Enron и установка на таланты
В 2001 году мир бизнеса потрясла новость: Enron – пример для подражания всех кор-пораций, компания будущего – банкрот. Что случилось? Как такая фантастически многообе-щающая компания могла потерпеть такой фантастический крах? Почему все пошло прахом? Из-за некомпетентности? Или из-за коррупции?
Нет. Все произошло из-за установки. По мнению Малкольма Гладуэлла, обозревателя еженедельного журнала New Yorker, американские корпорации помешались на талантах. И действительно, все гуру из McKinsey в один голос твердили: сегодня корпорациям для успеха требуется установка на таланты. Точно так же как в спорте, настаивали они, само-родки бывают и в бизнесе. Точно так же как спортивные клубы выписывают огромные чеки, чтобы заполучить особо талантливого игрока, так и корпорации не должны скупиться при найме гениев, потому как эти гении и есть тайное оружие, ключ к победе над конкурентами.
Как пишет Гладуэлл, «эта “установка на таланты” стала новой религией американского
менеджмента»203. Она легла в основу корпоративной культуры компании Enron и… посеяла семена ее погибели.
Компания Enron усиленно привлекала большие таланты, главным образом людей с «мудреными» степенями и званиями, что само по себе не так уж и плохо. Она платила им большие деньги, в чем тоже нет ничего страшного. Но, полностью доверившись их таланту, Enron допустила роковую ошибку: она создала культуру, боготворящую талант, тем самым побуждая своих сотрудников стремиться выглядеть и действовать необычайно талантливо. По сути, она навязала им установку на данность. А к чему это приводит, мы уже довольно хорошо себе представляем. Из наших исследований мы знаем, что люди с установкой на дан-ность никогда не признают и не исправляют свои недостатки.
Помните, я рассказывала об исследовании204, во время которого мы интервьюировали студентов из Университета Гонконга, где преподавание велось на английском языке? Сту-денты с установкой на данность так боялись продемонстрировать свое несовершенство, что даже отказались от курса английского. В мире, в котором они живут, нельзя обнажать свои слабости. А помните, как мы205 настраивали школьников на установку на данность, восхваляя их интеллект? (Примерно то же самое делала и компания Enron со своими звездными сотруд-никами.) После того как ученики столкнулись с некоторыми сложностями, мы попросили их написать письма учащимся из других школ и рассказать им о своем опыте участия в нашем исследовании. И почти 40 процентов подростков соврали о полученных ими оценках, при-чем все без исключения завысили их. Установка на данность сделала ошибки чем-то недо-пустимым.
В своей статье Гладуэлл приходит к выводу, что люди, попавшие в условия, при кото-рых их ценят за врожденный талант, начинают переживать угрозу своему имиджу как смер-тельную опасность. «Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Они ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут»206.
Очевидно, что компания, не способная исправлять свои просчеты, не может процве-
тать.
**********
Если Enron погубила установка на данность, означает ли это, что у компаний, которые живут и здравствуют, имеется установка на рост? Давайте это выясним.
**********
|