества, однако этот пессимизм не трагический, в нем живет надежда на спасение в другой жизни. Оптимистическая же идея прогресса связана, прежде всего, с эпохой Возрождения, где в центре социального развития стояла идея о восходящем развитии человеческого разума. В дальнейшем эта идея была подхвачена классиками марксистской философии, поставившими во главу угла вопросы материально-экономического прогресса. Если говорить о концепции цикличности, то в XX веке ее основными представителями были немецкий философ-идеалист Освальд Шпенглер (1880-1936), английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) и др. При этом, если О. Шпенглер полностью отвергал идею прогресса, то А. Тойнби допускал известный прогресс граней социального целого. Он уподоблял прогресс колесу телеги, монотонное круговое движение которого обусловливает ее поступательное движение.
|