Материал из Летний лагеря. Перейти к: навигация, поиск
Перейти к: навигация, поиск Игры, несущие социометрнческую нагрузку 1. «Волшебная палочка». Положите на стол в центре круга волшебную палочку. Объявите, что при ее помощи можно любого участника тренинга превратить в кого угодно и во что угодно. Любой участник может встать со своего места, взять палочку и, коснувшись любого участника, со словами: «Превращаю тебя в..., потому что...», превратить его во что угодно. После того как все участники превращены, а некоторые и не по одному разу, прервите игру и продолжайте тренинг. Отметьте в своем блокноте, кого превратили во что-то хорошее, а кого — во что-то неприятное. Запишите, кого превращали несколько раз, а кого ~ лишь однажды. Через несколько часов раздайте участникам по листку бумаги и попросите написать, кто во что был превращен. Следите за тем, чтобы участники не списывали друг у друга. Анализируя записки, Вы сможете сделать интересные выводы на основе наблюдения, кто и чьи превращения запомнил, а чьи начисто забыл. Вариант этой игры: можно предложить участникам не превращать других, а превращаться вместе с ними. Анализируя результаты, мы сможем сделать вывод о симпатиях и антипатиях участников тренинга.
Затем проводится подсчет баллов. За каждый полученный знак «больше» участник получает 2 балла, за «равно» — 1 балл, за «меньше» — 0 баллов. Оценки суммируются для каждой области отдельно, и мы можем проранжировать участников по любой области, которая внесена в таблицу. Высокий результат означает, что В МНЕНИИ ГРУППЫ способности данного человека в данной области высоки, что он пользуется авторитетом, а низкий результат означает нечто противоположное. Проведение подобного опроса порождает сильные негативные эмоции.
Главное правило игры: тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление, и поэтому подписать свои заявления удастся только половине участников. Оговорите, что подписать заявления самим себе не разрешено! После окончания игры все те, чьи заявления несут на себе вожделенную резолюцию, идут отдыхать, а те, кто так и не смог прорваться сквозь тенета бюрократизма, задерживаются на одну-две минуты, помогают Вам расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады и обиды, снимите это чувство. Для того, чтобы сделать это, нужно показать человеку возможность объяснения происшедшего с ним как совсем не затрагивающее его честь, самолюбие и достоинство, указать направление его рассуждениям, следуя которым, человек сможет увидеть случившееся с ним в выгодном для него свете. Скажите как бы мимоходом, что, по Вашим наблюдениям, настоящим руководителем и лидерам труднее всего бывает получить подпись в этой игре, и виной этому их стремление к оказанию другим помощи даже за свой собственный счет; умение уступать в мелочах, внутреннее благородство и т. д. И механизмы психологической защиты возьмутся за дело. Анализ подписей на заявлениях может натолкнуть тренера на интересные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал.
На первом этапе 1-я и 4-я группы ~ террористы, а 2-я и 3-я — экипаж самолета. Террористы захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут между воздушными пиратами начинаются разногласия: они хотят лететь в разные страны. Кто из участников тренинга в какую страну хочет лететь, оговаривается заранее, т. е. перед началом игры каждый участник сообщает, куда он будет угонять самолет в бытность свою террористом, и тренер заносит это в бланки. Таким образом, в каждом противостоянии есть 4 заинтересованные стороны: а) экипаж, который хочет лететь по своему маршруту, б) первый террорист, который хочет лететь на Багамы; в) второй террорист, которому по душе Тринидад и Тобаго; г) третий террорист, который стремится к земле суверенной Урюпинской области. На выяснение отношений выделяется 5 минут, и участники обсуждения должны сказать, куда же именно летит их самолет. Если они не пришли к единому мнению, то все получают по 2 штрафных очка, если победило мнение одного из террористов, то он получает два очка, другие террористы по 0,5 очка, а члены экипажа 0 очков. Если принимается мнение экипажа, то члены экипажа получают по 1 очку, а каждый террорист по 0,5 очка. Любой не согласный с итогом обсуждения террорист может взорвать самолет, при этом он получает 1 штрафное очко, а все остальные по 0,5 штрафных очка. Результаты заносятся тренером в таблицу 1. Затем начинается второй этап игры: первая подгруппа играет с третьей, а вторая — с четвертой. Террористы становятся летчиками, а летчики — террористами. Правила проведения этапа те же. После пятиминутного обсуждения и подведения итогов проводится 3-й этап игры: первая подгруппа встречается с четвертой, а вторая с третьей. По жребию определяется, кто будет террористом, а кто — экипажем самолета, и этап проводится по тому же сценарию. После окончания этапа предложите всем участникам сесть в круг и разделиться на две равные по численности части: Союз террористов и Ассоциация летчиков. На обсуждение вопроса — 3 минуты, затем записываете, кто есть кто, предлагаете летчикам разделиться на две команды по три человека в каждой, а террористам — на две группы захвата по три человека. Предложите договориться, кто с кем будет играть. Все результаты заносятся в таблицу 1. Потом проводится 4-й этап игры, который в точности повторяет любой из трех предыдущих этапов. Затем подводятся итоги игры, объявляются победители (те, кто набрал больше очков). Можно на этом завершить игру, а можно попросить участников на листках бумаги написать, кто, по мнению каждого, был лучшим террористом, кто был лучшим летчиком, в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы захватывать самолет в игре, в тройке, с какими двумя участниками хотелось бы противостоять, нападению в качестве экипажа самолета. Сведите эти данные в таблицу 2. Результаты игры дадут Вам богатый социометрический материал и предоставят обширную пищу для размышлений. Как- продолжение игры, Вы можете провести дискуссию (если, скажем, Вы проводите тренинг общения или ведения переговоров), какие психологические качества помогали убедить других принять Вашу точку зрения (пулеметы и фугасы, естественно, к психологическим качествам не относятся, хотя их психологическое воздействие ощутимо). Игры подобного рода способствуют структурированию группы, являются удобной формой для проведения турнирных боев. «Террористы» — игра общего характера, но, оставив схему и заменив сюжет с гангстерского на какой-нибудь иной, можно проводить турнирные бои на требующемся вам материале. Депутатам можно предложить смоделировать предвыборные дебаты, преподавателям — семинарское занятие и т. д.
Т/Э — террористом или членом экипажа был участник на этом этапе игры. Балл (Б) — сколько баллов набрал участник на данном этапе игры. Страна — название государства, в которое участник будет пытаться угнать самолет.
Место для схематического изображения структуры группы: каждый участник обозначается кружочком со вписанной в него фамилией, и от его кружочка идут зеленые стрелки к тем, кого он считает лучшим в игре, и красные, с кем бы он хотел играть в одной команде.
Социометрические техники
|