Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Спадковість та конституція


Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 662



Обычно средневековое градостроительство Среднего Востока трактуется как стихийно слагаемое в течение веков городское поселение, которое современному исследователю пред­ставляется остатками наслоений материальной культуры. И только глубокое проникновение в творческий метод средневекового зодчего, в идеалы общественного мировоззрения определен­ной эпохи , позволяет выявить глубинные корни градостроительного искусства. В этом отноше­нии представляется наиболее приемлемой ландшафтный аспект рассмотрения средневекового градостроительства.

Именно с попыток взаимодействия с окружающей природой впервые сталкивается сред­невековый «градостроитель» («шахрсоз») в своей профессиональной деятельности. При этом архитектура города уже в древности воспринималась как жизненная среда человека. Поэтому «градостроитель» осуществляет системный подход к пониманию многогранности архитектуры со всеми ее внутренними закономерностями. Системный подход был, в первую очередь, в реше­нии проблемы взаимосвязи естественной природной среды с объектами архитектур­ного творчества, в данном случае с городскими поселениями.

Облик феодального среднеазиатского города отражает классовую структуру. Возвышенная цитадель арк, или кала с мощными стенами и башнями, включает дворец правите­ля, хана, наместника, бека и др., монетный двор, казно­хранилище, тюрьму. В шахристанах обычно размещались крытые базары, обширные пятничные мечети, высокие мина­реты, караван-сараи, бани, дома придворной знати и чиновникков, крупных купцов, богатые медресе. В рабадах, имевших также базары, проживали ремесленники, землевладельцы, садоводы. Город разбивался на кварталы (гузары, махали), ко­торые заселялись по профессиональному признаку ремесла и торговли. Каждый квартал имел свой хауз (бассейн) и свою квартальную мечеть. Города замыкались крепостными стена­ми, останавливавшими на ряд столетий их естественный рост. Вследствие этого в больших городах, при стихийной за­стройке и перестройках с увеличением народонаселения, созда­валась большая скученность и теснота. Каждый домовладелец старался увеличить свой дом за счёт улицы или переулков.

Крепостные стены сооружались из «пахсы» и укреплялись башнями. В городах и на больших караванных дорогах строились вместительные караван-сараи для остановки и ночлега купцов и паломников. В больших городах крытые рынки с купольными сооружениями устраивались в местах пересечения улиц. Сохранились старинные бани, арочные мосты и другие постройки. Большие возможности для изучения средневекового зодчества Средней Азии дает архитектура гражданских жилых и общественных зданий XIX века, сохранившая традиции средневекового зодчества.

В начале ХII века нашествие монголов наносит страшный удар государственной и культурной жизни Средней Азии. Многие города подвергаются разграблению и разрушению.

Первым возродился из руин Ургенч, затем и другие города Средней Азии.

С VII—VIII в. получает распространение жженый кирпич как строительный материал для крупных зданий. В X—XII веках почти все монументальные постройки строит из жженого кирпича. Наряду с этим совершенствуются при­емы конструкций и формы сырцовой архитектуры, которая па протяжении всей истории продолжает обслу­живать массовое строительство.

С переходом к строительству больших зданий из жженого кирпича и ганча усложняется специализация мастеров, объе­диненных в феодальном городе в особые ремесленные цехи.

Цехи строителей включали мастеров по глинобитным сте­нам и изготовлению кирпича, кирпичников по кладке стен и сводов, деревообделочников, мастеров по обработке ганча, штукатуров, мастеров по художественной резьбе и др.; ху­дожники по росписям и каллиграфы имели свой цех.

В каж­дом городе строители имели только один цех, возглавляемый старшиной. Цеховая организация строителей являлась одно­временно и школой по подготовке молодых мастеров; она способствовала созданию наиболее совершенных строитель­ных, архитектурных и художественных приемов и передаче теории, практики и традиции от одного поколения к другому.

Основная литература: 1[182-190]; 3[11-17];

Дополнительная литература:

Контрольные вопросы:

1. Как оформлялась михрабная ниша в мечетях, куда необходимо ее ориентировать;

2. Какие административные службы располагались в цитадели;

3. Какие сооружения размещались на территории шахристана;

4. Каких мастеров включали цехи строителей;

5. Дайте определение термину «шахрсоз».


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фізичні фактори | Біологічні фактори
1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.183 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.183 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7