Что делать?
Как правило, сами дети не могут остановить агрессоров, особенно когда те привлекают на свою сторону группы поддержки. Но школы могут – изменив школьную установку.
Школьная культура часто насаждает установку на данность или по меньшей мере отно-сится к ней терпимо. Почему-то считается вполне приемлемым то, что некоторые дети чув-ствуют себя выше других и вправе придираться к ним. И что некоторые дети – белые вороны и ничего нельзя сделать, чтобы помочь им.
Однако некоторые школы добились существенного снижения уровня буллинга, борясь с терпимостью к этому уродливому явлению и создавая атмосферу сотрудничества и само-совершенствования. Стэн Дэвис, школьный консультант и психотерапевт, разработал анти- буллинговую программу326, которая действительно работает. Она построена на результа-тах исследований норвежского психолога Дана Ольвеуса. Программа Дэвиса способствует тому, чтобы агрессоры изменили свое поведение, жертвы обрели поддержку, а окружающие
**********
почувствовали потребность прийти жертвам на помощь. За несколько лет случаи физиче-ского буллинга в его школе сократились на 93 процента, а вербального – на 53 процента.
Третьеклассница Дарла была упитанной девочкой, неумехой и плаксой. Она была такой привлекательной мишенью, что половина учеников класса ежедневно издевались над ней, поколачивали и по-всякому обзывали, стараясь перещеголять друг друга в изобрета-тельности и добиться всеобщего одобрения. Через некоторое время благодаря программе Дэвиса буллинг прекратился. Дарла смогла развить свои навыки общения и даже завела дру-зей. А затем она перешла в среднюю школу и через год пришла, чтобы рассказать, как у нее идут дела. Как оказалось, одноклассники из начальной школы продолжали поддерживать ее. Они помогли ей подружиться с новыми детьми и защищали от тех, кто хотел поиздеваться над ней.
Дэвису удалось изменить и самих агрессоров. Некоторые из одноклассников, спешив-ших помочь Дарле в средней школе, были теми самыми детьми, которые раньше травили ее.
А делает Дэвис вот что. Во-первых, вводя строгую дисциплину, он не осуждает агрес-соров лично. Никакой критики их качеств. Наоборот, он дает им почувствовать, что в школе их любят и ждут.
Далее он всячески поддерживает и высоко оценивает каждый шаг в нужном направ-лении. Но опять-таки он не хвалит человека лично – он восхваляет их усилия. «Я заметил, что ты не участвовал в драке. Это говорит мне о том, что ты работаешь над умением ладить с людьми»327. Как вы видите, Дэвис ведет своих учеников прямиком к установке на рост. Он помогает им увидеть свои поступки как часть действий, направленных на самосовершен-ствование. Даже если изменение в поведении агрессора было случайным, в следующий раз он может попытаться намеренно это повторить.
При разработке своей программы Стэн Дэвис активно использовал наши работы о похвале, критике и установках. Вот какое письмо я от него получила:
Дорогая д-р Дуэк, Ваше исследование в корне изменило мои методы работы с учениками.
Я уже вижу положительные результаты того, что я сам начал по-другому говорить с молодыми людьми и давать иные формулировки, комментируя их действия. В следующем году вся наша школа приступит к реализации инициативы по выстраиванию мотивации учеников на основе отзывов об их росте.
Ваш
Стэн Дэвис
Известный детский психолог Хаим Гинотт также показывает328, как учителя могут отучить агрессоров от привычки навешивать ярлыки и направить их на путь исправления и сопереживания. Ниже приводится письмо, которое учительница написала восьмилетнему агрессору из своего класса. Обратите внимание на то, что в ее словах нет осуждения, нет намеков на то, что он нехороший человек. Она лишь демонстрирует свое уважение к нему – говорит о его авторитете в классе и просит совета, используя при этом «взрослые» слова.
Дорогой Джей, Мама Энди сказала мне, что ее сын в этом году чувствовал
себя грустным и подавленным. Остракизм и оскорбления, которым он подвергался, сделали его очень одиноким. Эта ситуация беспокоит меня. Твой опыт как лидера класса делает тебя человеком, к которому, я чувствую, мне можно обратиться за советом. Я ценю твою способность к сочувствию чужой беде. Пожалуйста, напиши мне свои предложения о том, как мы можем помочь Энди.
**********
С искренними чувствами,
твоя учительница
В статье в New York Times, посвященной теме буллинга, Эрика Харриса и Дилана Кли-
болда называли «двумя неприспособленными к жизни подростками»329. Это правда. Они не смогли приспособиться. Но примечательно другое: вы никогда не услышите, чтобы агрес-соров называли неприспособленными к жизни. Потому что они не такие. Они отлично при-способлены. На самом деле это они определяют правила и правят школьной культурой.
Представление о том, что некоторые люди обладают правом вести себя жестоко по отношению к другим, – нездоровая позиция. Как указывает Стэн Дэвис, мы как общество отвергаем идею о праве на жестокое обращение с черными или на насилие над женщинами. Так почему же мы миримся с мыслью, что кто-то вправе вести себя грубо с нашими детьми?
Допуская это, мы оскорбляем также и самих агрессоров. Мы тем самым говорим им, что считаем их неспособными на нечто большее, и упускаем возможность помочь им дей-ствительно стать чем-то бо́льшим.
**********
|