Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
ГарячкаДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 675
В XVI-XVII веках очаги культурной деятельности в Средней Азии сокращаются, концентрируясь в немногих крупных городах. Тем не менее этот период ознаменован определенным подъемом строительной деятельности. Архитектурная программа оставалась прежней: массовые жилища и дворцы богачей, рыночные строения и караван-сараи, культовые здания ислама: мечети, ханака, медресе.Сооружения монументального зодчества отличает значительность масштабов, немногим уступающая архитектуре времени Тимуридов. В первой половине XVI века им присуще великолепие декора - обильная позолота, резное дерево и мрамор, наборные резные мозаики. Во второй половине столетия экономические трудности в стране и тяготы постоянных военных походов приводят к резкому сокращению ассигнований на строительство, в то время как сами масштабы его, особенно при Абдуллахане, возрастают. Перед зодчими возникает задача разработки более экономичных конструкций и отделочных материалов. Возводятся пустотелые с внутренней засыпкой и в силу этого непрочные стены; взамен дорогих и трудоемких резных мозаик выделываются майоликовые плиты с мутным, растекающимся узором. В интерьерах вместо сверкающих позолотой росписей вводится простая по исполнению, но весьма эффектная в своей графической узорности двухцветная резьба по гипсу. Архитектурные достижения этой поры связаны с дальнейшим развитием сводчатой техники, обогащающей эстетическое восприятие интерьеров. Многообразны в своих построениях и сочетаниях системы несущих арок, гибких гуртов, взбегающих веером от стен, расходясь и дробясь в сложнейших пространственных фигурах при переходе к завершающей чаше купола. Художественное выражение конструкции - таково драгоценное качество сводчатых композиций XVI века. Однако в XVII столетии они приобретают все более декоративные черты, взамен технической целесообразности зодчие стремятся к внешнему эффекту дробных сложно-пространственных построений, нередко маскирующих конструкцию и даже вступающих в противоречие с ней. Развитие архитектуры Средней Азии в XVL-XVII веках шло по пути закрепления ряда традиционных решений, разработанных в предшествующие века и следования каноническим схемам, варьирующимся лишь в деталях. Это неуклонное соподчинение неким эталонам ограничивало созидательные возможности зодчих рамками комбинаций и перегруппировки отдельных архитектурных форм и деталей. Существование неких «типовых» проектов подтверждают сохранившиеся архитектурные чертежи XVI века бухарского происхождения, среди которых планы караван-сарая, рабата, сардобы, ханака. Чертежи построены на квадратной сетке модулей (гязов; абсолютная величина их колебалась в разных районах). Сопоставление памятников среднеазиатской архитектуры XVI-XVII веков с этими чертежами выявляет их близость, но не идентичность: в практике зодчие старались не повторять типовую схему, а создавать ее варианты. От рассматриваемой эпохи дошло немало зданий культовой архитектуры и некоторые постройки гражданского зодчества. Основная литература: 1[330-350]; 2[26-56]; 3[15-26]; 5[35-58]; Дополнительная литература: Контрольные вопросы: 1. Укажите причины, вызвавшие спад строительного производства рассматриваемого периода; 2. Охарактеризуйте основные строительные приемы, применяемые в данный период; 3. Укажите основные типы общественных и культовых зданий Средней Азии XVI-XVII вв. 4. Какие характерные особенности присущи общественно-культовым зданиям Средней Азии XVI-XVII вв. 5. Существовали ли «типовые проекты» в Средней Азии XVI-XVII вв.
|