Альберт Данлоп: я суперзвезда
Альберт Данлоп специализировался на спасении погибающих компаний225, хотя я не уверена, что «спасение» – точное слово. Он не стремился обеспечить им процветание в будущем. Он готовил их к выгодной продаже, для чего, например, увольнял рабочих тыся-чами, но выгоду обеспечивал. Себе в первую очередь. За перепрофилирование и продажу Scott Paper он получил более ста миллионов долларов. Сто миллионов за чуть более полу-тора лет работы. «Заработал ли я их? Еще как заработал, черт побери! В своей области я
суперзвезда. Я как Майкл Джордан в баскетболе и Брюс Спрингстин в рок-н-ролле»226. Якокка хотя бы на словах выступал за командную работу, разглагольствовал о значи- мости маленького человека и так далее в том же духе. Альберт Данлоп не делал даже этого:
«Если ты занимаешься бизнесом, ты им занимаешься только ради одного – ради денег»227. Он с гордостью рассказывал о том, как на собрании служащих в Scott Paper одна жен-щина встала и спросила: «Теперь, когда дела в компании пошли на лад, мы можем возобно-вить пожертвования на благотворительные цели?» На что Данлоп ответил: «Если вы хотите жертвовать свои собственные деньги, это ваше дело и я не буду вам мешать. Но эта компания существует для того, чтобы делать деньги. Одним словом, ответ “нет”»228.
Я вовсе не собираюсь утверждать, что деньги в бизнесе не имеют значения, однако хочу спросить: почему Данлоп был сконцентрирован на них так сильно?
Давайте послушаем, что он сам об этом говорит. «Добиться положения в этом мире стало для меня делом чести, как для ребенка, который пытается доказать, что он чего-то
стоит… Мне по сей день приходится доказывать это снова и снова»229. А для самоутвер-ждения Данлопу необходим критерий, мерило успеха. Удовлетворенность служащих, ответ-ственность перед обществом или пожертвования на благотворительность не годятся. Их
**********
нельзя свести к одной цифре, которая выражала бы его самооценку. А вот прибыль акцио-неров – можно.
По словам самого Данлопа, «самый нелепый термин, который можно услышать в залах заседаний совета директоров, – это “заинтересованные лица”57. Вы не можете измерять успех по выгоде для всего множества заинтересованных лиц. Мерило успеха только одно – что с этого имеет акционер»230. Далекие перспективы не интересовали Данлопа. По-настоящему изучить компанию и придумать, как инициировать ее рост, – не тот путь, который может вдохновить супергероя.
«Любое место, в котором я побывал, в итоге мне надоедало»231. В книге Данлопа есть целая глава под названием «Как произвести впечатление на аналитика», но нет главы о том, как сделать так, чтобы компания заработала. Иными словами, все посвящено доказательствам гениальности автора. А затем, в 1996 году, Данлоп принял на себя руководство компанией Sunbeam232. В типичном для Бензопилы Ала58 стиле он закрыл или продал две трети заводов Sunbeam и уволил половину из 12 тысяч ее сотрудников. По иронии судьбы, акции Sunbeam взле-тели так высоко, что планы Данлопа по продаже компании рухнули. Она оказалась слишком дорогой для этого! Караул, теперь ему придется ею руководить! Он оказался вынужден под-держивать ее прибыльность или хотя бы видимость прибыльности. Но вместо того чтобы обратиться к своим сотрудникам или выяснить, что нужно делать, он стал раздувать доход-ные статьи, увольнять людей, которые подвергали сомнению его решения, и скрывать факты катастрофически ухудшающегося положения компании. Менее чем через два года после провозглашения себя суперзвездой в своей книге (и через год после выхода еще более само-довольного второго издания) Данлоп с треском провалился, и его выставили вон. После его ухода Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям начала расследование в отно-шении Sunbeam – компании грозил технический дефолт по банковской ссуде в 1,7 милли-арда долларов.
На самом деле Данлоп совершенно не понимал ни Майкла Джордана, ни Брюса Спрингстина. Обе суперзвезды достигли вершин и оставались наверху так долго потому, что они постоянно совершенствовались, принимали брошенные им вызовы и продолжали расти. А Данлоп считал, что рожден суперзвездой, и отказывался учиться тому, что помогло бы ему добиться настоящего успеха.
|