Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Пошкодження клітиниДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 663
Медресе — это высшая мусульманская духовная школа. Здание медресе имеет специфическую планировку. Двор окружен помещениями, чаще в два этажа, в которых расположены мечеть, аудитории для занятий и многочисленные небольшие кельи для учащихся и преподавателей. С улицы медресе имеет глухие стены, и только лицевой фасад, как правило, украшен богато декорированным порталом. В Средней Азии не сохранились здания медресе древнее XV века, но они строились и раньше. Прочность конструкций и суеверная боязнь трогать места погребений сохранили до наших дней большое число мавзолеев, многие из которых представляют шедевры средневекового зодчества, и относятся к культово-мемориальному типу. В большом количестве дошли до нас надгробные сооружения - мавзолеи - над могилами мусульманских святых и других особо почитавшихся лиц. Мавзолеи из века в век поддерживались и ремонтировались, чем и объясняется их сравнительно хорошая сохранность. Были ли в Средней Азии мавзолеи и в домусульманское время, пока неизвестно. Можно предполагать, что строительство мавзолеев в Средней Азии возникло лишь с распространением мусульманского культа. Так, например, известно, что турецкие ханы, султаны и атабеки стали строить мавзолеи для себя, своих жен и родственников только после принятия ислама. Бесспорно, однако, что в мусульманской среде сооружение мавзолеев для погребения выдающихся государственных и религиозных деятелей было общепризнанной нормой. Композиция среднеазиатских мавзолеев XI-начала XIII века следует нескольким типам, которые присущи определенным региональным школам. В Хорасане и Тохаристане преобладал центрально-купольный тип: кубовидный объем, увенчанный сферо-коническим куполом, иногда приподнятым на барабане; главный фасад нередко подчеркнут более богатой, чем остальные, декоративной разработкой (мавзолеи Султана Санджара, Абдуллы ибн Бурейды, Ярты-Гумбез, Ак-Астана-Баба). Иногда в его средней трети слегка выступает возвышенный портал (мавзолеи Мунтасира, Серахс-Баба, Абу-Саида). Для караха-нидских мавзолеев Узгена типична портально-купольная композиция, в которой господствовал портальный вход с обширной аркой в П-образной раме с купольной усыпальницей (гурханой) за ним. Для Хорезма характерны шатровые мавзолеи: в них над квадратным основанием приподнят на высоком, многогранном барабане конический или пирамидальный купол (мавзолеи Фахреддина-Рази и Текеша). В Дахистане встречаются усыпальницы круглого или многогранного плана с выдвинутым порталом (Машади-Месториан). Эта приверженность к определенной архитектурной типологии в постройках единого назначения, которые, однако, не повторяют некий непреложный стандарт, но всякий раз дают новую версию единой темы, служит показателем формирования в областях средневековой Средней Азии крупных локальных архитектурных школ. Достаточно сопоставить два таких шедевра мемориальной архитектуры, как мавзолей Санджара в Мерве (40-е гг. XII в.) и Текеша в Куня-Ургенче (ок. 1200 г.). В обоих постройках основная задача едина: прославление в потомстве памяти о могущественных владыках. Един и конечный эффект: простота архитектурного замысла и величие его воплощения. Но средства выразительности в них совершенно иные. В мавзолее Санджара куб гладких стен увенчан ажурной аркадой, над которой поднимается на восьмигранном барабане сферо-конический, некогда голубой купол. В мавзолее Текеша над квадратной призмой стен возвышается массивный, в треугольных гофрах, связанных цепочкой арочек, барабан, увенчанный шатром, на котором вырисовывается геометрический узор. В Тохаристане существуют композиции двух мавзолеев, соединенных глубоким айваном (Султан-Саодат, Ходжа-Машад). В узгенском ансамбле три разновременных мавзолея караханидских ханов связаны в единое архитектурное целое. В Самарканде у мнимой могилы Кусама ибн-Аббаса в XI-XII веках появляются первые постройки Шахи-Зинды, значительный ансамбль усыпальниц и мечети с минаретом возник в Баласагуне (Бурана). Существенную черту архитектуры поры развитого средневековья составляло применение зодчими законов геометрического пропорционирования. Анализ сохранившихся зданий свидетельствует, что построения планов, объемов, внутреннего пространства интерьеров следуют строгим правилам геометрической гармонии. Она достигалась соотношением как кратных чисел путем применения модуля (гяза), так и иррациональных чисел, связанных с соотношениями треугольников или же диагоналей квадрата и их производных. Использование этих закономерностей широко входит и в узоропостроения на поверхности и на плоскости. Никогда ни до, ни после геометрический узор-гирих не достигал в Средней Азии такого богатства и разнообразия, как в XI-XII веках. Геометрической разбивке подчинялся и растительный узор, а его элементы следовали контурам криволинейных фигур -круга, волны, спирали. Эпиграфический орнамент по сравнению с архитектурными надписями IX-X веков также заметно усложнился - возникло письмо цветущее куфи, где буквы перерастают в растительные завершения; большую роль стало играть гибкое несхи со свободным движением буквенных сплетений. Архитектура и архитектурный, декор Средней Азии XI-начала XIII века Основная литература: 1[210-300]; 4[54-68, 70-74]; 7[8-25]; Дополнительная литература: Контрольные вопросы: 1. Дайте развернутое объяснение термину «медресе»; 2. Укажите характерные функциональные и архитектурно-планировочные особенности медресе; 3. Укажите характерные функциональные и архитектурно-планировочные особенности мавзолеев; 4. Опишите архитектуру и декор культово-общественных и мемориальных зданий изучаемого периода; 5. Приведите характерные особенности культовой архитектуры XI-XII веков.
|