Высокие стандарты и атмосфера внимания и заботы
Великие педагоги задают высокие стандарты для всех своих учеников, а не только для тех, кто уже демонстрирует успехи. Марва Коллинз с самого начала ставила планку очень высоко. Она вводила слова и понятия, которые были гораздо выше уровня, доступного ее ученикам на тот момент. И вместе с тем она с самого первого дня создавала атмосферу под-линной любви и заботы, обещая ученикам, что они добьются успеха. «Я уже люблю тебя
и буду любить тебя, даже если ты сам не будешь любить себя»361, – сказала она одному мальчику, который не хотел даже пробовать заниматься.
Должны ли учителя любить всех своих учеников? Нет. Но они обязаны заботиться о каждом из них.
80 Ицхак Перлман – американский скрипач, дирижер и педагог, один из самых знаменитых исполнителей второй поло-вины ХХ века, пятикратный обладатель премии «Грэмми». В детстве переболел полиомиелитом, отчего вынужден играть на скрипке сидя. Прим. пер.
**********
Преподаватели с установкой на данность создают атмосферу строгого «отбора». Они смотрят на первые результаты своих учеников и решают, кто из них умен, а кто глуп. И затем на «глупых» ставят крест. «Они – не моя забота».
Такие преподаватели не верят в самосовершенствование, а потому и не пробуют его стимулировать. Вспомните учителей с установкой на данность, которых я цитировала в тре-тьей главе. Они твердили:
«По своему опыту я знаю, что уровень результатов учеников в течение всего года по большому счету остается неизменным».
«Я как преподаватель не могу никак повлиять на интеллектуальные способности уче-ников».
Вот так работают стереотипы. Стереотипы говорят учителям, кто умница, а кто тупица. Так преподаватели с установкой на данность заранее решают, на кого из учеников можно махнуть рукой еще до того, как начинают с ними работать.
И еще кое-что о высоких стандартах и атмосфере внимания и заботы
Когда Бенджамин Блум изучал 120 выдающихся людей – концертирующих пианистов, скульпторов, пловцов, теннисистов, математиков и ученых-неврологов, – он сделал очень
интересное наблюдение 362. У большинства из них первые учительницы (или учителя) были невероятно сердечными и терпимыми. Не то чтобы их требования были невысокими, вовсе нет. Но они создавали атмосферу доверия, а не осуждения. Они как бы говорили: «Я буду учить вас», а не «Я буду оценивать ваш талант».
Читая о том, какие требования Коллинз и Эскуит предъявляли своим ученикам, при-чем всем своим ученикам, непросто в это поверить. Когда Коллинз стала принимать в свою школу и совсем маленьких детей, она требовала, чтобы каждый четырехлетка, который пошел в школу в сентябре, к Новому году уже умел читать. И они все умели. Дети в возрасте трех и четырех лет пользовались учебником для средней школы. Семилетки читали Wall Street Journal81. У детей постарше обсуждение «Республики» Платона перерастало в обсуж-дение «Демократии в Америке» Токвиля, «Скотного двора» Оруэлла, трудов Макиавелли и постановлений Городского совета Чикаго. В список литературы, составленный Марвой Коллинз для старших классов начальной школы, входили полное собрание пьес Антона Чехова, книга «Экспериментальная физика» и «Кентерберийские рассказы»82. Да, и, конечно
же, Шекспир. По словам самой Коллинз363, даже мальчикам, которые привыкли ковырять в зубах не зубочисткой, а ножиком с выкидным лезвием, Шекспир нравился, и они всегда просили «добавки».
И при всем этом Коллинз поддерживала исключительно добронамеренную атмосферу. Очень строгую, с четкой дисциплиной, но очень душевную. Марва Коллинз понимала: к ней ученики пришли от учителей, которые построили свою карьеру на том, что говорили детям, какие у них «дефекты». Поэтому она старалась сразу же донести до малышей мысль, что она их любит и уважает и как своих учеников, и как людей.
Рэйф Эскуит также выступал против снижения стандартов. В своей книге он рассказы-вает, как его школа праздновала результаты, полученные на общенациональном тесте по чте-нию, хотя они были на 20 баллов ниже, чем средний показатель по стране. Почему? Потому что они оказались на пару баллов выше, чем в предыдущем году. «Наверное, это важно – 81Wall Street Journal («Дневник Уолл-стрит») – влиятельная ежедневная деловая газета. Прим. пер.
82 «Кентерберийские рассказы» – произведение поэта XIV века Джеффри Чосера, состоящее из 24 новелл и написанное на языке средневековой Англии. Прим. пер.
**********
надеяться на лучшее и оставаться оптимистом, – говорит он, – но, поддаваясь иллюзиям, проблему не решить. Те, кто сегодня празднует провал, вряд ли пойдут завтра праздновать со своими бывшими учениками то, что те наконец-то нашли хоть и захудалую, но все же работу в дешевом кафе… Кто-то должен сказать детям, что они отстают, и предложить им план действий, а затем помочь наверстать упущенное»364.
Все пятиклассники Эскуита должны прочитать целый перечень книг, среди которых: «О мышах и людях», «Сын Америки», «Схороните мое сердце у Вундед-Ни», «Клуб радо-сти и удачи», «Дневник Анны Франк», «Убить пересмешника» и «Сепаратный мир»83. Каж-дый из его шестиклашек сдает экзамен по алгебре, который заставил бы большинство семи–
и восьмиклассников изрядно попотеть. Но опять-таки все происходит в атмосфере любви
и глубокой личной заинтересованности в успехе каждого ученика.
«Требовательность и забота» – так в двух словах описывает свой подход Делэй. Одна из бывших ее учениц выражает это по-другому: «Гений мисс Делэй кроется отчасти и в ее умении ввести людей в такое расположение духа, при котором они могут дать все лучшее, что в них есть… Очень немногие преподаватели способны полностью задействовать весь твой потенциал. Мисс Делэй владеет этим дарованием. Она умеет бросить тебе вызов и в
то же время дать почувствовать, как тебя холят и лелеют»365.
|